Толерантность к себе и к другим

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


Воспитание у подростков терпимого отношения к себе и к окружающим независимо от личностных особенностей, убеждений, этнической принад­лежности является актуальной проблемой на современном этапе образова­ния. Подростковый возраст - важнейший период в психосоциальном разви­тии человека. Подросток - уже не ребенок, но еще не взрослый. Он активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит оттого, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия - это основа для осуществления выбора бу­дущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования че­ловечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, фор­мирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира.

Основные принципы обучения и воспитания подрастающих поколений в духе терпимости:

  • воспитание в духе открытости и понимания других народов, многообразие их культур и историй;
  • обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разногласий и конфликтов;
  • воспитание уважения к другим, солидарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности признания множественности человеческого сущест­вования в различных культурных и социальных контекстах.

Понимание толерантности не однозначно в разных культурах; оно зависит от исторического опыта народов. В английском языке, в соответствии с Окс­фордским словарем, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском - уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взгля­дов. В китайском языке быть толерантным значит позволять, допускать, про­являть великодушие в отношении других. В арабском  толерантность - «про­щение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благо­склонность, терпение расположенность к другим». В персидском языке - «терпение, выносливость, готовность к примирению».

В русском языке существуют два слова со сходным значением - толе­рантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используется в ме­дицине и в гуманитарных науках и означает отсутствие или ослабление реа­гирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает способность, уме­ние терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступ­кам других людей.

В современном обществе толерантность должна стать сознательно формируемой моделью взаимоотношений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать понимание толерантности, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обыденном языке. Это произойдет то­гда, когда понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школьного учителя.

В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ отдоминирования и насилия; призна­ние многомерности и многообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ отсведения этого многообразия к единообразию или к преобладанию какой-то одной точки зрения. Толерантность предполагает готовность при­нять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конфор­мизму, ущемлению собственных интересов.

В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтересованных сторон. Толерантность является важным компонентом жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением от­носящейся к позициям n ценностям других людей. Одна из главных задач в работе по теме «Толерантность» - сделать это понятие близким и ясным для каждого ребенка. Она решается через ознакомление подростков не только с известными формулировками, но и со многими нюансами этого достаточно сложного термина. Для этого на занятиях в форме тренинга, кроме специаль­ной лекции, которую читает ведущий, используется групповой «мозговой штурм» по выработке определений толерантности в группе, формулирова­нию общего, итогового определения. Это определение сравнивается с уже существующими. Кроме того, в ходе работы происходит освоение социаль­ных критериев и показателей толерантности.

Толерантная личность - это человек, хорошо знающий себя и при­знающий других. Проявление сочувствия, сострадания - важнейшая цен­ность толерантного общества и черта толерантного человека. В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроение обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением по­ставить себя на место другого. На занятиях с подростками этой проблеме не­обходимо уделять особое внимание.

Прежде всего, ученики знакомятся с критериями толерантности:

  • равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленче­ским, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, при­надлежности к какой-либо другой социальной группе);
  • взаимоуважение членов группы или общества, доброжелательность и терпимое отношение к различным группам (инвалидам, беженцам и др.);
  • равные возможности для участия в политической жизни всех членов общества;
  • сохранение и развитие культурной самобытности и языков нацио­нальных меньшинств;
  • охват событиями общественного характера, праздниками как можно большего числа людей, если это не противоречит их культурным              традициям и религиозным верованиям;
  • возможность следовать своим традициям для всех культур, пред­ставленных в обществе;
  • свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и   возможности других членов общества;
  • сотрудничество и солидарность в решении общих экологических, социальных, экономических проблем;
  • позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах межэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Занятия с обучающимися, воспитанниками проводятся в форме тренинга продолжительно­стью 40-50 мин. Каждое занятие состоит из трех частей:

Энергизаторы: упражнения, способствующие активизации участников, созда­нию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплочен­ности.

Основное содержание  занятия:включает в себя мини-лекции, игры «Моз­говой штурм» и задания, помогающие понять и усвоить главную тему заня­тия.

Рефлексия.В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы уча­стники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, по­говорить о своем настроении. Кроме того, на любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, напри­мер:

- Что вы сейчас чувствуете?

- Какими мыслями вы хотели бы поделиться?

- Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнения?

- Что показалось вам наиболее интересным, неожиданным?

Ниже приведем пример занятия.

Тема: «Толерантность: что это?»

Цели:

  • ознакомить подростков с понятием «толерантность»;
  • стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности;  

    Энергизатор: Участники группы хаотично передвигаются по комнате и приветствуют друг друга разными способами, но не вербально.

Вводная часть:озвучивается тема,  принимаются правила работы в груп­пе:

  • конфиденциальность;
  • принцип добровольного участия в группе; . доброжелательная, открытая атмосфера.

Энергизатор «Чем мы похожи?» - члены группы сидят в кругу. Ведущий приглашает в круг одного из участников на основе какого-либо реального или воображаемого сходства с собой (цвет волос, одинаковый рост, одинако­вые черты характера).

Он выходит в круг и приглашает выйти ещё кого-нибудь из участников по тому же принципу. Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы окажутся в кругу.

Основная часть занятия «Мозговой штурм».

Цели:

  • дать возможность участникам сформулировать понятие толе­рантности;
  • показать многоаспектность понятия «толерантность».

На большом листе ватмана крупно написаны: слева - «Толерантность», справа - «Нетерпимость». Каждый участник дает свое определение толе­рантности, затем нетерпимости. Ведущий записывает определение участни­ков в два столбика. Определение должно быть кратким и емким. После того, как участники представили свои формулировки, ведущий поворачивает зара­нее заготовленные определения «лицом» к аудитории. Участники имеют возможность ознакомиться с существующими определениями и высказать свое отношение к ним.

Обсуждение:Ведущий задает следующие вопросы:

- Что отличает определение?

- Есть ли что-то, что объединяет какие-то из предложенных определений?

- Какое определение наиболее удачно?

- Можно ли дать одно определение понятию «толерантность»?

В процессе обсуждения следует обратить внимание на следующие мо­менты:

  • понятие «толерантность» имеет множество сторон;
  • каждое из определений выявило какую-то грань толерантности.

Энергизатор «Комплимент». Ведущий предлагает участникам придумать комплименты друг другу. Он бросает мяч одному из участников и говорит ему комплимент. Получивший мяч бросает его тому, кому хочет сказать свой комплимент, и так далее. Важно проследить, чтобы комплимент был сказан каждому участнику.

Рефлексия занятия:

    • Некоторые из вас впервые познакомились с понятием «толерантность». Какое из определений толерантности вызвало у вас наи­больший отклик?
    • Представьте себе, что перед вами стоят «золотой ларец» и «мусор­ное ведро». Какие впечатления, чувства, полученные на сегодняш­нем занятии, вы бы положили в «золотой ларец», а какие - выброси­ли бы в «мусорное ведро»?