Урок-экзамен по математике по теме "Все действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Цель:

  1. Обобщение и систематизация знаний, умений, навыков.
  2.  Коррекция мышления:
    - учить применять правила при выполнении упражнений
    - развивать умения комментировать свои действия, давать словесный отчет о выполнении упражнений
  3. Мотивация к учению

Вступительное слово учителя по теме и цели урока.

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Сегодня у нас урок-экзамен по теме: «Все действия с десятичными дробями».

Экзамен, ребята, это очень волнующий и в то же время радостный день в жизни каждого человека. Для хороших учеников экзамен - это праздник. Поэтому у нас присутствуют гости. Как и на каждом экзамене у нас будет работать экзаменационная комиссия в составе наших гостей. Они будут наблюдать за вашей работой и вместе со мной оценивать ваши знания. Ваша задача сегодня, ребята, показать,  какими знаниями, навыками, по теме «Все действия с десятичными дробями», вы владеете. Нашими экзаменационными билетами будет являться «Контрольные вопросы и задания». Помогать в работе нам будут наши добрые друзья – таблицы. Итак, начинаем наш экзамен.

  1. Какое сегодня число?
  2. Какой месяц?
  3. Какой месяц по счету?
  4. Какой день недели?

Ребята, а сейчас мы узнаем, кто самый внимательный.

Упражнение на развитие внимания и памяти.

3542

31154

23548

 

1 сколько троек?(3)

сколько восьмерок? (1)

 

1.    Задание

а. Какие дроби называются десятичными?    

б. Для чего нужна запятая в десятичных дробях?

в. Что пишется слева от запятой? (целые)

г. Что пишется справа от запятой? (десятичные, сотые, тысячные )

д. Прочитайте десятичные дроби.

  • 0,1; 2,07; 1,103;
  • 3,074;0,08;7,2;  
  • 5,417; 6,5; 0,09.

Переходим к следующему заданию

2. Задание. Сравнение десятичных дробей.

1. Поставьте нужный знак.

  • 4,5 ... 4,5
  • 2,54... 2,8 
  • 9,715 ... 9,03

2. Назовите такую десятичную дробь, чтобы выполнялось неравенство.

  • 4,6>...
  • 6,7 =  
  • ... <5,9

На листах.

а.   Поставьте нужный знак.

  • 2,7... 8,47  
  • 3,5 ... 3,5 
  • 309,1 ... 200,029
  • 21,6... 21,006

Проверяем.

б. Запишите такую десятичную дробь, чтобы выполнялось неравенство.

  • 3,7>...
  • 8,021 = ...                  
  • ... < 70,569

Проверяем.

Занимательная задача.

Задание. Двое играли в шашки 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4ч)

3. Задание. Предоставить числа, полученные при измерении, в виде десятичных дробей. Устно.

а. Повторить таблицу мер.

1см = 10мм     (какая доля?)

1дм =10 см     1см =0,1дм

1т =10 ц

б.  представить в долях сантиметра, метра, тонны.

  • З мм
  • 5 дм  
  • 6 ц 

в.  повторить таблицу мер.  

1м =100см    (какая доля?)

1ц = 100кг        1кг =0,01ц

г. представить в долях метра, центнера.

  • 13см
  • 1м 7см 
  • 1ц 82кг                     

д. Повторить таблицу мер.

1кг=1000г      (какая доля?)

1т = 1000кг                1кг = 0,001т

1км = 1000м              1км = 0,001км

3. представить в долях килограмма, тонны, километра.

  • 1т 124кг
  • 3км 2м 

На листах.

а. Выразить в сантиметрах, литрах, тоннах

  • 4 мм = 0,4см
  • 3 дм = 0,3м  
  • 8 ц    = 0,8т

б. Выразить в метрах, центнерах

  • 15см = 0,15м
  • 1м5см=1,05м  
  • 1ц31кг = 1,31ц

в. Выразить в килограммах, тоннах, километрах

  • 8г = 0,008кг
  • 1т562кг = 1,562т
  • 4км5м = 4,005км

Занимательная задача. Вставьте вместо пустых клеток   недостающие фигуры.

Переходим к следующему заданию.

5. Задание. Сложение и вычитание десятичных дробей.

Нахождение неизвестных компонентов.

  • Х-2,3 = 4,5       Х = 6,8      
  • 3,6 -Х= 1,2       Х = 2,4    
  • Х +3,3 = 8,7     Х = 5,4     

                                 На листах

Найдите неизвестные компоненты

а.  

X+4,2=5

Х = 5 – 4,2

Х = 0,79

0,79 + 4,2 =5

б. 

