Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Урок по теме "Подтип – черепные. Общие признаки подтипа. Общая характеристика подкласса "Рыбы". Особенности внешнего строения"

Разделы: Преподавание биологии


Цель урока: развитие познавательной активности учащихся в процессе изучения нового материала.

Задачи урока.
Образовательные: а) выявить различия между живыми организмами подтипа Черепные и Бесчерепные животные;
б) способствовать пониманию связи между внешним строением  рыб и средой их обитания.
Развивающие: а) продолжить развитие логического мышления школьников посредством решения биологических задач с помощью вепольного анализа;
б) развитие экспертных умений;
в) развитие умений сравнивать и анализировать информацию.
Воспитательные: а) совершенствовать навыки работы в команде;
б) развивать ораторские способности.

Формы работы на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы, используемые на уроке: частично-поисковые, проблемное изложение, решение биологических проблем.

Педагогические приёмы: эвристическая беседа, анализ текста, сравнение информации, проведение простейших экспертных работ.

Оборудование: таблицы « тип Хордовые, класс Рыбы. Речной окунь»,   « Морские рыбы»,
«Пресноводные и проходные промысловые рыбы», аквариум с рыбками, иллюстрации с изображением рыб.

План урока

I Организационный момент
II Фронтальный опрос по повторению изученного материала
III Изучение нового материала и освоение новых способов деятельности
1 Постановка задач урока
2 Выявление основных отличительных особенностей животных, принадлежащих к подтипу          Черепные
3 Ознакомление с особенностями внешнего строения рыб: форма тела, окраска, черепицеобразное расположение чешуи, слизь, парные и непарные плавники, органы чувств (зрение, слух, обоняние, боковая линия )
4 Решение биологической проблемы с помощью вепольного анализа (знакомство с методом).
IV Первичное  закрепление  нового материала.
Выполнение простейших экспертных заданий
V Подведение итогов урока, выставление оценок, творческое домашнее задание.

Ход урока

Проверка готовности класса к уроку.
Повторение материала изученного на предыдущем уроке о признаках типа Хордовые и подтипа Бесчерепные.

Вопросы классу
1. Дать характеристику типа Хордовые.
2. Проанализируйте наличие или отсутствие признаков хордовых у ланцетника.
3. Несмотря на примитивность своего строения, ланцетники продолжают существовать в наше время. Почему они не вытеснены более высокоорганизованными хордовыми? (Ответы учащихся.)

 Учитель
Сегодня мы продолжаем знакомиться с организмами типа Хордовые и более подробно будем изучать признаки подтипа Черепные.
К этому подтипу принадлежит большинство хордовых животных: классы Хрящевые и Костные рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы и Млекопитающие.                                                                                                                                                                                  
Наши задачи на сегодняшний урок:
1) выявить отличительные признаки подтипа Черепные
2) изучить особенности внешнего строения представителей надкласса Рыбы в связи с их обитанием в водной среде.

Задание для учащихся.
Изучите текст учебника на стр.151 ( учебник Биология. Животные. В.Н. Константинов. В.Г. Бабенко. В.С.Кучменко) общие признаки подтипа Черепные. Выделите основные отличительные особенности животных, принадлежащих к подтипу Черепные. Работая в группах, подготовьте  одного отвечающего ( предполагаемый ответ: Опорой тела служит позвоночник, который у взрослых животных замещает хорду; совершенствуется  центральная нервная система, нервная трубка подразделяется  на головной и спинной мозг. Хорошо развиты органы чувств. Развивается череп. Формируются парные конечности. У наземных позвоночных - пятипалые. Появляется мускулистое сердце. Ведут активный образ жизни.)

Вопрос классу
Какие организмы, Бесчерепные или Черепные, являются более примитивными  и древними?
Ответ обоснуйте (предполагаемый ответ: более примитивными являются Бесчерепные т.к. у них пожизненно сохраняется хорда, не дифференцирована нервная трубка, пожизненно сохраняются  жаберные отверстия, нет сердца, слабо развиты органы чувств.)

Учитель
Подтип Черепные ( позвоночные) делится на несколько классов (показ  таблицы Систематика типа Хордовые). Сегодня мы будем говорить о надклассе Рыбы который делится на два класса: Хрящевые и Костные рыбы. Основной критерий такого деления – вещество, из которого состоит внутренний скелет рыб: хрящ или кость.
Сегодня на уроке мы должны выяснить особенности внешнего строения рыб в связи  с их обитанием в воде.

Вопрос классу (работа в группах)
Вспомните,  какими особенностями обладает эта среда обитания? ( Предполагаемый ответ: большая плотность, чем воздух; отсутствие резких колебаний температур; подвижность; малая прозрачность; небольшое содержание кислорода по сравнению с воздухом).

Вопрос классу (работа в группах)
А теперь подумайте, какой должна быть форма тела в связи с плотностью среды? (Предполагаемый ответ: обтекаемая, без резких переходов).

Вопрос классу (работа в группах)
Посмотрите на таблицы, иллюстрации, на рыбок в аквариуме. Что вы можете сказать об окраске рыб? (Предполагаемый ответ: чаще окраска рыб серо-белая, кроме рыб коралловых  рифов, т.е. окраска покровительственная).

Вопрос классу (работа в группах)
Обратите внимание на окраску тела рыб сверху и снизу, одинакова ли она? Ответ обоснуйте.
(Предполагаемый ответ: у рыб брюхо светлее спины, сверху спина до известной степени сливается с тёмным фоном дна, а снизу светлое брюхо менее заметно на светлом фоне поверхности воды).

