Рабочая программа кружка "Художественная обработка древесины"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Данная программа расчитана на четыре года обучения и ориентирована на обеспечение условий для конкретного творческого труда, одного из видов народного искусства - "художественная обработка древесины".

Целью обучения по курсу "Художественная обработка древесины" является - формирование знаний, первоначальных умений и навыков, а также обеспечение всестороннего развития личности подростка.

Обучение предпологает решение следующих задач:

  • раскрыть, перед воспитанниками, истоки и роль народного творчества, декоративно-прикладного искусства в духовно-материальной жизни общества;
  • посредством возможностей творческого труда по программе кружковой деятельности, способствовать социализации воспитанников, оставшихся без родителей, в обществе.

Программа включает:

  • пояснительную записку;
  • перечень знаний и умений формируемых у воспитанников;
  • тематический план (по годам обучения);
  • календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).

Содержание теоретического обучения предусматривает: ознакомление воспитанников с основами материаловедения для художественных работ, с художественой обработкой материалов, основами композиции, народными промыслами.

В процессе занятий воспитанники знакомятся с литературой и иллюстративным материалом, расрывающими историю художественных промыслов, творчества народных мастеров. Некоторые занятия, целесообразно провести в историко-краеведческом музее села Русскинские.

Теоретический метериал усваивается в сочетании с упражнениями и практическими работами, в процессе которых воспитанники создают собственные композиции художественных изделий в традициях местных промыслов.

Теоретическое и практическое обучение воспитанников проводится одновременно, при некотором опережающем изучении теоретического материала. Каждое практическое занятие начинается с инструктажей (вводного, текущего и заключительного), направленных на правильное и безопасное выполнение работ, бережное отношение к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию времени занятий.

В процессе практического обучения воспитанники осваивают виды художественной обработки материалов в технике, свойственной конкретному художественному народному промыслу или производству, и изготавливают художественные изделия с учётом местных традиций.

Творческий процесс по созданию резных изделий носит не только воспитывающий, но и обучающий характер, позволяет воспитанникам в ходе подготовки режущего инструмента, подготовки материалов, практического изготовления изделий приобрести общие трудовые и специальные трудовые умения и навыки в области художественно- технической деятельности.

Занимаясь резьбой, выпиливанием лобзиком, выжиганием воспитанники на практике применяют знания и развивают навыки не только по изобразительному искусству, черчению, технологии, но и по другим школьным учебным дисциплинам - физике, химии, биологии, географии, математике, экономике.

Весь процесс обучения носит творческий воспитательный характер, определённую художественную ценность и высокое качество исполнения, отвечает фукциональным и эстетическим требованиям, является общественно полезным.

Для усиления профессиональной направленности обучения воспитанники знакомятся с разными специальностями, со структурой предприятий, основными этапами производственного процесса, оборудованием, условиями труда и отдыха рабочих, их творческой деятельностью.

В программе уделяется особое внимание формированию у воспитанников общей культуры труда. Она расчитана на овладение графической грамотой при выполнении рабочих чертежей и в процессе создания изделий, эскизов и их декора.

Программа предусматривает расширение знаний по физическим, технологическим свойствам древесины, процессам её обработки, инструментам и приспособлениям.

Программа ставит своей целью - развивать "чувство материала", его художественных и технологических возможностей. Она нацелена на формирование художественного вкуса, чувства прекрасного, эстетического идеала, творческих начал в личности. Программа предусматривает приобщение воспитанников к процессу создания резных изделий, попытки изменения и улучшения условий той среды в которой они живут, учатся и отдыхают; привлечение самих воспитанников к активной деятельности по созданию и сохранению прекрасного.

Программой предусмотренно изучение и исследование свойств древесины. Изучение устройства, принципа работы приборов: электровыжигателя, электролобзика, электрорубанка, станка по токарной обработке древесины, и других инструментов, что имеет большое значение для формирования знаний воспитанников о материалах, принципах действия и устройствах машин.

В процессе обучения обращается внимание воспитанников на особенности ручной и механической обработки древесины, конструкцию режущих инструментов и виды технологического оборудования. При организации творческого труда, в процессе выполения резьбы по дереву программой предусмотривается применеие разнообразных приспособлений, позволяющих воспитанникам решать отдельные трудовые операции с соблюдением определённых технологических требований: точности формы и размеров, параметров шероховатости поверхности и др.

