Построение системы воспитательной работы. Из опыта работы

Разделы: Классное руководство


“Воспитание детей – рискованное дело, ибо в случае удачи последняя приобретена ценою большого труда и заботы, в случае же неудачи – горе несравнимо ни с каким другим” (Демокрит. III век до нашей эры). Прошло более двух тысячелетий с тех пор, как были сказаны эти слова, а проблема успешного воспитания остается актуальной. Когда мы говорим о воспитании в двадцать первом веке, то, в первую очередь, говорим о педагоге, классном руководителе. Я считаю, что классный руководитель, в первую очередь, должен стать архитектором классного коллектива, где комфортно каждому. Свою цель вижу в создании атмосферы защищенности в коллективе, ситуаций, ведущих к изменению положения ребенка в детской среде и дальнейшем развитии индивидуальности детей.

В своей работе я опираюсь на передовой опыт педагогов - создателей воспитательных систем класса: Т.В. Павловой, Т.А. Васильевой, Л.В. Михайловой, профессора Е.Н. Степанова [1].

Первым этапом моей работы стало изучение учащихся класса, отношений, общения и деятельности в классном коллективе.

Я ставила перед собой следующие задачи:

  1. Изучить потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива.
  2. Определить уровень его сформированности, состояние в нем деловых и межличностных отношений.
  3. Выявить воспитательные возможности родителей и других взрослых, вовлеченных в жизнь класса.

Работу с классом я начала в прошлом году. Мои дети – это одиннадцать совершенно разных, подвижных мальчиков и девочек, мой 6 “Б”. Ребята активно осваивают образовательное пространство школы и города – три человека посещают секции волейбола, настольного тенниса и бадминтона на базе нашей школы №10, три девочки занимаются танцами в ДК “Октябрь”. Три ученицы увлекаются бисероплетением. Есть у нас и свои футболисты, которые играют в ДЮСШ “Волна”. Один человек регулярно посещает плавательный бассейн “Карасик”.

При переходе учащихся из начальной школы в среднюю возникают трудности в адаптации. Передо мною встал ряд первоочередных задач, которые необходимо было разрешить. Это задачи, которые связаны

  • с формированием ученического коллектива;
  • с поддержанием благоприятного социально-психологического климата в классе;
  • изучением личностных особенностей каждого ученика с целью оптимизации отношений в системе учитель-ученик, оказания своевременной психолого-педагогической помощи нуждающимся в ней детям, коррекцией поведения в коллективе.

В своей работе я применяла методы психодиагностики, а также организовала и провела в рамках классных часов игровые практикумы, ведь именно в игре проявляются разнообразные способности ребят, черты характера, коммуникативные навыки.

Какими могут быть формы работы?

  1. Классные часы “Учимся взаимопониманию”.

Цель: создание атмосферы заинтересованности по отношению друг к другу. Ребята составляли коллективный портрет группы. В итоге мы оформили газету “Вот какой наш 5“Б”.

  1. Адаптационные игры. Проводили адаптационные игры “Вот я какой”, “Все мы чем-то похожи” с целью помочь учащимся быстрее и успешней адаптироваться к обучению в пятом классе.
  2. Социометрическая диагностика [5; 98] Мною изучалось и учитывалось в воспитательной работе состояние эмоционально-психологических отношений в классе. В пятом классе была проведена социометрическая диагностика, которая показала, что
  • “звездой” является один человек;
  • “предпочитаемыми” - четыре ученика;
  • “принятыми” - четыре человека;
  • “непринятым” - один человек.
  1. Использование профилактических программ. Для того чтобы в классном коллективе было комфортно каждому ученику, нужно создать хороший психологический климат. Для этого я использовала программу, которую составила педагог Елена Валентиновна Меттус “Дружный класс. Без агрессии”. (3 информационных и 5 практических занятий) [4; 88].

