Урок по окружающему миру в 3-м классе "Семейный бюджет" с использованием информационных технологий

Разделы: Начальная школа


Тип урока: изучение новой темы.

Формы и способы применения ИКТ на данном уроке:

№ п/п Этап урока Форма использования ИКТ Цель использования ИКТ
1 Проверка домашнего задания Презентация “Семейный бюджет” Акцентирование внимания на ранее изученном материале
2 Изучение нового материала Презентация “Семейный бюджет” Повышение качества обучения, развитие познавательного интереса
3 Актуализация опорных знаний Презентация “Семейный бюджет” Закрепление полученных знаний посредством визуализации.

Цель урока:

  1. Познакомить детей с понятиями “бюджет”, “доход”, “расход”, “накопление”, “экономия”.
  2. Познакомить с правилами составления семейного бюджета.
  3. Развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление. – Воспитывать чувство бережливости, экономичности.

Задачи урока:

  1. Учащиеся должны овладеть новыми терминами.
  2. Учащиеся понять принцип построения семейного бюджета.
  3. Учащиеся должны приобрести навыки экономичности, бережливости.

Оборудование:

  1. Презентация в Power Point.
  2. Школьная доска.
  3. Учебники (“Мир вокруг нас” А.А.Плешаков).
  4. Письменные принадлежности.

Домашнее задание: Практическое.

План урока:

Этап урока Использование ЦОР
Слайд №...
Содержание слайда Деятельность учителя Деятельность учеников Прогнозируемый результат
1. Организационный Приветствие учеников. Приветствие учителя.
2. Фронтальный опрос. Слайд № 1 Презентации “Семейный бюджет”. Задает вопросы, используя запись. Отвечают на вопросы. Повторение изученного материала.
3. Работа над новой темой. Слайд № 2 Презентации “Семейный бюджет”. Тема урока “Семейный бюджет”. Цели: узнать что такое семейный бюджет ; как его составлять. Сформулируйте цель урока, используя опорную запись. Устно формулируют цели урока. Осмысление поставленных целей урока, привлечение внимания к новой теме.
Слайд № 3 Презентации “Семейный бюджет”. Введение в сказку. Четверостишие. Читают четверостишие. Повышение интереса к уроку.
Слайд № 4, 5 Презентации “Семейный бюджет”, учебник с.77–79 Виды семейного дохода. Выделите по ходу сказки, какие виды доходов может получать семья. Формулируют вывод. Самостоятельное изучение темы.
Слайд № 6, 7 Презентации “Семейный бюджет”. Виды семейных расходов. На что в семье тратятся деньги? Формулируют вывод.
4. Актуализация опорных знаний. Слайд № 8 Презентации “Семейный бюджет”. Виды экономии денег в семье. Класс делится на группы. На чем можно сэкономить деньги? Находят пути экономии. Смена типа работы. Концентрация внимания.
5. Первичное закрепление. Слайд № 9 Презентации “Семейный бюджет”. Вопросы по изучаемой теме. Задает вопросы, используя запись. Отвечают на вопросы. Обобщение полученных знаний.
6. Вторичное закрепление. Составить список расходов на один день. Выполняют задание. Повышение интереса к уроку.
7. Подведение итогов.     Выставление оценок. Домашнее задание: Практическое.    

Используемые информационные источники

  1. Учебники ( “Мир вокруг нас” А. А. Плешаков).
  2. Методическое пособие для учителя.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания. (Слайд 1).

– Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов государства.)

– Что означает денежная сумка, изображенная в учебнике на с. 73? (Бюджет.)

– Как называются деньги, которые в нее кладут? (Доходы.)

– Как называются деньги, которые тратят? (Расходы.)

– Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? (Налоги.)

3. Изучение нового материала. (Слайд 2, слайд 3).

1) Сказка.

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.

Вечером собралась вся семья вместе. Толкаясь, в окошко ворвались сорванцы мальчики – мушата. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним влетел отец, усталый после работы. Мальчики – мушата громко спорили о появлении у соседского Жжика нового самоката.

– Так, – сказал отец. – Сейчас разберемся. Только сидите тихо. Ты наш будущий ученый, – сказал он старшему сыну, студенту Жужику, – неси калькулятор, посчитаем. (Слайд 4, слайд 5).

Папа взял кусок высушенного лопуха, на котором там удобно писать сухой еловой палочкой, если обмакнуть ее в черничный сок, и написал “Доход”.

