Элективный курс литературного творчества учащихся "Обучение сочинениям различных жанров"

Разделы: Литература


Пояснительная записка

Необходимость системы  в обучении  сочинениям не вызывает сомнения. Как можно разрешить данную проблему на практике?

Прежде всего на первый план выдвигается требование – учить от простого к сложному.

Считается, что повествование  легче  описания, а описание  легче рассуждений, поэтому практикуется такая  система:

  1. сочинение  повествовательного характера.
  2. сочинение описательного характера.
  3. сочинение- рассуждение.

Данный  принцип  утверждают  Т.И. Тамбовкина и М.Д. Рыбникова.

Под понятием о системе обучения  сочинениям в целом  надо  иметь  в виду  не порядок

работы  над   одним  сочинением, а последовательность в обучении  сочинениям в целом,

в которой  предусмотрено  развитие  у учащихся  определённых умений и навыков связанной речи.

Сочинение - это  письменное высказывание  на тему  и пишется  оно автором самостоятельно, в результате чего создаётся  определённый текст. Работа ученика над сочинением подобна работе писателя над произведением. Работа  над сочинением - это необычайно интересный  и удивительный  труд. Ученикам полезно встать на 1 ступеньку писательского груза. Это способен сделать каждый образованный человек. Это не идея избранных, но идея многих- развить  эту способность до уровня писательского мастерства.

Цели и задачи программы

При работе над сочинением  учащиеся должны овладеть  следующими умения:

  1. Научиться вдумываться в тему, осмысливать  её границы, правильно раскрывать тему сочинения.
  2. Уметь подчинять своё  сочинение определённой  основной мысли.
  3. Научится  отбирать материал  с точки зрения темы и основной мысли сочинения.
  4. Научить систематизировать материал.
  5. Строить сочинение в определённой композиционной форме.
  6. Уметь правильно и красиво выражать свои мысли.
  7. Научится  исправлять, переделывать, улучшать написанное

Тематическое планирование

  1. Тема и основная мысль сочинения – 2 часа.
  2. Практическое занятие - 1 час.
  3. Виды письменных, творческих работ, жанры сочинений- 2 часа.
  4. Анализ сочинений. Практические занятия – 1 час.
  5. Языковые средства языка – 1 час.
  6. Редактирование текстов сочинений – 1 час.
  7. Основная мысль сочинения. Отбор материала – 1 час.
  8. Структура сочинения. Совершенствование написанного. Исправление текста – 1 час.
  9. Защита проектов – 2 часа.

Требование к умениям и навыкам

  1. Научиться совершенствовать текст.
  2. Обучение к редактированию.
  3. Уметь анализировать  править работу с недочётами.   
  4. Научится рецензировать ( до оценки учителя, выражать своё мнение).

Типичные недостатки  школьных сочинений

  1. Простой пересказ содержания статьи учебника.
  2. Поверхностное и неправильное  раскрытие темы.
  3. Недостаточное  владение фактическим материалом.
  4. Плохое знание текста.
  5. Неумение анализировать текст
  6. Бедность словарного запаса.

Cистема обучения сочинениям

В 9 классе у учащегося уже имеются определённые знания, сформированы необходимые умения, однако качество сочинений остаётся низким. Наша задача- привить учащимся навыки самостоятельной работы над сочинением, т.к  умение связанно излагать свои мысли в устной и письменной форме- это очень сложное умение, требующее от ученика не только общего развития, но и овладения определёнными умениями.

Учащиеся должны овладеть разнообразными видами сочинений, а значит, вопрос об обучении детей приёмам работы над сочинением является важнейшим. Уже на первых этапах обучения сочинениям должны  быть выяснены такие общие требования к сочинению, как соответствие теме, связанность, последовательность, доказательность изложения, соблюдение необходимых границ разных частей сочинения.

Последовательность в работе над совершенствованием написанного

1 чтение

  1. Читать свою и чужую работу с карандашом в руках.
  2. Первая  задача – проверить содержание.
  3. Если заметил отступление, непоследовательность, несоответствие, должен сделать  пометки.
  4. Может быть дописывание, перечитывание,  переписывание.
  5. При первом перечитывании  выметается «очевидный сбор» (неясная фраза,
  6. неудачная фраза).

2 чтение

Приступаем   к совершенствованию языка. Взвешиваем  каждое слово, делаем

знаки. Исправляем  порядок слов, зачёркиваем фразу, неудачные оборот три проверки.

Проверка вслух.  Надо спрашивать « А вы прочли вслух?»

Чтение вслух помогает  обнаруживать языковые и стилистические погрешности.

Третье чтение завершает работу. Практическая работа. Правка текста.

Приложение 1

Основные типы сочинений

  1. Сочинение  - описание  ( характеристика)
  2. Сочинение – повествование
  3. Сочинение – рассуждение

Подробное описание каждого типа сочинений приложение 2

Памятка «Требования к сочинениям» приложение 3

Структура сочинений

  1. Эпиграф. Его роль в раскрытии темы.
  2. План – краткая запись.
  3. Виды планов и их роль в создании текста.
  4. Вступление (обосновать своё видение темы, намеченные пути его раскрытия)
  5. Главная часть - раскрыть основную мысль на основе анализа текста художественного произведения ( картины ,собственные впечатления).
  6. Заключительная часть – подведённый итог по всей теме, выдвигается главный тезис
  7. делается  общий  вывод.

