Математические переменки

Разделы: Внеклассная работа


Возраст:

  • группа ведущих (14-17лет),
  • группа участников (7-10лет)

Группа ведущих: 3-5 групп по 1-2 человека;

Группа участников: начальные классы: желающие, либо класс целиком;

Группа ведущих:

Цель: Развитие ключевых компетенций (социальной, коммуникативной).

Оценивание работы: жетоны (по одному за правильный ответ).

Группа участников:

Цель: развитие познавательного интереса к математике, математического мышления, к истории народа, к способам решения задач.

Форма работы: индивидуальная

Педагогические технологии: Опрос

Общее время опроса: 10-13мин

Поощрение: приз за большее количество жетонов.

Содержание:

  1. За неделю до проведения мероприятия подготовка группы – ведущих (по2чел);
  2. Определяют в группе форму проведения:
    • Один ведущий на группу – участников (желающие),
    •  Двое ведущих, один проводит – другой либо контролирует ответы, либо поддерживает дисциплину (либо с классом, либо с желающими);
  3. Группа – ведущие подготавливают задания по темам:

1. Ребусы

Приложение 1

2. Старинные задачи

  1. Воз сена. Лошадь съедает воз сена за месяц, коза - два месяца, овца за три месяца. За какое время лошадь, коза и овца вместе съедят такой же воз сена?
    Отв: лошадь – 12 возов, коза – 6 возов, овца – 4 воза. 12+6+4=22 за год. Тогда 12:22=6/11месяца
  2. В жаркий день. В жаркий день 6 косцов выпили бочонок кваса за 8 часов. Нужно узнать, сколько косцов за 3 часа выпьют такой же бочонок кваса.
    Отв: за 1час бочонок выпьют 48 человек, тогда за 3часа – 16человек.
  3. Скворцы. Летели скворцы и встретились им деревья. Когда сели они по одному на дерево, то одному не хватило дерева, а когда на каждое дерево село по два скворца, то одно дерево осталось не занятым. Сколько было скворцов и сколько деревьев?
    Отв: 4скворца, 3 дерева.
  4. Задачи-шутки.
  • Длина бревна 5 аршин. В одну минуту от этого бревна отпиливают по одному аршину. Во сколько минут будет распилено всё бревно?
    Отв: 4 минуты.
  • Сколько концов у 4 палок? У 5 палок? А у 5 с половиной палок?
    Отв: 8, 10, 12.
  • В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидят по 3 кошки. Сколько всего кошек в комнате?
    Отв: 4 кошки.
  • Летело стадо гусей: один гусь впереди, а два позади; один позади и два впереди; один между двумя и три в ряд.
    Отв: 3 (в линию).
  • На лугу близ рощи паслись в течении 1 часа2 одинаковые по своим достоинствам лошади с совершенно одинаковым аппетитом. Отличались они друг от друга только тем, что у одной из них хвост был вдвое короче, чем у другой. Какая из лошадей съела больше травы, если они начали и кончили есть одновременно?
    Отв: лошадь с длинным хвостом.
  • Отец и сын. У отца есть сын, который вдвое моложе отца. Сын родился тогда, когда отцу было 24 года. Сколько теперь лет сыну?
    Отв: 48лет.

3. Забавная арифметика

1. Расставь цифры, помещённые в квадратах так, чтобы суммы чисел по любой горизонтали, вертикали и диагонали (из угла в угол большого квадрата) были одинаковы.

1

1

1

2

2

2

3

3

3

Отв:

3

1

2

1

2

3

2

3

1

2. У одного человека был золотой крест, украшенный бриллиантами. Этот человек никогда не интересовался тем, сколько всего бриллиантов вставлено в крест. Он знал лишь одно: если начать считать с одного из боковых концов или с верхнего конца вниз до основания креста, то всегда окажется 6 бриллиантов. Однажды этот крест был отдан в починку золотых дел мастеру. Мастер потерял два бриллианта и, не вставляя на их место других, вернул крест подчинённым, лишь расположив бриллианты по-другому. Владелец пересчитал бриллианты «по-своему» и ничего не заметил.

Как мастер ухитрился расположить бриллианты?

Отв:

3. Переложи 5 палочек так, чтобы получились два квадрата – большой и маленький.

Отв:

4. Математика в стихах (Числа в загадках)

Приложение 2

5. Головоломки

1. Целый день я сидел, рисовал, а был у меня только один листочек бумаги. Думаешь, мало можно нарисовать на одном листочке? Двадцать разных вещей я тут разместил. Попробуй их найти все!

Отв: Карманные часы. Утюг. Кисть. Кастрюля. Чайник. Очки. Лопата. Стамеска. Ножик. Шило. Стул. Вилка. Ключ. Ножницы. Катушка. Револьвер. Трубка. Рубанок. Электрическая лампочка. Яйцо.

2. Эти смешные рисунки нарисованы одним росчерком пера. Умеешь ли ты так рисовать?

3. Лошадь - не иголка, а зайдёт в чащу – найти её не легко. Ну-ка, попробуй, отыщи её!

Отв:

4. За 2-3 дня до проведения Математических переменок учитель, корректор проверяет готовность Группы– ведущих.

5. В день проведения мероприятия Группа – ведущих на переменах ходит по классам (младшего звена), проводя опрос среди Группа – участников по темам. Одна перемена – один класс. При ответе (не ответе) группа поясняет принципы решения кроссвордов.

Используемая литература:

  • В. П. Труднев «Внеклассная работа по математике в начальной школе» (М. «Просвещение», 1975г);
  • С. Н. Олехник, Ю. В. Нестеренко, М. К. Потапов «Старинные занимательные задачи» (М. «Наука» Главная редакция физико-математической литературы, 1988г.);
  • В. Н. Русанов «Математические олимпиады младших школьников» (М. «Просвещение», 1990г.);
  • Н. Н. Аменицкиц, И. П. Сахаров «Забавная арифметика» (М. «Наука» Главная редакция физико-математической литературы, 1991г.);
  • М. А. Гершензон «Головоломки профессора Головоломки » («Детская литература», 1994г.).