Открытый урок по информационным технологиям по теме "Наглядные формы представления информации в 5-м классе"

Разделы: Информатика


Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала с практической работой.

Цели:

  • Образовательная: проверить знания учащихся по теме: Формы представления информации, познакомить учащихся с наглядными формами представления информации, познакомить учащихся с построением диаграмм с помощью компьютера; развивать у учащихся навыки работы с компьютером.
  • Развивающая: развивать логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность с помощью применения информационных технологий
  • Воспитательная: прививать интерес к информатике, воспитывать трудолюбие, аккуратность, развивать общую культуру личности.

Формы организации учебной деятельности: коллективная, индивидуальная.
Оборудование: компьютер, проектор.
Дидактическое обеспечение урока: учебник «Информатика 5», рабочие тетради Л. Босовой, индивидуальные карточки, презентация Power Point “Наглядные формы представления” (Приложение 1)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сообщение темы и постановка целей урока.  
– Сегодня на уроке мы узнаем, как можно наглядно представить информацию.

II. Актуализация знаний по теме предыдущего урока “Формы представления информации”

– Перечислите  способы представления информации? (Информацию можно представить с помощью текста, таблицы, чисел)
– Когда удобно представлять информацию в виде таблицы? (Если данные, представленные в задаче однотипны)
– Дома вы учились представлять информацию в виде таблицы, давайте проверим как: №33-34 с.35 рабочей тетради.

III. Усвоение новых знаний

– Запишем тему урока в тетрадь. (Слайд 1)
– С момента нашего рождения мы познаем мир.
– Давайте  вспомним, как в детстве мы познавали мир, с помощью чего? (Читая книги, разглядывая картинки, фотографии, рисунки и т.д.)
–  Действительно, человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена  наглядно – с помощью рисунков, фотографий, схем.
– Почему это так? (Слайд 2)

– Текст – это самая простая, но не наглядная форма представления информации, если ты не умеешь читать, то смысл написанного не поймешь никогда. Однако, смысл  рисунка мы поймём всегда.
– Наглядно показать, как устроены окружающие нас объекты (предметы, процессы, явления), а как они связаны друг с другом, могут  схемы.
– Например, для разбора слова по составу используют схему: с помощью этих обозначений можно легко выделить: приставку, корень, суффикс, окончание.
–  А как можно удобно представить числовые данные? Ответ кроется в задаче.
Задание: Известно, что некто расположил все буквы алфавита по кругу и заменил каждую букву исходного сообщения на следующую после неё. Декодируйте полученные шифровки (Слайд 3): (или используя РТ: №20 С.23)

А-1 Б-2 В-3 Г-4 Д-5 Е-6 Ё-7
Ж-8 З-9 И-10 Й-11 К-12 Л-13 М-14
Н-15 О-16 П-17 Р-18 С-19 Т-20 У-21
Ф-22 Х-23 Ц-24 Ч-25 Ш-26 Щ-27 Ъ-28
Ы-29 Ь-30 Э-31 Ю-32 Я-33    

Е Й Б Д С Б Н  Н Б

Ответ: Д И А Г Р А М М А.

– Что же такое диаграмма, откроем энциклопедический словарь? (Диаграмма – графическое изображение соотношения каких-нибудь величин.)

– Выясним, как можно представить числовые данные с помощью диаграммы. Решим  задачу: Известно, что продолжительности жизни животных разные. О каких животных пойдет речь, узнаем из  загадок.

На доске последовательно появляются названия животных, потом года жизни:

Слон – 60
Крокодил – 40
Верблюд – 30
Медведь – 25
Шимпанзе – 60

Он трубит, но не трубач,
Всеми признанный силач.
Стоя спит под пальмой он.
Догадались? Это… (слон)

По реке плывёт бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит ... (крокодил)

Всю жизнь ношу я два горба,
имею два желудка!
Но каждый горб – не горб, амбар!
Еды в них – на семь суток! (Верблюд)

Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной,
А когда придет весна,
Просыпается от сна. (Медведь)

По деревьям прыгать мастер,
Сорвала руками лист,
Ловко скорчила гримасу,
Головой повисла вниз. (Обезьяна шимпанзе)

 – Средние продолжительности жизни слона, крокодила, верблюда, медведя и шимпанзе равны 60, 40, 30, 25 и 60 годам соответственно.
– Эти данные можно представить на линейной диаграмме.
– Внимание! Только тот построит диаграмму верно, кто будет внимательно слушать.
– На листе в клетку начертим систему координат. По горизонтали мы будем откладывать годы жизни животных, по вертикали – название животного. Пусть две клетки – 10 лет жизни.
– С помощью линейки начертим 5 горизонтальных отрезков (т.к. 5 животных), длины которых будут равны 60, 40, 30, 25 и 60 мм соответственно (Слайд 4):

Вывод: Диаграмма наглядно показывает продолжительности жизни животных.
– Диаграмма может иметь другой вид. Если повернуть  систему координат на 90°, а вместо отрезков  нарисовать прямоугольники, у которых одинаковые длины основания, а высоты соответствуют числам 60, 40, 30. 25 и 60.  Такую диаграмму называют  столбчатой. (Слайд 5)
– Создавать в тетради столбчатые диаграммы долго, а  с помощью компьютера быстро.

IV. Практическая работа

– Рассмотрим этапы создания диаграммы на компьютере.

Этапы создания столбчатой диаграммы:

1) Открыть  текстовый процессор MS Word;
2) Создать  таблицу с данными о животных и количеством лет их жизни;
3) Выделить таблицу;
4) Выполнить команду: ВСТАВКА – РИСУНОК – ДИАГРАММА.
5) Выполнить команду: ДИАГРАММА – ПАРАМЕТРЫ  ДИАГРАММЫ – НАЗВАНИЕ ДИАГРАММЫ – Зависимость роста животных от возраста.
(Слайды 6, 7)

– А теперь давайте сами потренируемся создавать диаграммы. Выполним  по учебнику № 4 с. 44 . №37 с.37 рабочей тетради.

VI. Первичное закрепление знаний

– Как можно наглядно представить информацию? (С помощью рисунков, схем, фотографий, диаграмм)
– Для чего нужны диаграммы?

VIII. Домашнее задание

– №26 с.25, №38 с.37.