Мультимедийный урок в 11-м классе "Пророк несбывшегося рая" (творчество Сергея Есенина в свете философско-эстетических исканий эпохи).

Разделы: Литература


Цель урока: проследить в лирике С. Есенина «осуществление» мечты поэта о всеобщей мировой гармонии.

Задачи урока:

  • расширить и углубить представление о творческой личности С. Есенина;
  • формировать понимание сложности и многогранности художественного мира Есенина, включенности его в интеллектуальную атмосферу эпохи;
  • представить поэта как носителя сложного художественно-философского сознания, обращая внимание на характер утопических настроений поэта;
  • способствовать развитию навыков анализа поэтического текста с особым вниманием к системе художественно-изобразительных средств изучаемых произведений;
  • расширить культурный кругозор учащихся за счет знакомства с другими типами художественного творчества и видами искусства.

Приложение. (Слайды 1 - 13)

Ход урока

(Слайд 1)

1. Введение в тему и постановка целей урока.

Вступительное слово учителя. В автобиографии «О себе» Сергей Есенин прямо заявил: «В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном». О том, что он «был всецело на стороне Октября», говорят его «революционные» поэмы 1917-1918 годов (так их называют современные литературоведы): «Товарищ», «Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», «Пантократор» и другие.

Вопрос классу. Что означает его признание: « Принимал все по-своему, с крестьянским уклоном»? (Конец старой жизни. «Отчалившая Русь» («Иорданская голубица»). Октябрь положил конец мужицкой бедности и начало мужицкому раю – думал поэт. Наивно полагал, что это совершится сразу и веками чаемый рай раскроет русской деревне свои объятия чуть ли не завтра. Это его крестьянская Утопия. В его «Инонии» нет места городу. Это патриархальная и спокойная русская деревня).

(Слайд 2)

Слово учителя. Для многих художников слова и мыслителей начала ХХ века становится мировоззренческой установкой призыв создать подлинный Космос посредством творческого акта. Появляется дерзновенная мысль о преодолении смерти и преобразовании физической природы человека.

Среди поэтов начала века господствует убеждение, что художник творит в своих произведениях выношенный им проект мироустройства, который затем должен воплотиться в действительности.

Уверовав в подобную возможность, Есенин создает в «революционных» поэмах свою поэтическую версию обновленного бытия, основанного на принципах гармонии. Отличается эта версия «крестьянским уклоном». Однако, в отличие от «народного» рая с «новыми избами», есенинское утопическое пространство – это, прежде всего, восстановление единства с миром духовного, понимаемого им как «царство солнца вокруг нас».

(Слайд 3)

2. Комментированное чтение стихов.

2.1. «Сорокоуст» (1920 год).

Предлагаем обратиться к названию поэмы.

(Слайд 4)

- По кому заказан сорокоуст? Докажите.

- Почему опять появляется образ коня? Где мы встречали похожий образ?

- К одной ли цели мчатся жеребенок и поезд?

- Найдите слова, наполненные тревогой?

- В каких строчках ясно дается понять, что изменить сложившуюся действительность нельзя?

- Почему поэт не принимает «железного гостя»?

- Подтверждается ли первоначальное утверждение: по кому заказана молитва?

(Слайд 5)

Вывод. На рубеже 1919 - 1920 годов поэт с ужасом понял: желаемое блаженство так никогда и не начнется.

2.2. «Я последний поэт деревни» (1920 год).

Чтение стихотворения вслух.

- Как перекликаются эти два произведения? Найдите ключевое словосочетание. (прощальная обедня)

- Давайте попробуем нарисовать при помощи слов образ прощальной обедни:

  • Время суток: почему не день? (луны часы деревянные…)
  • Место: (березовый лес рядом с полем)
  • Присутствующие: (свеча из телесного воска, колосья-кони, злак овсяный, деревянные часы…)

- Кто сменит их? (неживые, чужие ладони)

- Какие образы напоминают нам предыдущее произведение? (неживые, чужие ладони// тянет к глоткам равнин пятерню)

- Какое настроение переполняет стихотворение? В каких строчках выражена исторически неизбежная гибель есенинских стихов?

