Урок с элементами интеграции (математика + информатика), 3-й класс. "Сложение и вычитание. Кодирование информации"

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • Познакомить с приёмами письменного сложения и вычитания любых многозначных чисел. Познакомить с кодированием информации.
  • Закрепить знания нумерации многозначных чисел, умение сравнивать многозначные числа.
  • Развивать вычислительные навыки, логическое мышление, память и внимание.
  • Расширять познания учащихся об окружающем нас информационном мире.

Оборудование: Плакаты с изображением различных способов кодирования. Прикладная программа “Римская система счисления”.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. МАТЕМАТИКА. Актуализация знаний.
  1. Давайте, ребята, учиться считать,
    Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
    Запомните все, что без точного счёта
    Не сдвинется с места любая работа!
    Считайте, ребята, точнее считайте,
    Хорошее дело скорей прибавляйте,
    Плохие дела поскорей вычитайте.
    Учебник научит нас точному счёту,
    Скорей за работу, скорей за работу!
  1. Прочитать числа: 2 348 697 864; 383 635 999 875; 6 700 000; 63 059 000 005.
  2. Найти значение выражения:

(17 + 43) : 2 – 9 * 8 : 4 + 70 : (7 + 7) = 30 – 18 + 5 = 17
96 : 2 : 12 + 15 * (78 : 13) - (33 + 54) : 3 = 4 + 90 – 30 = 64

  1. Решить “цепочки”. Восстановить слово.

+14 -15 +12И

+26 -22 -1 Л

+24 -17 +5 С

  +9 -25 -3 О

+26   +3 +1 Ч

  • Расположите ответы в порядке убывания, подставьте соответствующие буквы. Какое слово получилось? (ЧИСЛО)
  • Что называют числом? (Это величина, при помощи которой производится счёт)
  • Какие бывают числа? (Однозначные, многозначные, чётные, нечётные и т. д.)
  • А что такое цифра? (Это знак, обозначающий число)
  1. ИНФОРМАТИКА. Знакомство с различными способами кодирования.
  1. Что вы делали, выполняя предыдущее задание? (Угадывала, разгадывали, расшифровывали…)
  2. Что значить зашифровать информацию? В жизни мы очень часто сталкиваемся с закодированной информацией. Как вы думаете, какая это информация? Совершенно верно.
  3. Закодированная информация – это такая информация, которая передаётся в виде условных знаков – кодов.
  4. Что такое код по вашему мнению? (Компактная замена слов для хранения или передачи информации)
  5. Где в жизни мы можем встретиться с закодированной информацией?
  • ноты;
  • буквы;
  • дорожные знаки, знаки светофора;
  • топографические знаки;
  • знаки для оформления календаря погоды;
  • флажковая азбука и многие другие.

ФИЗМИНУТКА

Так что же такое кодирование? (Преобразование информации с помощью некоторого кода). Сегодня мы познакомимся с некоторыми старинными способами кодирования числовой информации.

  • узелковое письмо (древние инки и китайцы)
  • В старину на Руси широко применялась своя народная система нумерации. По такой системе сборщики податей вели свои записи:
- 10 рублей

- 1 рубль

х

- 10 копеек

I

- 1 копейка
Х Х Х Х Х I I I I I I I (28 рублей 57 копеек)

  1. МАТЕМАТИКА. Знакомство с приёмами сложения и вычитания многозначных чисел.
  1. Пользуемся ли мы на математике специальными знаками?
  2. Когда мы начали знакомиться с двузначными и многозначными числами, как обозначали единицы, десятки и сотни? (ТОЧКА, БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ ТРЕУГОЛЬНИКИ).
  3. Зачем нужно знать разряды?
  4. Какие правила мы используем при записи выражений на сложение и вычитание?
  5. Какие правила нужно знать, чтобы правильно складывать и вычитать числа?
  6. Решение примеров:

324.200 + 43.543 =
40.876 + 5.017 =
76.549 + 4.002 =
26.348 + 91.570 =
5.241 + 4.732 =

  1. Какими числами мы пользуемся сейчас? (арабскими: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9)
  2. Итог этапа урока. Д/з: стр.74,№ 3,4,5.
  1. ИНФОРМАТИКА.

Из всех старинных нумераций, пожалуй, только римская до сих пор и применяется довольно широко. Как вы думаете, в каких случаях? (Век, главы в книгах). Для изображения чисел в римской нумерации используется семь основных знаков:

X  L  C  D   M
1 5 10 50 100 500 1000
  • Как вы видите, в римской нумерации нет знака для обозначения нуля. Каждый знак нельзя использовать более трёх раз.
  • Назовите класс единиц в первом слагаемом: 5241+4732=9973 (214)
  • Сколько в нём десятков? 41 – XLI (знак стоящий слева от знака большего числа вычитается от большего числа).
  • Назовите класс единиц суммы: 973.
  • Сколько в нём десятков? 97 – XCVII (знак стоящий справа от знака большего числа прибавляется к большему числу).

- Д/з: стр. 35

ФИЗМИНУТКА

Работа с прикладной программой “Римская система счисления”

  1. Итог урока.