Урок-исследование по теме "Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки"

Разделы: География


Цели и задачи урока:

  1. Изучить особенности поверхности суши и закономерности размещения полезных ископаемых.
  2. Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, сопоставление географических карт.
  3. Развивать любознательность.

Оборудование урока:
физическая карта полушарий; карта «Строения земной коры»; картины «Анды»; «Бразильское плоскогорье»; мультимедиа;

Тип урока: урок - исследование
Методы урока: словесный; проблемно-поисковый; самостоятельная работа;

Ход урока:

Организация учащихся на урок.
Проверка и оценка знаний.
Игра «найди меня».

На доске запись:

1 ВАРИАНТ 

  1. Карибское 
  2. Атлантический
  3. Тихий
  4. Магелланов
  5. Огненная Земля
  6. Христофор Колумб
  7. Америго Веспучи
  8. Панамский
 

2 ВАРИАНТ

8
7
6
5
4
3
2
1

Последовательность диктовки:

  1. Узкий извилистый пролив
  2. Канал соединяющий два океана
  3. Океан, омывающий восточные берега
  4. Путешественник, совершивший несколько плаваний к берегам Юж.Америки
  5. Океан, омывающий западные берега Юж.Америки
  6. Море на севере Юж.Америки
  7. Путешественник, чьим именем назван материк
  8. Остров на юге материка.

Проверка: 1 вариант- 4,8,2,6,3,1,7,5
2 вариант-5,1,7,3,6,8,2,4

Изучение нового материала.
Материк Южная Америка – материк рекордов.
Давайте назовем рекорды….?
Самый влажный, …и т. д. (учащиеся называют рекорды материка)
А сейчас перейдем к исследованию поверхности материка.
Работа с атласами и физ. картой.
Назовите и покажите формы рельефа материка?
Что можно сказать о западной части материка?
Что можно сказать о восточной части материка?
С какими материками по форме рельефа схожа Южной Америка?
Вывод: (делают учащиеся)
Рельеф Южной Америки разнообразен. Здесь протянулась самая длинная горная цепь АНДЫ с высочайшей вершиной г. АКОНКАГУА, величайшая низменность АМАЗОНСКАЯ , ее еще называют местные жители БОЛОТОМ ДЬЯВОЛА, обширные нагорья ГВИАНСКОЕ И БРАЗИЛЬСКОЕ, многочисленные действующие и потухшие вулканы ЛЬЮЛЬЯЛЬЯКО, САН-ПЕДРО, ЧИМБОРАСО между цепями гор затерялось высокогорное озеро ТИТИКАКА, в долине  р. Парана – ЛА-ПЛАТСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ ,а на севере , в долине р. Ориноко- ОРИНОКСКАЯ НИЗМЕННОСТЬ.

Работа с картами (тектонической, физической). Работа в тетрадях.
Теперь приступим к исследованию материка. Давайте, разрежем материк как пирог и посмотрим, что у него внутри.
В тетрадях сделаем схематический профиль Южной Америки по 8 Ю.Ш. 7000 м Анды.

Исследуем маршрут от Тихого океана до Атлантического.
От побережья Тихого океана на нашем пути стеной встают горы Анды.
Картина гор Анд.

  • определите, какого возраста эти горы ?
  • что лежит в основании гор Анд?
  • о свидетельствует наличие многочисленных действующих и потухших вулканов ?
  • ( рассказ учащегося о извержении вулканов в Чили в 1960 г.)
  • чтение детьми статьи в учебнике с. 149 ( наблюдение извержение вулкана А.Гумбольдта).
  • какими полезными ископаемыми богаты горы?

Далее опускаемся с гор и попадаем на обширные просторы Амазонской низменности.

  • определить высоту низменности
  • что лежит в основании низменности?
  • какие полезные ископаемые встречаются?

Вывод: в прогибах платформы лежат низменные участки. Они сложены осадочными породами. Эти участки удобны для строительства городов, железных дорог, земледелия.
Продолжаем движение к Атлантическому океану.
Картина « Бразильское нагорье»

  • что происходит с платформой?

Вывод: выход древней платформы образует кристаллический щит в основании Бразильского и Гвианского плоскогорья. Это результат взаимодействия  двух литосферных плит – океанической и континентальной.

  • отметить полезные ископаемые

Мы исследовали поверхность материка, узнали особенности рельефа.
Анализ:Что вы узнали в результате исследования Южной Америки?

  • Какие две части можно выделить в рельефе материка?
  • Какие процессы формируют запад материка?
  • На какой платформе лежит материк?
  • Какие формы рельефа соответствуют устойчивым участкам платформы?
  • Где располагаются подвижные участки земной коры?
  • Какие формы рельефа им соответствуют?
  • Как они образовались?
  • Какие низменности лежат в прогибах платформы?
  • Какими породами они сложены?

Работа по контурным картам

  • надпишите формы рельефа Южной Америки
  • условными знаками нанесите полезные ископаемые
  • звездочками отметьте вулканы

Игра для закрепления знаний: «Отметь правильный ответ…»
Учащиеся получаю звездочки. На одном луче написан вопрос, на других - варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ.

1.Горы в Юж.Америки расположены (западе, востоке, юге, севере)
2.Наибольшей ширины Анды достигают (севере, у экватора, в центральной части, юге)
3. Самая высокая вершина Анд (Чимборасо,Ильямпу,Бонет,Аконкагуа)
4. Крупная равнина материка – (Амазонская, Ла – Платская Гвианское плоскогорье, Бразильское плоскогорье)

Итог.
Учащиеся проводят рефлексию своей деятельности.
Анализируют результаты, степень участия в работе других учащихся.
Что делали ученики на уроке?
Что делал учитель?

Оценки. Домашнее задание

Литература:

  1. Учебник География материков и океанов В.А.Коринская
  2. Поурочные планы к учебнику В.А.Коринская
  3. Занимательная география состовитель Г.Н.Якуш