Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Урок по теме "Подтип – черепные. Общие признаки подтипа. Общая характеристика подкласса "Рыбы". Особенности внешнего строения"

Разделы: Преподавание биологии


Цель урока: развитие познавательной активности учащихся в процессе изучения нового материала.

Задачи урока.
Образовательные: а) выявить различия между живыми организмами подтипа Черепные и Бесчерепные животные;
б) способствовать пониманию связи между внешним строением  рыб и средой их обитания.
Развивающие: а) продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения биологических задач с помощью вепольного анализа;
б) развитие экспертных умений;
в) развитие умений сравнивать и анализировать информацию.
Воспитательные: а) совершенствовать навыки работы в команде;
б) развивать ораторские способности.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы, используемые на уроке: частично-поисковые, проблемное изложение, решение биологических проблем.

Педагогические приёмы: эвристическая беседа, анализ текста, сравнение информации, проведение простейших экспертных работ.

Оборудование: таблицы « тип Хордовые, класс Рыбы. Речной окунь»,   « Морские рыбы»,
«Пресноводные и проходные промысловые рыбы», аквариум с рыбками, иллюстрации с изображением рыб.

План урока

I Организационный момент
II Фронтальный опрос по повторению изученного материала
III Изучение нового материала и освоение новых способов деятельности
1 Постановка задач урока
2 Выявление основных отличительных особенностей животных, принадлежащих к подтипу          Черепные
3 Ознакомление с особенностями внешнего строения рыб: форма тела, окраска, черепицеобразное расположение чешуи, слизь, парные и непарные плавники, органы чувств (зрение, слух, обоняние, боковая линия )
4 Решение биологической проблемы с помощью вепольного анализа (знакомство с методом).
IV Первичное  закрепление  нового материала.
Выполнение простейших экспертных заданий
V Подведение итогов урока, выставление оценок, творческое домашнее задание.

Ход урока

Проверка готовности класса к уроку.
Повторение материала изученного на предыдущем уроке о признаках типа Хордовые и подтипа Бесчерепные.

Вопросы классу
1. Дать характеристику типа Хордовые.
2. Проанализируйте наличие или отсутствие признаков хордовых у ланцетника.
3. Несмотря на примитивность своего строения, ланцетники продолжают существовать в наше время. Почему они не вытеснены более высокоорганизованными хордовыми? (Ответы учащихся.)

 Учитель
Сегодня мы продолжаем знакомиться с организмами типа Хордовые и более подробно будем изучать признаки подтипа Черепные.
К этому подтипу принадлежит большинство хордовых животных: классы Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие.                                                                                                                                                                                  
Наши задачи на сегодняшний урок:
1) выявить отличительные признаки подтипа Черепные
2) изучить особенности внешнего строения представителей надкласса Рыбы в связи с их обитанием в водной среде.

Задание для учащихся.
Изучите текст учебника на стр.151 ( учебник Биология. Животные. В.Н. Константинов. В.Г. Бабенко. В.С.Кучменко) общие признаки подтипа Черепные. Выделите основные отличительные особенности животных, принадлежащих к подтипу Черепные. Работая в группах, подготовьте  одного отвечающего ( предполагаемый ответ: Опорой тела служит позвоночник, который у взрослых животных замещает хорду; совершенствуется  центральная нервная система, нервная трубка подразделяется  на головной и спинной мозг. Хорошо развиты органы чувств. Развивается череп. Формируются парные конечности. У наземных позвоночных - пятипалые. Появляется мускулистое сердце. Ведут активный образ жизни.)

Вопрос классу
Какие организмы, Бесчерепные или Черепные, являются более примитивными  и древними?
Ответ обоснуйте (предполагаемый ответ: более примитивными являются Бесчерепные т.к. у них пожизненно сохраняется хорда, не дифференцирована нервная трубка, пожизненно сохраняются  жаберные отверстия, нет сердца, слабо развиты органы чувств.)

Учитель
Подтип Черепные ( позвоночные) делится на несколько классов (показ  таблицы Систематика типа Хордовые). Сегодня мы будем говорить о надклассе Рыбы который делится на два класса: Хрящевые и Костные рыбы. Основной критерий такого деления – вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость.
Сегодня на уроке мы должны выяснить особенности внешнего строения рыб в связи  с их обитанием в воде.

Вопрос классу (работа в группах)
Вспомните,  какими особенностями обладает эта среда обитания? ( Предполагаемый ответ: большая плотность, чем воздух; отсутствие резких колебаний температур; подвижность; малая прозрачность; небольшое содержание кислорода по сравнению с воздухом).

Вопрос классу (работа в группах)
А теперь подумайте, какой должна быть форма тела в связи с плотностью среды? (Предполагаемый ответ: обтекаемая, без резких переходов).

Вопрос классу (работа в группах)
Посмотрите на таблицы, иллюстрации, на рыбок в аквариуме. Что вы можете сказать об окраске рыб? (Предполагаемый ответ: чаще окраска рыб серо-белая, кроме рыб коралловых  рифов, т.е. окраска покровительственная).

Вопрос классу (работа в группах)
Обратите внимание на окраску тела рыб сверху и снизу, одинакова ли она? Ответ обоснуйте.
(Предполагаемый ответ: у рыб брюхо светлее спины, сверху спина до известной степени сливается с тёмным фоном дна, а снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды).

Учитель
У рыб тело снаружи покрыто кожей, а в ней располагаются чешуи, черепицеобразно налегая друг на друга. Предположите, зачем такое расположение? ( защита кожи от механических повреждений, свободное движение тела во время плавания).
А какая рыба на ощупь? (она скользкая, покрыта слизью). Как вы думаете, для чего? (уменьшить сопротивление во время движения и защитить от бактерий).

Вопрос классу. А как передвигаются рыбы в воде? (с помощью плавников).

Задание классу
Прочтите на стр.153 второй абзац и подготовьте ответ на вопрос « С помощью каких плавников, рыбы передвигаются в