Программа ориентирована на обеспечение дифференцированного подхода к слабым и наиболее подготовленным воспитанникам, на изучение и усвоение материала всеми воспитаннками не ниже требований программы.

Структура программы предусматривает использование следующих разделов, школного курса, образовательной области "Технология":

  • материаловедение;
  • технология обработки древесины;
  • элементы машиноведения;
  • графика;
  • техническое творчество;
  • введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с учётом возрастных особенностей воспитанников, по отдельным, тесно связанным между собой разделам.

В зависимости от этапа образования определены цели и задачи курса, а также требования по теоретической и технологической подготовки воспитанников.

В программе предложена система самопроверки знаний воспитанниками и контроля знаний - инструктором по труду.

Предусмотрены различные формы организации усвоения знаний воспитанниками. Для чего в работе используются:

  • учебники, справочники;
  • дидактический материал;
  • дополнительная литература.

На всех занятиях осуществляется неукоснительный контроль за соблюдением санитарно - гигиенических требований, правил безопасности труда.

Продолжительность изучения курса, за 4 года обучения, в среднем составляет около 1080 часов. Содержание программы предусматривает подведение воспитанников к осознанному выбору одной из рабочих профессий по профилю - "Художественная обработка дерева".

По завершению изучения данной программы воспитанники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками.

Воспитанники должны -

Знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика,электрофрезера);
  • иметь понятие о конструировании и моделировании;
  • способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;
  • историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике края;
  • основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;
  • разные виды резьбы и их особенности;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и внутреннего распорядка в процессе выполнения работ.

Воспитанники должны

Уметь:

  • рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению. Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;
  • выполнять постейшие расчёты стоимости изделия;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в технике выжигания, различных видов резьбы;
  • проектировать простые изделия в традициях местного промысла и изготавливать их;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;
  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и мозаику по дереву;
  • затачивать и править необходимый инструмент для резьбы;
  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
  • экономно расходовать материалы и электроэнергию;

Воспитанники должны освоить, отработать и закрепить следующие -

Навыки:

  • владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;
  • выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;
  • владения основными элементами графической грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разрабатки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;
  • выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы;

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • коллективная (звеньевая).

Критерии и показатели оценки знаний воспитанников.

Прямые:

  • теоретический уровень знаний;
  • степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;
  • применение полученных знаний на практике;
  • соблюдение технических и технологических требований;
  • качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;
  • изготовление изделия в установленные нормы времени;
  • соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

  • экономия материалов;
  • желание трудиться;
  • познавательная активность и творческий подход;
  • самостоятельность;
  • партнёрские отношения при совместной работе.

Библиографический список

для инструктора по труду:

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.: Высшая школа, 1978.

2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба подереву. - М.: Высшая школа, 1998.

3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Легпромбытиздат, 1997.

4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и традиции, 1999.

5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и традиции, 1999.

6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

7. Алфёров Л. Технология росписи. - Ростов - на Дону: Феникс, 2000.

8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. - М.: Нива России, 1995.

9. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А. Технологический справочник учителя. - М.: Просвещение, 1992.

10. Бородулин В.А. Художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1988.

11. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1993.

12. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова А.М./ - М.: Просвещение, 1981.

13. Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. - Минск: Полымя, 2000.

14. Гликин М.С. Декоративная резьба по дереву на станках. - М.: Народное творчество, 2001.

15. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. - М.: Просвещение, 1976.

16. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. - М.: Издательский дом МСП, 2000.

17. Дубровин И.И. Домашний умелец. - Тверь: ЭКСМО - Пресс, 2001.

18. Домовая резьба (Технология. Материалы. Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.: Рипол классик, 2004.

19. Заворотов В.А. От идеи до модели. - М.: Просвещение, 1993.

20. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. - М.: Лукоморье, 2002.

21. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Лукоморье, 2000.

22. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. - М.: Знание, 1976.

23. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. - М.: Высшая школа, 1986.

24. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. - М.: Высшая школа, 1986.

25. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба (альбом орнаментов. Выпуск 1). - М.: Народное творчество, 2001.

26. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 2). - М,: Народное творчество, 2001.

27. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом орнаментов. Выпуск 3). - М.: Народное творчество, 2001.

28. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. - М.: Просвещение, 1983.

29. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа, 1993.

30. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. - М.: Мир, 1993.

31. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 2. - М.: Мир, 1993.

32. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). - Екатеренбург, 1995.

33. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 1). - М.: Нива России, 2000.

34. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов - Книга 2). - М.: Нива России, 2000.

35. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. - Ростов - на - Дону.: Феникс, 2000.

36. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных мастерских. - М.: Просвещение, 1984.

37. Роспись по дереву. /Сост. Соколов М.С./. - Магнитогорск.: 1993.

38. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. - Минск.: Современная литература, 1999.

39. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко В.А./. - М.: АСТВ Гамма - СА, 1998.

40. Резьба по дереву. /Сост.Березнёв А.В., Березнёва Т.С./.- Минск.: Пардокс, 2000.

41. Резьба по дереву. /Сост. Лихонин А.С./. - Нижний Новгород.: Времена, 2000.

42. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.: Спектр сезам - маркетинг, 1997.

43. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины (советы домашнему умельцу), - Минск.: Полымя, 2000.

44. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 1998.

45. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи старого ремесла). - Минск.: Современное слово, 2000.

46. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. - Минск.: Современное слово, 2003.

47. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. - М.: Просвещение, 1985.

48. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся VIII - IX классов средней образовательной школы. Профиль - художественная обработка дерева. - М.: Просвещение, 1989.

49. Тымкив Б.М. Программа профессионального обучения учащихся X - XI классов средней образовательной школы. Профессия - изготовитель художественных изделий из дерева. - М.: Просвещение, 1989.

50. Хворостов А.С. Декоративно - прикладное искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

51. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. - М.: Легпромбытиздат, 1992.

52. Энциклопедия народного умельца. - М.: Вече, 2000.

Библиографический список

для воспитанников:

1. Выпиливание лобзиком. /Сост. Рыженко В.И./ - М.: Траст пресс, 1999.

2. Ильяев М.Д. Прикоснувшись к дереву резцом. - М.: Экология, 1996.

3. Изделия из шпона. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С- Пб.: Корона принт, 1999.

4. Карабанов И.А. Технология обработки древесины 5 - 9. - М.: Просвещение, 1995.

5. Луканский Э.П. Сотвори радость. - Минск.: Полымя, 1997.

6. Плетение из лозы. /Сост. Понаморенко Т.В./. - С-Пб.: Корона принт, 1999.

7. Раскраски. /Сост. Вохринцова С./. - Екатеринбург.: 2000.

8. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. - М.: Просвещение, 1998.

9. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 1.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

10. Секреты домашнего мастера. Энциклопедия Том 2.- М.: Айрис Пресс. Рольф, 1999.

11. Сафроненко В.М. Вторая жизнь дерева. - Минск.: Полымя, 1990.

12. Справочник домашнего мастера. Том 1. /Сост. Иванченков С.С. /. - М.: Клён, 1993.

13. Справочник домашнего мастера. Том 2. /Сост. Бродерсен Г.Г./.- М.: Клён, 1993.

14. Справочник по трудовому обучению 5 - 7 /Под ред. Карабанова И.А./.- М.: Просвещение, 1993.

15. Технология 5. /Под ред. Симоненко В.Д./. - М.: Просвещение, 1999.

16. Технология 6. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

17. Технология 7. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

18. Технология 8. /Под ред. Симоненко В.Д./.- М.: Винтана - Граф, 1997.

19. Художественная резьба и мозаика по дереву. /Сост. Дымковский И.П./. -Минск.: Элайда, 1999.

20. Энциклопедический словарь юного техника. /Сост. Зубов Б.В., Чумаков С.В./. - М.: Педагогика, 1980.

21. Шпаковский В.О. Для тех кто любит мастерить. - М.: Просвещение, 1990.

Приложения:

1. Приложение №1. Тематический план работы кружка "Художественная обработка древесины" (по годам обучения).

2. Приложение №2. Календарно-тематическое планирование занятий (по годам обучения).