– Доход – это те денежки, которые мне платят на работе по озеленению и очистке нашего леса, т. е. моя заработная плата. Каждый месяц я приношу в дом и отдаю маме 1 500 денежек, – сообщил отец.

Мальчики посмотрели на него с уважением.

Дедушка и бабушка в стороне не остались.

– Мы тоже получаем денежки, по 300. Раз нас двое, то это 600 денежек.

– Как вы думаете какие денежки могли получать бабушка и дедушка? (Пенсию. Они тоже работали и теперь когда состарились и стали быстро уставать, стали получать денежки, которые называют пенсией.)

Студент Жужжик заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи, 200 денежек.

– О каких деньгах говорил Жужжик?

(О стипендии. Институт платит деньги за хорошую учебу, пока он не начнет работать).

Наша малышка тоже получает денежки пособие на ребенка добавила Муха-Цокотуха.

А теперь посчитаем доход нашей семьи:

  • заработная плата – 1500 денежек
  • пенсия – 600 денежек
  • стипендия – 200 денежек
  • пособие – 200 денежек

Итого: 2500 денежек

– Ура! Целых 2 тысячи да еще 500 денежек! Можно купить несколько самокатов!

– Как вы думаете так ли это? (Слайд 6)

Муха взяла листок и написала “Расход”.

– Как вы думаете, на что мама – муха тратила денежки?

– У меня на одни продукты уходит в месяц 1000 денежек. Зима на носу нужно купить теплые сапожки и варежки. На это я потрачу еще 600 денежек.

Бабушка вмешалась:

– Надо заплатить 100 денежек за квартиру, свет и воду.

– За детский сад еще нужно 100 денежек.

Папа и студент Жужжик потребовали 200 денежек, чтобы оплачивать транспорт. А мушата заинтересовались.

– Разве мы не будем ходить в лыжную секцию? А в кино разве мы не пойдем? А еще бабушка обещала купить книги о компьютерах.

А еще нужны учебники по защите леса, альбомы по рисованию, карандаши.

Бабушка с дедушкой вспомнили, что они собирались в театр, а Малышке нужно ко дню рождения купить куклу.

– Все высказалиь? – спросил папа. – Тогда подведем баланс. (Слайд 7) Что такое баланс не знал даже студент Жужжик.

Папа сложил цифры и получил 2 100 денежек. Затем, взял калькулятор и отнял от цифры “Доходы” (2500 денежек) цифру “Расходы” (2100 денежек).

– Ура! Осталось еще 400 “самокатных” денежек!

– Это не “самокатные” денежки, а наши накопления. Накопления – это то, что останется от дохода нашей семьи после того, как мы израсходуем денежки на все необходимое. Их можно отнести в банк. Если они хранятся в банке, то банк выплачивает проценты.

– Я хочу посоветовать где взять лишние денежки, – сказала бабушка.

– Где?

– Вот позади вас, малыши, кран, а из крана вода течет, а в коридоре лампочка горит, хотя еще и лучи солнца туда попадают. А мы платим и за свет, и за воду. Это – экономия. (Слайд 8)

– А на чем еще могли сэкономить мушки?

Физминутка

Утром мушки проснулись,
Улыбнулись, потянулись,
Быстро сделали зарядку:
Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки поднялись,
Лапки ставят на бочок,
На носочках скок – скок-скок,
А затем вприсядку,
Чтоб окрепли лапки.

2) Работа по учебнику (с. 77–79) (Слайд 9)

– О каких видах доходов узнали? (Выручка от продажи, прибыль от фирмы, гонорар, процент по вкладу.)

– Что такое “прибыль”?

4. Закрепление.

1) Задача.

Жужжик и Жижжик решили заработать. Они купили в киоске 100 газет по рублю за каждую, и стали их продавать на автомобильных перекрестках по 1 рубль 50 копеек за каждую. Какую прибыль получат мушата?

2) – Что такое гонорар?

– Что такое “процент по вкладу”?

– Существуют ли виды доходов, которые невозможно запланировать?

3) Самостоятельная работа.

Составить список расходов своей семьи на один день.

5. Подведение итогов.

– Что нужно для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство?

(Чтобы правильно вести домашнее хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет).

6. Домашнее задание.

С. 77–80, задания 1, 3. Составить бюджет своей семьи.