- Почему не приемлет поэт «стального коня», «железного гостя»? Почему все чаще появляются в стихах строки, полные душевного смятения и тревоги.

(Слайд 6)

Слово учителя. Возвращаясь к текстам этих двух произведений, попробуйте выделить и назвать характерные черты лирики поэта.

(Слайд 7)

(я, мой, телесный воск; обедня кадящих берез, свеча из телесного воска, выйдет железный гост; золотое пламя, голубое пламя, черная горсть)

- С какими из предложенных черт лирики Есенина вы не согласны и почему? (не такая выразительная цветовая гамма, как у А. Блока)

Учитель. Обратите внимание: оба эти произведения посвящены Мариенгофу.

(Слайд 8)

Слово учителя. В 1920 - 1922 годах Есенин сблизился с имажинистами, печатался в их журнале «Гостиница для путешествующих в прекрасном» и читал стихи в кабачке с претенциозным названием «Стойло Пегаса». Этот период был нелегким для поэта. Многие его стихи говорят о том, что он испытывал чувство растерянности.

- Отчего это чувство растерянности? Что выбивает Есенина из колеи?

(Слайд 9)

Вывод. Братоубийственная война - «черная жуть», разрывала русскую землю на части. Сыновья одной родины, проявляя «чудеса героизма», резали друг друга, не зная пощады. Мечта провалилась. Рай на земле предполагал вечное цветение, вечную силу и славу телесного бытия. Но догорает «из телесного воска свеча», «тихо льется с кленов листьев медь».

2.3. «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921 год).

Учитель. Долгое время существовал устоявшийся в массовом сознании стереотип восприятия С.Есенина только как «деревенского Леля», «тонкого русского лирика», душа которого вскормлена красотой родной земли, народными песнями. После проведенного анализа предыдущих произведений поэта давайте обратимся к одному из самых пронзительных его стихотворений и попробуем ответить на вопрос: «Так ли это на самом деле?»

(Слайд 10)

Анализ текста стихотворения и доказательства учащихся: духовный мир поэта соотносится с философско-эстетическими исканиями эпохи.

(Слайд 11)

(Тема утраченной молодости, «сгибшей надежды» уже никогда не покидала Есенина. Честное признание того, что «красный конь» изначально обречен в себе самом, было равнозначно жизненному концу.)

(Слайд 12)

(Ретроспектива слайдов урока)

Вывод. Поэт прикоснулся к темным тайнам вселенской утопии. У нее было множество имен: мужицкий рай, эдем, интернационал. Только цель во все века оставалась одной и той же: завладеть человеком навсегда, предать живую душу адскому огню, Для того и нужно было мировое обладание. Вожделенная некогда Инония предстала, как она есть.

Потерянность и пустота, предсмертное томление сердца – вот что осталось у него от былого ликования.

Трагедия, которую носил в себе Сергей Есенин, была вызвана невыполненной, с его точки зрения, миссии настоящего поэта, призванного изменить мир по образу и подобию идеала, созданного в его текстах.

(Слайд 13)

(Домашнее задание)

Использованная литература.

  1. Литература в школе. Научно-методический журнал. Основан в августе 1914 года.– М.: 2008, № 11.
  2. Локшина Б.С. Поэзия А. Блока и С. Есенина в школьном изучении. Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1978.
  3. Богомолов Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений: Учеб. Пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1986.
  4. Пяткин С.Г. Исповедальность как выражение национального мироощущения в лирике Есенина 20-х годов. – Арзамас: 2008.
  5. www.esenins.ru (современное есениноведение)
  6. www.esenin.ru
  7. www.esenin.net.ru
  8. www.ser-esenin.ru
  9. www.museum-esenin.ru