Настоящим праздником стало “Посвящение в пятиклассники”. Ребята в сопровождении девятиклассников с удовольствием ходили по станциям “Математическая”, “Театральная”, “В гостях у природы”, “Этикет”, “Наш город”, “Спортивная”, “Наши правила”, где выполняли различные задания, а после всех испытаний дали торжественную клятву и прошли церемонию посвящения в пятиклассники.

В течение года я поддерживала тесную связь с учителями, работающими в классе, психологом, социальным педагогом и администрацией школы.

Организованные воспитательные дела, установленные контакты со всеми участниками и субъектами воспитательного процесса, использованные индивидуальные формы и способы педагогического взаимодействия обеспечили достижение главной целевой установки – успешной адаптации детей к школьной жизнедеятельности. Об этом свидетельствуют результаты диагностического исследования, проведенного в конце учебного года. Например, коэффициент удовлетворенности учащихся школьной жизнью (методика разработана А. А. Андреевым) составил 3 балла, что соответствует высокому проявлению чувства удовлетворения своим положением и комфортностью пребывания в школьном и классном сообществах. Все ребята успешно закончили 5 класс: из 10 человек 6 занимались на “4” и “5”.

Второй этап моей работы по созданию модели воспитательной системы класса - проектирование целей, перспектив и образа жизнедеятельности классного сообщества.

Задачами системы воспитания избраны следующие:

  1. Способствовать формированию в классе комфортной, духовно богатой и эмоционально благоприятной среды развития учащихся.
  2. Сохранять душевное здоровье и эмоциональное благополучие ребенка.
  3. Помогать ему познать себя, развить, раскрыть и реализовать свои возможности и творческие способности.
  4. Учить детей конструктивно действовать в сложных ситуациях, адекватно и культуросообразно выражать свои чувства и мысли.

Для того чтобы достичь цели и решить поставленные задачи, я руководствуюсь следующими принципами педагогического взаимодействия:

  1. Подлинность в общении. Я вступаю в “непосредственно личные отношения с учеником, общаюсь с ним “как человек с человеком”. Когда ребенок чувствует, что общается не с “безличным воплощением школьных правил”, он начинает с гораздо большей охотой и энтузиазмом включаться в учебный процесс и общественную жизнь класса.
  2. Эмпатическое понимание обеспечивает атмосферу самостоятельного обучения, основанного на собственном опыте учащихся. Ученики “глубоко чувствуют”, когда их просто понимают с их собственной (а не учительской) точки зрения.
  3. Ободрение, принятие и доверие со стороны учителя поддерживают чувство внутренней автономии ученика, ведут к формированию веры в собственные силы.

Третий этап - формирование механизма построения и функционирования воспитательной системы.

Чтобы осуществляемая деятельность и ее влияние на развитие личности ребенка носили направленный и системный характер, педагоги предпринимают попытки объединить отдельные воспитательные дела и мероприятия в более “крупные дозы воспитания” - тематические программы.

Я использую разработку целевых тематических программ “Здоровье”, “Взаимодействие”, “Учение”, “Семья”, “Досуг”, предложенных педагогом О. С. Газманом [1; 14].

Первая целевая программа – “Здоровье”.

  1. Я начинаю работу с диагностики физического и психического здоровья учащихся (работаю с медицинскими картами, беседую со школьным психологом). На родительском собрании беседую с родителями о проблемах здоровья в раннем возрасте детей, о самочувствии детей дома.
  2. Организую оздоровительные мероприятия:
  • Традиционным стало проведение в нашей школе осенних турслетов. В 2007/08 учебном году мои ребята заняли первое место в своей возрастной группе.
  • Мы активно участвуем в спортивных общешкольных мероприятиях (в декабре 2008 года мои девочки заняли первое и третье место в соревнованиях по шашкам, а “трудный” Илья Гненков занял первое место в школе по настольному теннису и получил ценный приз).
  • В ноябре мы участвовали в конкурсе плакатов в рамках движения “Молодежь Дубны за здоровый образ жизни” и получили диплом ГОРУНО.
  1. Профилактика заболеваний школьников. Цикл классных часов по теме “Строим дом своего здоровья”, “Как развить свои физические возможности”, “Милосердие. Что это значит?”