Учитель
У рыб тело снаружи покрыто кожей, а в ней располагаются чешуи, черепицеобразно налегая друг на друга. Предположите, зачем такое расположение? ( защита кожи от механических повреждений, свободное движение тела во время плавания).
А какая рыба на ощупь? (она скользкая, покрыта слизью). Как вы думаете, для чего? (уменьшить сопротивление во время движения и защитить от бактерий).

Вопрос классу. А как передвигаются рыбы в воде? (с помощью плавников).

Задание классу
Прочтите на стр.153 второй абзац и подготовьте ответ на вопрос « С помощью каких плавников, рыбы передвигаются в воде и охарактеризуйте их функции?» (ответы учащихся и наблюдение за рыбками в аквариуме).

Учитель
А как рыбы ориентируются в пространстве? Для этого у них есть органы чувств: зрение, слух, органы обоняния, вкуса, орган боковой линии.
Рыбы более близоруки, чем наземные животные. Они видят на 2-3метра. Это связано с плотностью воды. Органов слуха на поверхности головы не видно: внутри черепа находится внутреннее ухо. Звуковые волны в воде рыба воспринимает всей поверхностью тела. Эти колебания вызывают раздражение нервных окончаний внутреннего уха, а возникшие возбуждения передаются по слуховым нервам к головному мозгу. Рядом с внутренним ухом находится орган равновесия, благодаря которому рыба ощущает положение своего тела.
Орган обоняния находится внутри ноздрей, с его помощью рыба ощущает запахи веществ растворённых в воде.
Орган вкуса - чувствительные клетки, которые находятся в ротовой полости и на поверхности тела.
У рыб существует ещё один орган чувств, орган боковой линии, каналы, лежащие в коже под чешуёй, на дне которых находятся чувствительные клетки, воспринимающие колебания воды. Этот  орган позволяет рыбам чувствовать потоки воды, обтекающие тело, различать в воде предметы благодаря волнам, которые от них исходят. Например, рыба безошибочно может в темноте определить расстояние до дафнии, которая проплывает мимо и совершить безошибочный бросок. Важна боковая линия и для защиты, вовремя сигнализируя о приближении хищника, а также для миграционных процессов.
А теперь, имея определённые знания об органах чувств у рыб, попробуем вместе проанализировать биологическую проблему и высказать гипотезы, позволяющие решить эту проблему.

Проблема. Известно, что в пещерных водоёмах обитают слепые рыбы. Как ориентируются слепые рыбы в таких условиях?
Для решения составим схему взаимодействия по условию проблемы
Слепые рыбы-------?--------среда водоёма
Составим подробное описание структурных ресурсов взаимодействующих элементов и оценим возможности каждого из них в организации взаимодействия (высказывания учащихся).
Ресурсы рыбы: чешуя, слизь, кожа, мышцы, скелет, органы чувств.
Среда водоёма: вода, каменистое дно, течения, температура и химический состав воды, электромагнитные поля.
Рассматриваются возможности каждого элемента для ориентации рыб и составляются гипотезы (возможные гипотезы: рыбы могут ориентироваться по разнице температур в слоях воды, по особенностям запаха, по солевому составу среды, по колебаниям воды, по звуковым колебаниям).
Итак, мы с вами подробно проанализировали возможности ресурсов взаимодействующих элементов для поиска гипотез – вариантов ответов.
А теперь я хочу узнать, насколько хорошо вы усвоили новый материал?
Для этого прошу выполнить простейшую экспертную работу: исправьте ошибки в следующих тезисах (карточки выдаются на каждую группу). 
1 Опорой тела у позвоночных является хорда в течение всей жизни.
2 Все рыбы имеют костный скелет.
3 Особенностью среды обитания рыб является её плотность, большая чем воздух, хорошая видимость.
4Чаще всего окраска рыб яркая, не зависит от условий окружающей среды.
5 У всех рыб кожа голая, покрыта слизью.
6 У рыб имеются только парные плавники.
7 К органам чувств у рыб относятся: глаза, среднее ухо, органы обоняния, боковая линия.
(  Работа идёт в группах, определяются ошибки в тексте, затем общее обсуждение).

Проверочная работа для учащихся по теме урока
1Выберите из списка общие признаки подтипа Черепные (Позвоночные)
а) опорой тела является позвоночник
б) хорда сохраняется в течение всей жизни
в) нервная система представлена у взрослых животных нервной трубкой
г) нервная трубка подразделяется на головной и спинной мозг
д) в кровеносной системе появляется мускулистое сердце
е) развивается череп, защищающий головной мозг
ж) обитают только в наземно – воздушной среде
2 Закончите следующие фразы:
а) у большинства рыб-------------------- форма тела;
б) кожа покрыта-------------------------------;
в) кожные железы выделяют-----------------, уменьшающую----------------тела рыб при движении в воде;
г) окраска рыб--------------------и зависит от----------------------окружающей среды;
д) к органам чувств относятся:----------------------------------------------------------------------;
3 К парным плавникам относятся:
а) спинные плавники;
б) подхвостовой плавник;
в) грудные плавники;
4 Направление течения и силу давления воды рыбы воспринимают---------------------------;

Итог урока

Сегодня на уроке мы познакомились с особыми признаками подтипа Черепные, изучили особенности внешнего строения рыб в связи с их обитанием в водной среде, познакомились со способом решения биологических проблем с помощью вепольного анализа, закрепили умение выполнять простейшие экспертные работы.
Домашнее задание – изучив параграф №31, сделайте вывод о приспособленности рыб к жизни в водной среде. Прочитать статью « Миграция рыб» в книге А.С.Молиса «Книга для чтения по зоологии» М; Просвещение, 1985. Сконструируйте проблемное задание для групповой работы.