Проект повышения уровня социального интеллекта детей 6–7 лет "Я успешен!"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность

Анализ социального взаимодействия детей 6-7 лет показывает, что в дошкольном возрасте нужно знакомить с социальными явлениями с учётом эгоцентрической позиции ребёнка (Ж.Пиаже). Именно поэтому необходимо больше внимания уделять переживаниям ребёнка в этот период, поскольку он центрирован на своих чувствах и не видит другой точки зрения. Задача педагога состоит в том, чтобы дать возможность детям рассказать о своём видении мира. Непосредственно в ходе таких рассуждений и подготавливается переход к выработке групповых норм. Освоение групповых норм – одно из условий успешной социализации. Педагог для ребёнка 6-7 лет перестаёт быть просто источником знаний, его главная роль – в обеспечении возможностей для отработки и координации различных стратегий взаимодействия ребёнка с окружающей реальностью. Для этого педагогу необходимо постоянно ставить ребёнка в ситуации, требующие адекватных форм активности, соответствующих уровню его интеллектуального развития.

Позиция педагога в этой связи – не столько учить, сколько помогать ребёнку осваивать окружающий мир, помогать находить смысл в совместной деятельности, ставить цели, планировать и организовывать свои действия.

Реализация проекта повышения уровня социального интеллекта идёт непосредственно через развитие его компонентов (работы над самооценкой, саморегуляцией, осознания ребёнком себя как объекта и субъекта социальных отношений) средствами ролевых игр, элементов психогимнастики, рефлексивного анализа ситуаций, коллективных творческих проектов, психологической диагностики и коррекции (в том числе – сказкотерапии, арттерапии).

Проблемный анализ

С целью изучения социального заказа и актуальности тем программы было организовано специальное исследование, в рамках которого родителям было предложено обозначить качества ребёнка, способные обеспечить его успешность во взрослой жизни.

По мнению родителей, чтобы стать успешным в современном обществе, необходимо быть активным, коммуникабельным, самостоятельным и ответственным, нравственным, умеющим видеть и решать проблемы как автономно, так и сообща. Затем родителям предлагалось оценить выраженность выделенных ими качеств по пятибалльной шкале в отношении своего ребёнка, а также определить «идеальную» балльность этих качеств. Результат наглядно представлен на графиках:

Таким образом, воспитание социально успешных детей, развитие у них начал жизненного самоопределения и было положено в основу данного проекта.

Методологической основой проекта являются:

  1. Показатели социального и интеллектуального развития детей 6-7лет (М.М.Безруких).

  2. Структурные компоненты социального интеллекта (А.И.Савенков).

  3. Новообразования дошкольного возраста – воображение, идеальные ориентирующие образцы, первичные этические инстанции, рефлексия, самооценка (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Ж.Пиаже).

Таким образом, целью проекта является обеспечение успешной социализации дошкольников путём развития компонентов социального интеллекта.

Этапы Содержание деятельности по проекту Сроки реализации
Подготовительный
  1. Анализ социального запроса на образовательные услуги семей дошкольников
  2. Анализ контингента воспитанников студии раннего развития
  3. Определение основных направлений программы

1 год

Организационный
  1. Определение целей и задач программы, исходя из проведенного анализа
  2. Разработка содержания, учебно-тематического плана программы
  3. Определение критериев качества реализации программы
  4. Разработка системы мониторинга
  5. Апробация пилотной версии программы (сроком на 2 месяца)

1 год

Практический
  1. Реализация целостной программы
  2. Организация своевременной и целенаправленной коррекции образовательного маршрута каждого воспитанника (по результатам промежуточных исследований)

1 год

Контрольно-оценочный
  1. Анализ динамики уровня социализации воспитанников
  2. Анализ удовлетворенности соц. заказчиков образовательными услугами по программе
  3. Коррекция программы

2 месяца

Одним из важных условий реализации проекта «Я успешен!» является активное участие родителей дошкольников, поскольку здесь идёт речь о создании единого образовательного и воспитательного пространства с целью конструирования ситуации успеха.

Быть успешным – значит, уметь применять полученные знания на практике, эффективно реализовывать имеющийся творческий и умственный потенциал. Ребёнку недостаточно дать набор каких-либо знаний и навыков – он обязательно должен «прочувствовать» полученную информацию на практике. Редкий дошкольник может учиться на чужих ошибках – тем более, что развитие социального интеллекта обусловлено, прежде всего, преодолением самим ребёнком определённого рода препятствий. Уровень развития социального интеллекта предопределяет успешность дошкольника, в том числе и в предстоящей учебной деятельности, поэтому социальный интеллект можно и нужно развивать!