Вторая целевая программа – “Взаимодействие”.

Мы знаем, как трудно приходится некоторым детям в коллективе: иногда одних не замечают, других дразнят, над третьими смеются, четвертых не принимают в общие игры и т.д. Войти в сферу детей, понять положение каждого в ней, помочь детям корректировать свои отношения – в этом я вижу главную задачу.

Цели программы:

  • формирование у детей коммуникативной культуры,
  • создание благоприятного психологического климата в классе.

Программа применительно к моему классному коллективу включает следующие мероприятия:

  1. тренинги по общению (школьный психолог разработала программу занятий с ребятами);
  2. практикумы по этикету (“Азбука вежливости или Этикет на каждый день”, “Как зависть душу разъедает”).
  3. беседы по общению (“Как научиться уважать людей”, “Искусство каждодневного общения” и др.);
  4. коллективные творческие дела (“огоньки”, вечера отдыха).

Третья целевая программа – “Учение”.

Именно в этой сфере возникает наибольшее количество проблем, ведь учение является основной деятельностью в школе. Причины возникновения проблем у школьников разные: отсутствие интереса к тому или иному предмету, определенных учебных навыков; отсутствие внимания, воли; пробелы в знаниях, состояние здоровья, неблагополучные семьи.

В своей работе по программе “Учение” я выделяю три аспекта:

  1. Диагностика познавательных интересов, особенностей мышления, памяти, внимания (с этой целью мы сотрудничаем со школьным психологом); затруднений в учении (беседа с учениками, учителями-предметниками). Мы с ребятами ввели в практику ежедневные пятиминутки после уроков. Дети делятся тем, как у них прошел учебный день, рассказывают об успехах и неудачах. Мы слушаем каждого (у нас есть такая счастливая возможность – ведь учеников всего одиннадцать), сразу же планируем работу по исправлению ошибок, намечаем дни консультаций с учителями. Такие ежедневные встречи позволяют ребятам сбросить груз психологических проблем, увидеть радостные перспективы, чувствовать себя комфортно в коллективе. Я использую педагогику успеха. Лучше больше хвалить и меньше ругать – это дает замечательные результаты.
  2. Организация мотивационно-познавательной и просветительской деятельности для школьников. Это организация экскурсий, познавательных игр. Я привлекаю своих учеников к работе в школьном методическом объединении (мы оформляем к предметным неделям красочные стенды). Ребята участвуют в школьных научно-практических конференциях по математике, русскому языку и литературе (как в качестве выступающих, так и в качестве слушателей). В этом учебном году ребята приняли участие в Дне чтения, который проходил девятого октября, и писали свои отзывы – сочинения.
  3. Координация помощи учителей – предметников (консультации, дополнительные занятия), родителей. Например, еще в пятом классе я провожу родительское собрание “О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника” [2; 241]. За две недели до собрания у нас проходит классный час “Как я учу уроки”. Ребята делятся своим опытом, рассказывают о трудностях в связи с выполнением домашней работы, затем заполняют анкету. В конце занятия каждый ребенок получает памятку “Как готовить домашнее задание”. В свою очередь и учителя тоже отвечают на вопросы анкеты каждый по своему предмету и предлагают свои рекомендации.

Такая подготовительная работа позволяет эффективно обсудить с родителями на собрании проблемы подготовки домашних заданий учащимися класса, показать родителям значение учебной домашней работы школьника и определить возможные пути решения данной проблемы. В заключение родительского собрания мы обсуждаем “памятку родителям”. Важно, что после собрания родители уходят домой с мыслью, что они в силах помочь своим детям, это приводит к улучшению взаимоотношений в системе “учитель – ученик – родитель”.

Четвертая целевая программа – “Семья”.