6,04 + Х = 13,05

Х = 13,05– 6,04

Х = 7,01

в.

34,8 – Х = 1,79

Х = 34,8 – 1,79

Х = 33.01

г. 

Х – 4,9 = 56,2

Х = 56,2 + 4,9

Х = 61,1

Проверяем

Составить примеры на умножение. Устно.

1,2      3        0,3х 2

0,9      1        0,1 х3

0,3      2        1,2 х4

0,8      4        0,1 х 2

0,1

На листах.

а  Реши примеры.

  • 43,26 х 9 ....(957,87)
  • 204,31 х 4 ....(389,34)
  • 319,29 х 3 .....(817,24)

Назовите наименьшую дробь, которая получилась в ответах.

Занимательная задача.

6. Задание. Деление десятичных дробей. . Составить примеры на деление. Устно.

0,3

0,8 

0,9   

 

3

2

  

 

0 ,3 : 3  

0,9 : 3

  0,8 : 2

 

1,2 : 2

1,2 : 3

 

На листах

а. С какой цифры начинаем делить?      ( с первой)

  • 3,36 : 3
  • 94,25 : 5
  • 103,56 : 6

Проверяем. Назовите наибольшую дробь, наименьшую.

б. Даны дроби  0,3; 0,2; 0,4 Найдите среднее арифметическое .

(0,3 + 0,2 + 0,4) : 3 = 0,9 : 3 = 0,3

в. Решаем задачу с пояснением.

Задача:

Группа туристов в первый день прошли 28,5км, во второй 32,75км, а в третий день - 25,225км Сколько километров в среднем прошла группа за один день?

а. Какой главный вопрос в задаче?

б. Мы можем сразу ответить на главный вопрос задачи?

в. Что нужно ещё найти?

г. Какое действие выполним?

д. -----------------

Повторим решение задачи

Запишем решение задачи. Проверим решение.

Занимательная задача.

      А теперь отгадаем ребус 

100рона                        (сторона)

7.    Задание. Геометрический материал.      


а. Сколько сторон у квадрата?

б. Что мы знаем о сторонах квадрата?

в. Как вычисляется периметр квадрата? Р = 4 х а

На листах.

Задание. Начертите квадрат, сторона которого равна 4см2мм

Вычислите периметр квадрата. Пояснение.

а. Перевести в десятичную дробь.

б. Умножить

Проверить чему равен периметр.

8. Задание.

Домашнее задание :

9. Итоги урока.

Ребята, вы все прекрасно работали. Но лучше всех работали ...

Каждому ребенку выдается  экзаменационный лист.           

 Экзаменационный лист                          Петровой Н

Задание 2.   Сравнение десятичных дробей.                               

 а.  Поставьте нужный знак.

  • 2,7... 8,47 
  • 309,1 ... 200,029
  • 3,5 ... 3,5 
  • 21,6... 21,006

б. Запишите такую десятичную дробь, чтобы выполнялось неравенство..

  • 3,7>...
  • 8,021 = ...                 
  • ... < 70,569

  Задание 3. Представить числа, полученные при измерении, в виде десятичных дробей.

а. Выразить в сантиметрах, литрах, тоннах.

  • 4мм  =
  • 3дм  =  
  • 8ц    =

б. Выразить в метрах, центнерах.

  • 15см =
  • 1м5см=
  • 1ц31кг =

в. Выразить в килограммах, тоннах, километрах.

  • 8г =
  • 1т562кг =
  • 4км5м =

Задание 4. Нахождение неизвестных компонентов.

Найдите неизвестные компоненты

  • а. X+4, 2=5
  • б. 6,04 + Х = 13,05
  • в. 34,8 – Х = 1,79
  • г. Х – 4,9 = 56,2

 

Задание 5.Умножение десятичных дробей на однозначное число.

а. Реши примеры.

43,26 х 9......(957,87)

204,31 х 4 .....(389,34)

319,29 х 3...(817,24)

Назовите наименьшую дробь, которая получилась в ответах.

Задание 6. Деление десятичных дробей на однозначное число.

а. С какой цифры начинаем делить?     

  • 3,36 : 3
  • 94,25 : 5
  • 103,56 : 6

Назовите наибольшую дробь, наименьшую.

в. Решаем задачу с пояснением.

Задача:

Группа туристов в первый день прошли 28,5км, во второй 32,75км, а в третий день - 25,225км Сколько километров в среднем прошла группа за один день?

Задание 7 . Геометрический материал.

Начертите квадрат, сторона которого равна 4см2мм

Вычислите периметр квадрата.

Пояснение.

а. Перевести в десятичную дробь.

б. Умножить