Алгоритм  сочинения

Языковые средства сочинения

1. Умение переделывать, улучшать написанное.

Уметь находить отклонения от темы, ненужные подробности.

Ошибки учащихся : часто пишут сразу набело, не исправляют, не видят погрешностей.

Цель : воспитывать  бережное  отношение к слову.  Учить пользоваться языковыми

средствами, научить  соотносить тему сочинения с содержанием.

Языковые средства сочинения.

Чтение сочинения. Анализ языковых средств сочинения.

Перенасыщение  текста определёнными языковыми средствами. Воспитывать бережное

Отношение к слову. Сокровище человеческой мысли.

Умение интересно рассказывать и писать само собою не приходит.

Этому нужно  учиться.

Рассказ - самый увлекательный жанр

Композиция   рассказа.

Привитие умения.

Деление частей рассказа.

Уметь представить рассказчика

Роль диалога в рассказе

Привитие умения определять сюжетную основу своего рассказа.

Материал к уроку.

Что такое рассказ?

Это литературное произведение, в котором речь идёт лишь об одном очень  важно событии в жизни героев с малым количеством действующих лиц.

Т.е  основе  рассказа лежит эпизод, случай, происшествие.

3 части рассказа : завязка, кульминация, развязка.

Описание места и времени подчинено рассказу.

Темы предлагаемых рассказов

  1. эпизодизвестный всему   классу.
  2. случай, происшедший с самими учащимися.
  3. происшествия, которые читал или увидел.
  4. история возражения. 

Работа над планом сочинения.

Темы сочинений: «Мой родной край»,  «Мой учитель», «Моя школа», «Яркое событие в моей жизни»

Художественное описание - это элемент художественной литературы.

  1. Описание животного
  2. Описание помещения может быть деловым и художественным. Описание кабинета биологии.

Вопросы к классу

  1. Точно ли описан кабинет?
  2. Соответствует ли описание действительности?
  3. Можно ли сказать, что сочинение написано на тему.
  4. Какова основная мысль данного описания?
  5. Какие задачи ставил автор перед собой?

Ответ.

Цель: сообщить точные сведения о кабинете биологии

Это деловое описание

Пример описание крестьянской избы.

Радищев.

Я обозрел в первый раз внимательно всю утварь крестьянской избы. Первый раз обратил сердце к тому, что доселе на нём скользило Четыре стены, до половины покрытые, так, как и весь потолок, сажею; пол в щелях на вершок, по крайней мере, покрытый грязью; печь без трубы, но лучшая защита от холода и дыма, всякое утро зимою и летом, наполняющий избу, окончены, натянутый пузырь, смеркающий в полдень, пропуская свет; горшка 2 или 3 (счастлива изба, коли в одном из них всякий день есть пустые нити!). Деревянная чашка и кружки, тарелками называемые; стая, топором срубленный, который скоблят лишь свиней или телят, буде есть, спать вместе с ними, глотая воздух, в комнате горящая свеча как будто в тумане. К счастью, каска с квасом, на уксус похожим. Посконная рубаха, обувь, данная природой, онучи с лаптями для выхода. 

Тема  сочинения «Описание избы лесника»

Основная мысль Радищева: «Тут видна алчность дворянства, грабёж, мучительство наше и беззащитность нищеты состояния. Звери алчные, ненасытные, что крестьянину мы оставляли то, чего отнять не можем - воздух. Да, один воздух.»

Задание: написать сочинение на предложенную тему. Определить основную мысль описания.

Работа над планом сочинения «Истинное лицо Молчалина»

  1. Какое положение занимает Молчалин в фамильном кругу?
  2. Прошлое Молчалина.
  3. Что помогло Молчалину стать необходимым для Фамусова и его домочадцев.
  4. Каковы намерения и планы Молчалина?
  5. К каким средствам он прибегает, чтобы осуществлять свои намерения?
  6. Истинное лицо Молчалина?
  7. Как Софья воспринимает поведение Молчалина?
  8. Чем вызвано заблуждение Софьи в отношении Молчалина? Оправдывает ли Молчалина злая шутка Чацкого.

План  сочинения - рецензии

  1. Краткие сведения о писателе и его творчестве.
  2. Творческий замысел, тема, идея, проблематика рецензируемого произведения, его
  3. актуальность.
  4. Композиционные особенности, их роль в идейно- художественном содержании
  5. произведения.
  6. Особенности  таланта, мастерство писателя.
  7. Мысли, чувства, впечатления, которые вызывает у вас рецензируемое произведение.
  8. Всё ли интересно, важно, художественно убедительно?

Обобщения, оценки, выводы.

Описание

Цели : научить делать описание отдельных предметов, животного, помещения,

Природы, внешности человека, описание действий, местности, по воображению.

В описаниях раскрывают признаки предмета, явления, лица

Задание

  1. Прочитать текст.
  2. