Урок литературы в 10-м классе по теме: "Имя, образ, судьба" (женские образы в пьесах А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • раскрыть жизненные позиции героев, оказавшихся в ситуации нравственного выбора;
  • развивать умение анализировать, аргументировать свою точку зрения, обобщать;
  • формировать у школьников нравственную ориентацию на распознание истинных и ложных ценностей, чтобы противостоять жестким законам современного мира;
  • убедить учащихся, что нравственные законы вне времени.

Оформление урока:

  • Портрет А.Н. Островского.
  • Видеофильмы по пьесам А.Н.Островского.
  • Иллюстрации к пьесам А.Н.Островского.
  • Афиши спектаклей, поставленные по пьесам А.Н.Островского (учащиеся готовят самостоятельно).

Эпиграф к уроку:

Пусть непорочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму, –
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому. Н.Заболоцкий

Смиряясь в покаянии,
Душа получает свою высоту. А.Августин

Сила моя! Вера моя!
Счастье мое! Судьба! В.Тушнова

Ю Левитанский

Каждый выбирает для себя
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
Щит и латы. Посох и заплаты.
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже – как умею.
Ни к кому претензий не имею
Каждый выбирает для себя.

Две драмы А.Н.Островского посвящены одной и той же проблеме – положению Женщины в русском обществе. Почему этот вопрос так волнует писателя? Ведь за 20 лет, прошедших со дня написания «Грозы» в России произошли рази­тельные перемены: русские купцы, например, надели европейские платья, по утрам они читают газеты и совершают моцион, ездят на ярмарку в Париж, да и дворяне не гнушаются браком с купеческими дочками, главное, чтобы приданое было.
В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (1872г. в Москве и Петербурге открылись женс­кие курсы).
А.Н. Островский не сомневается, что, несмотря на всё стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не даёт женщине счастья. Она борется, но предметом её борьбы является всё-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку её возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, её неизбежно ждёт разочарование. И наши героини – яркий пример этому.
Итак, занавес поднимается. Нас ждёт встреча с героями. И к этой встрече, я думаю, вы готовы.
А.Н. Островский придавал большое значение имени. И мы не будем нарушать эту традицию.

ИМЯ – ОБРАЗ – СУДЬБА

Юрий Тынянов утверждал: «Все имена говорят...» А вот о чём?
Первой группе было предложено провести исследование, что означают имена? Почему так, а не иначе назван герой?
Почему так драматически сложилась судьба двух главных героинь Островского, живущих в разное время, казалось бы, в разных обстоятельствах, но завершивших свою судьбу так трагически.
Известно, что человека формирует его среда, какие-то обстоятельства. Хотя, в ситуации выбора, человек сам определяет и принимает решение.

1 группа: «Кто окружал наших героинь в городе Калинове и в городе Бряхимове?». (Исследование значений имен Дикого, Кабанихи, Вожеватова, Кнурова).

– Нельзя забывать: имя в драматическом произведении – завуалированный голос автора, его позиция, его оценка.

Савёл Прокофьевич Дикой

Дикой – в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, малоумный, сумасшедший, а «диковать» –  «дурить, блажить, сходить с ума».
Отчество «Прокофьевич» – «успевающий» .
Савёл – напоминает имя евангельского персонажа Савла, гонителя христом.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха)

Марфа – «наставница»
Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший», прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствует сути её характера, либо – дикая свинья, либо – кабан – глыба льда.

Борис Григорьевич Дикой

(славянское) Борислав – бороться + слава.
Григорий – (греч.)   бодрствовать.

Это имя сильного, борющегося за своё дело до конца человека. Авторский приём «называния от противного» позволяет контрастно высветить низость или пассивность героя на фоне его имени.

Тихон – «тихий»
Катерина (греч.) – чистая, благопристойная.
Кнуров – от диалект. Кнур – боров, хряк, кабан.
Вожеватов – от вожеватый, т.е. развязный, беспардонный.
Паратов – от паратый, т.е. бойкий, сильный, дюжий, усердный.

Харита Игнатьевна Огудалова

Харитами величали цыганок из хора, Игнатами именовали любого цыгана. Огудалова – от огудать, т.е. обмануть, обольстить, надуть, провести.

Карандышев – недоросток, коротышка, по контрасту с именем Юлий – от Кая Юлия Цезаря и отчеством Капитонович – от латин. Капитос, т.е. голова.
Лариса – в переводе с греч. «чайка»
Бесприданница (словарь Ожегова) – бедная девушка, не обеспеченная приданым. Во времена Островского имела иное значение: «Девушка, которую берут замуж, не требуя приданого, за красоту и достоинства её» (в словаре Даля)

2 группа: Провести исследование «Катерина и Лариса. Их окружение». (Анализ эпизодов по выбору учащихся)

Дикой – «пронзительный мужик», самый богатый и знатный человек в городе. Капитал развязывает ему руки, сильный материально, но слаб духовно.

Цитаты о нём.

– У нас и пикнуть никто не смей о жалованье, изругает, на чём свет стоит (Кудряш).
Пронзительный мужик  (Кудряш).
– Унять-то его некому, вот он и воюет (Шапкин).
– Кто ж ему угодит? Если у него вся жизнь на ругательстве основана? (Кудряш).
– Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю... Потому – только заикнись мне о деньгах, У меня всю нутреннюю разжигать станет. А кто мне запретит?

Кабаниха – жестокая, свирепая, равнодушная, богатая вдова; носитель принципов, блюститель их; изводит собеседника необоснованными упрёками; со страхом ожидает новую жизнь.

Цитаты о ней.

– Я давно вижу, что вам воли хочется. Ну, что ж, дождётесь, поживёте и на воле, когда меня не будет.
– Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой это будет порядок в доме ? И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слёз льётся за этими запорами, невидимых неслышимых!

Кнуров Мокий Пармёныч – из крупных дельцов последнего времени с громадным состоянием. Пожилой человек. Он приобщился к культуре. Речь его изыскана, благопристойна. (не то, что речь Дикого)

Цитаты о нём.

– Да, с деньгами можно дела делать. Хорошо тому, у кого денег много.
– Найдите таких людей, которые посулят вам десятки тысяч даром, а тогда и браните меня.
– Ваша дочь? Что она такое?

Василий Данилыч Вожеватов – тоже принадлежит к «чистой  публике». Это очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму «европеец».

Цитаты о нём.

– За удовольствие надо платить, они даром не даются.
– Я знаю, что такое купеческое слово.
– Что обещал, то и исполню: для меня слово – закон, что сказано, то свято.
– Всякому товару цена есть.

Вывод: Хотя пьесы были написаны не в одно время (разница почти 20 лет), в них много общего.
Купцы из мелких торговцев становятся миллионщиками, завязывают международные связи, получают образование. Купеческие характеры утончаются и усложняются. Это теперь культурный буржуа – предприниматель. Но в основе их деятельности, жизнен ной позиции лежит всё тот же хищнический закон: «К себе, к одному себе». Нравственные законы и «тёмного царства» и «значительных лиц города Бряхимова» держаться на власти денег, лжи, лицемерия, ханжества, жестокости, уверенности, что всё на свете можно купить, «от городничего» до живой души. Нравы стали циничнее, развращённее. Но мы помним, что нравственность вне времени.
«Имя должно быть образом», – говорил В.Гюго.

– Какими же предстают перед нами образы главных героинь пьес А. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Катерины и Ларисы.

3 группа: «Образ Ларисы Огудаловой и Катерины Кабановой». (Ответ необходимо начать с трактовки имени)

  • Жизнь в родительском доме.
  • Жизнь в доме Кабановой.

Черты характера, развившиеся в результате этого.

Катерина – «всегда чистая, нежная, святая, мечтательная, честная, искренняя и принципиальная», она не способна на обман и фальшь, на изворотливость. Это натура поэтическая, чувствует красоту природы и любит её. Её душа постоянно тянется к красоте.
Лариса – значимое имя, как и любое имя у Островского: в переводе с греч. «чайка» Лариса склонна к различным видам искусства, любит всё красивое. Женщины с именем Лариса обаятельны, умны, аккуратны, всегда в центре внимания, особенно у мужчин. Такова Лариса у Островского. Мечтательная и артистичная, она не замечает в людях пошлых сторон. Для неё существует только мир чистых страстей, бескорыстной любви, очарования.

Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о её честности стремлении к свободе, твёрдости характера, прямоте в отношении к людям?

Истоки формирования характера

Катерина

Сердечное отношение родных Безмерная родительская ласка Относительная свобода Посещение церкви Жестокое отношение Кабанихи Унижение со стороны окружающих Постоянный духовный бунт Непонимание её натуры и стремлений Тихоном

Своеволие
Честность
Моральная чистота
Романтичность, мужество
Страстность

Болезненная впечатлительность
Романтическое отношение к жизни
Осознание своей обречённости
Замкнутость, разочарованность в семейной жизни
Страстное стремление к свободе, любви, счастью

Лариса

Красота волжских просторов Расчётливое отношение матери Деньги тратит на образование Дом – «цыганский табор» – стремление покинуть его.

Талантливая
Артистичная
Впечатлительная
Мечтательна

 

Романтическое отношение к жизни
Вера в бескорыстную любовь
Идеализация людей, окружающих ее

Вывод: Неволя – главный враг Катерины. Внешние условия её жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки её детства, но «здесь всё как будто из под неволи», «Я у вас завяла», – говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюбивой душой героини. Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабых унижают, где выживает сильнейший. В её характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ведь она «чайка», а эта птица ассоциируется с чем-то белым, лёгким, поразительно кричащим. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные характеры, разный возраст. Но объединяет их желание любить и быть любимыми, найти понимание и стать счастливыми.

4 группа: «Кто же является их избранниками?»

Тихон – слабый, безвольный, человек недалёкий, беспомощный, но любящий, добрый и душевный. Но он слаб, бесхарактерен, подавлен семейным деспотизмом, искалечен и сломлен им.

Цитаты о нём.

– Думайте, как хотите, на всё есть ваша воля, только я не знаю, что я за несчастный такой человек на свет рождён, что не могу вам угодить ничем.
– Да зачем же ей бояться ! С меня и того довольно, что она меня любит.
– Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!
А Катерина выходила замуж по любви? (Маменька приказала!)
А ведь свобода выбора была! (После и признаётся: «Сама ведь пошла замуж.
Сама сделала выбор!»
Не я ли тебе клялась!
Возьми с меня клятву!)

Борис – «Тот же Тихон, только образованный» (Добролюбов) «Он и на воле — то, точно связанный».
Почему именно Борис является её избранником?                                                                                          7
Нежный, поэтичный, в каждом слове и поступке жалость к другим «кроток, тих, смирён»
Вы исследовали, что означает любовь? (В словаре Ожегова – чувство самоотвержен­ной, сердечной привязанности).

 

Чем является любовь Катерины – ослеплением, разрушительной страстью, или признанием высшей ценности в жизни?

Катерина – это трагическая героиня живёт по законам: «Ведь я замужем, ведь мне с мужем жить до гробовой доски». Церковный брак для неё святыня. Поэтому охватившую её страсть Катерина воспринимает как нечто дьявольское и греховное. (Она сама называет свою любовь к Борису греховной» гореть мне в аду». Страсть шепчет ей соблазны по ночам, зовёт её кататься, обнявшись на лодке и на тройке. И страсть эта приходит в противоречие с религиозным долгом.

Давайте, прослушаем монолог Катерины, когда ей предстоит сделать выбор.

(Катерина одна, держа ключ в руках)
– Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжёт, точно уголь. (Подумав) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело. Мало ли что в голову придёт... А горька неволя, ох как горька! Кто от неё плачет! Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь ещё этот грех на меня... (задумчиво смотрит на ключ) Бросить его? Разумеется, бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается)
– Ах, кто-то идёт. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман) Нет...! Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала... Ну, уж, знать, там ему и быть. Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то!

– А как вы считаете, это грех? Катерина не устояла перед искушением. Она сама называет свою любовь – погибель
Любовь... Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты, добра. Любящий человек прекрасен, духовно окрылён. Вдумаемся в это.
Как это величайшее испытание преодолевает Лариса Огудалова?
Почему она выбор останавливает именно на Карандышеве?
Карандышев кажется честным человеком, с которым она может уехать из душного мирка, человек завистливый, самолюбивый, заурядный человек, нет ни талантливости, ни размаха, которые есть у Паратова, упрямый, тщеславный. Он наблюдает, как Ларису разыгрывают в орлянку, кричит ей обидные, гневные слова вместо того, чтобы утешить. А её душа жалует утешения, поддержки.

Паратов – воспринимает его как «идеал мужчины», умеет окутать себя дымкой романтизма, придать себе  нечто печоринское. Как и Печорин, он наделён храбростью, волей, хладнокровием и любит сильные ощущения, есть размах и широта натуры, изысканные манеры. Счастливая любовь для него бессодержательное и сладкое «безе». Он говорит – «мужчина свободен в своих чувствах, а удел женщины проливать слёзы». Он не способен на настоящую любовь, потому что расчётлив «ведь вечно любить невозможно»
Мы сейчас увидели, что привлекло Катерину в Борисе, а Ларису в Паратове.

Но какими они оказались на самом деле?

И Борис и Паратов не способны нести груз ответственности за случившееся. Лариса приняла Паратова не за того, кто он на самом деле. Вспыхнувшая было страсть к Ларисе не глубока. Угар увлечения короток и быстро проходит. Паратов трезв и расчётлив. «У меня ничего заветного нет, найду выгоду, так всё продам, что угодно» Так же, как с «Ласточкой», поступил он и с Ларисой.

А какова Лариса в своём чувстве?

Искренняя, безоглядная, совершает грех – ведь она невеста, дала слово, и что же ? Девичье достоинство, девичья честь потеряны навсегда, честь, которая будет распространяться на твоих детей, на всю твою жизнь. В этой ситуации Лариса показывает свою бесприданность. Не социальная сторона увлекает Островского, а духовная несостоятельность героини. Сильная, одарённая, цельности нет до конца:

– нарушила слово;
– преступила заповедь: «Не прелюбодействуй до свадьбы»;
– она согласна стать содержанкой.

Любовь обернулась для Ларисы предательством, и она чуть было не стала жертвой этого предательства. Ситуации созвучны нашему времени.
Можем ли мы утверждать, что в современном мире человек ограждён от соблазнов? Мешают ли они жить?
Самоубийство Катерины – это проявление слабости или силы её характера?
У Добролюбова точка зрения такова: «луч света в тёмном царстве», звучит вызов самодурству, протест забитой личности против всяких форм тирании и требования права на свободную жизнь. Поэтому Добролюбов рассматривает самоубийство Катерины не как взрыв отчаяния и слабости , а как    законный протест против гнёта и деспотизма.
А христианское осмысление поступка Катерины таково: самоубийство – страшный грех, который ведёт к погибели, в адскую бездну. Не случайно самоубийц не хоро­нили ранее на кладбище, не отпевали и не отпевают до сих пор в церкви, имена самоубийц не пишут в церковных записках на панихидах. Основать своё счастье на нарушении нравственности она не смогла и поэтому погибла. Эта нравственная чистота и неподкупность героини – проявление её высокой человечности.

Драма Катерины Кабановой и Ларисы Огудаловой. Чья страшнее?

(Фрагмент из фильма)

Кто оказался сильнее в ситуации нравственного выбора человека перед лицом обстоятельств, перед лицом вечности?

Лариса умирает со словами: «Я вас всех люблю. Я никого не виню» Она умирает со словами примирения. Мы видим её победу. Она не побеждена. Судьба Ларисы и Катерины – один из многих примеров драмы «горячего сердца» В мире чистогана и грубого расчёта. Там, где вместо «души арифметика» никому не нужны искренние чувства, но вместе с тем , человек решает сам, и какой шаг или выбор он сделает в строну добра или зла зависит и от него тоже.
Тему, которую поднял Островский А.Н. в своих пьесах актуальна и сейчас. Об этом мы можем судить, познакомившись с повестью В.Астафьева «Людочка».

Чем похожи эти произведения, несмотря на то, что их разделяет более ста лет? Какая трагедия происходит с героиней?

Гибнут главные героини, гибнут по своей воле, наложив на себя руки. Людочка нравственно слабее Катерины и Ларисы. Для Людочки смерть является возможностью остановить душевную деградацию, которая развела бы в конце концов её душу и сердце, как ржавчина разъедает железо. С уходом из жизни осуществляется их мечта бежать из этой жизни, которую они не принимали. Согласитесь, слишком высокая цена. Жизнь не бесконечна. Давайте всматриваться в себя и ценить тот единственный миг, от которого, возможно, будет зависеть судьба. Помните о том, что каждый сам делает свою судьбу. И вам я хочу пожелать быть готовыми принимать удары судьбы, уметь противостоять им и сохранять в себе человеческое достоинство.

Каждый выбирает по себе
Меру окончательной расплаты...

Домашнее задание:

  • тест (Приложение 1);
  • задание для тех, кто любит поразмышлять над прочитанным.

Прочитайте высказывание Г.А.Гуковского:

«...это любовь как красота духа, его высокое стремление. Любовь выступает как очищение души, как сила, возвышающая человека, поднимающая его над пошлостью неказистого существования. Свобода, творчество, любовь – три страсти, делающие его существом поистине благородным, три сферы активности, разбивающие замкнутый мирок эгоизма личности, наполняющие жизнь значением и смыслом» (Гуковской Г.А. Пушкин и проблемы реалистичного стиля)

Вопрос: Почему ни у Ларисы Огудаловой, ни у Катерины Кабановой любовь не стала «высоким стремлением», «очищением души», «силой, возвышающей человека»?