Конспект открытого занятия по ФЭМП в подготовительной группе "Напрасно думают, что ноль играет маленькую роль"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

  • выявить знания по математике за I квартал;
  • развивать логическое мышление, внимание, сообразительность, арифметические навыки;
  • воспитывать внимание к прослушиванию задания: не перебивать товарищей, дополнять ответы ребят.

Методические приёмы:

  • игра «Найди своё место»;
  • словесные приёмы: использование загадок, художественного слова, крылатой фразы;
  • наглядность: станции, счётный материал;
  • использование раздаточного материала (палочки Кьюзенера);
  • ТСО (магнитофон).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I.Организационный момент

II. Устный счет

– Сегодня на занятии мы будем считать и решать – мы отправимся путешествовать. Вы любите путешествовать? А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.

Круглый, румяный,
В печке печён,
На окошке стужён.

(Колобок)

– Давайте вспомним, как начиналась сказка. (Прослушивание диска.)
– Итак, Колобок от бабушки ушёл, от дедушки ушёл и отправился путешествовать. И привела его тропинка в страну «Математику». Катится, катится Колобок по стране «Математике» и докатился до станции «Счёт». А главный на этой станции Заяц.
– «Не пушу тебя дальше, – говорит Заяц, пока не выполнишь мои задания. А не справишься – я тебя съем».

  • счёт до 10, обратный счёт;
  • назовите соседей 2, 4, 7;
  • из каких чисел состоит число 5, 6;
  • сравните 3 и 5, 6 и 7.

– Молодцы! Справились с Зайкиными заданиями, можно путешествовать дальше.

III. Основная часть

– Следующая станция, на которой задержался Колобок – «Почта». И командует на ней Серый Волк.

– И здесь ты должен выполнишь мои задания, иначе я тебе съем.

Задание № 1

Нам необходимо собрать в корзинку грибочки и цветочки. (Чего больше и насколько? На грибочках и цветочках примеры, которые необходимо решить).

Задание № 2

1. Четыре зайца шли из школы, и вдруг на него напали пчёлы.
Два зайчика спаслись едва,
А сколько не успело? (Два)

2. Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок – сосед.
На пенёк зайчата сели.
И по три морковки съели.
Кто считать, ребята, ловок:
Сколько съедено морковок?

3. Волк даёт Колобку два конверта с попугаями. Сколько попугаев дали Колобку? (Не знаем.)
– Что надо узнать для ответа на вопрос задачи?
– Сколько в одном конверте и в другом?
– Заглянем в конверты. В одном 4 попугая, а в другом 2. Сколько всего? (4 + 2 = 6)
– А теперь я достану попугаев со второго конверта. Сколько там стало попугаев? (Нисколько.)
– Сколько же попугаев получит Колобок? (4)
– Как же мы составили решение? (4 + 0 = 4)
– Как вы думаете, что значит «0»? (Ничего.)
– Посмотрите на него, его называют «ноль» или «нуль» и обозначают «ничто».
– Казалось бы, что о нём говорить: ноль и ноль – пустышка. Значит, подумает кое-кто, вовсе пустяковая цифра, без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что ноль – очень даже важная персона. Как написать 10, если после 1 не поместить 0, этот волшебный кружочек?
– Как вы думаете, доволен Волк Колобком? Можно двигаться дальше? (Да.)

Физминутка «Ветер и деревья» (осетинская национальная игра).

– Катиться, катиться Колобок, а навстречу ему Медведь со станции «Цифирия».
– Колобок, колобок, я тебя съем!
– Не ешь меня, Медведь!
– Хорошо, только при одном условии. Если на станции «Цифирия» найдется цифра, похожая на тебя, я тебя отпущу.
– Ребята, помогите Колобку. Подскажите, есть ли такая цифра?
– Это ноль!
– Конечно, это цифра ноль. А на что ещё похож ноль, нам расскажут ребята.

1. Ноль – дыра без бублика,
Ноль – богач без рублика.
Без страны своей король
Ноль – ничто,
Нисколько,
Ноль.

3. Цифра вроде буквы О –
Это ноль или ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Но как его ни назовём,
Он называется нулём.

2. Нолик – круглый, как Земля,
Все считают от нуля.
Арифметика проста:
Если ноль – ладонь пуста.
И ясно всем,
Здесь чего-то нет совсем!

4. Могу назвать его мячом,
А хочешь, дыркой назовём,
А можно бубликом,
Почти что кругленьким.

– Посмотрите, дорисуйте зрительно овалы так, чтобы получились предметы. (Шарик, арбуз, ракета, дыня)
– А теперь немножко поиграем «Найди своё место».

У каждого ребёнка карточка с цифрой. Дети двигаются по группе, на сигнал «стоп» дети выстраиваются в колонну по порядку.

– Шаг вперёд – чётные числа.
– Как вы понимаете крылатое выражение – сводить к нулю, свести к нулю (лишать всякого смысла, значения).

– Катится Колобок, катится, а навстречу ему Лиса, а станция называется «Сообразилия».

– Уж от меня то, Колобок, не уйдёшь, и ребята тебе не помогут.
– Поможем, ребята?
– Да.

1. Повезло опять Егорке –
У реки сидит не зря,
Два карасика в ведёрке.
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт? (Нисколько)

2. Котенок царапал хозяйку Свету каждый день и оставлял 2 царапины.
Сколько их будет у Светы за 4 дня? (Может 8, а может 2, если она будет ласкова с котом)

3. Дедка, бабка, внучка, Жучка, кошка и мышка вытянули репку. Сколько
Сколько глаз её увидело? (12 глаз)

4. Сравнить дорожки.

IV. Итог

– Ну что ж, придётся Лисе отпустить Колобка – ведь все задания мы решили отлично. Чем мы ему помогли?
– Решали примеры, задачи, сравнивали числа, даже рассказывали стишки о нуле, играли.
– Молодцы! Вы хорошо работали. На память вам Колобок дарит свои портреты.

Приложение