  1. Работу по этой программе я начинаю с диагностики семьи. На первых родительских собраниях в пятом классе родители заполняют анкету, на основе которой я составляю психолого-педагогическую характеристику учащихся, а затем социально-педагогический портрет класса.
  2. Провожу беседы с родителями о межличностных отношениях, проблемах общения родителей и детей, классные тематические собрания.
  3. Суббота – день индивидуальных консультаций родителей с учетом назревшей необходимости.

Какие интересные моменты можно найти в работе с семьей? Например, при заполнении анкеты на первых родительских собраниях родители отметили, что систематические трудовые обязанности по дому дети выполняют неохотно. Мы решили ввести новый вид работы – “Домашний труд”. Суть его в том, что ребята активно помогают по дому (моют посуду, убирают квартиру и т.д.), а родители выставляют оценку за домашний труд в дневник за неделю. Затем результаты фиксируются в классном уголке.

В конце четверти мы подводим итоги, подсчитываем баллы и награждаем грамотами тех учащихся, которые показали наилучшие результаты.

Пятая целевая программа – “Досуг”.

“Ценность досуга для подростков значительно выше учебной деятельности” - к такому выводу пришел А. В. Иванов.

В зависимости от того, как использует это время ребенок, зависит, в том числе, и уровень его духовного, интеллектуального, физического, культурного развития.

Первый шаг – диагностика потребностей и интересов ребят в досуговой сфере (какие кружки и секции посещают, хобби и т.д.)

Второй шаг – расширение познавательного и культурного кругозора учащихся (организация экскурсий, посещение театров, кино). Мы с ребятами часто ездим на экскурсии в другие города, посещаем театры:

  • поездка в Клин на фабрику елочных игрушек;
  • экскурсия в краеведческий музей, ТЮЗ города Твери;
  • посещение историко-художественного музея в Угличе;
  • поездка в Дмитровский музей, экстрим-парк;
  • поездка в Кимрский драматический театр.

После поездок проводим классные часы, на которых дети делятся своими впечатлениями и пишут мини-сочинения.

Итоги работы выливаются в “Летопись класса”, которую мы начали вести в прошлом учебном году. Мы активно участвуем во всех конкурсах и общественных мероприятиях, ребята стараются творчески подходить ко всем делам, начиная с общешкольных (например, оформление новогоднего стенда), заканчивая участием в городских конкурсах. В этом учебном году мы выступали в первом городском конкурсе детского и молодежного прикладного творчества “Новогодняя игрушка (поделка)” и получили диплом за креативность представленной работы.

Все наши достижения мы демонстрируем родителям на классных собраниях, ведь важно осветить не только учебную деятельность, но и внеклассную работу, показать, что каждый ребенок уникален вне зависимости от его учебных успехов или неудач.

Как определить эффективность учебно-воспитательного процесса по данным целевым программам?

Можно избрать следующие критерии, позволяющие оценить результативность воспитательной работы:

  • воспитанность учащихся;
  • защищенность и комфортность ребенка в классе;
  • сформированность классного коллектива;
  • удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью класса.

Для изучения результативности воспитательной системы класса я использую такие методики:

  • Тест Н.Е. Щурковой “Размышляем о жизненном опыте” [5; 38] (в этом учебном году ребята показали высокий уровень нравственной воспитанности и сформированности ориентации на “другого человека”).
  • Тест А.А. Андреева “Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью” [5; 119].
  • Методика “Репка” [5; 83] (методика, позволяющая оценить личностный рост каждого ребенка).
  • Методика “Семь цветов радуги” [5; 92] (по этой методике дети оценивали уровень развития коллектива).

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воспитательная система класса: теория и практика. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.
  2. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М: ВАКО, 2006. – 320 с.
  3. Иванов А.В. Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры. Методическое пособие. М.: ЦГЛ. 2005. – 224 с.
  4. Комплексное сопровождение развития учащихся: программы, развивающие занятия, рекомендации / авт.-сост. Е.В. Меттус. – Волгоград: Учитель, 2007. – 122 с.
  5. Педагогический контроль в процессе воспитания. Методические рекомендации / Под. ред. Е.Н.Степанова М.: ТЦ Сфера, 2006. – 160 с.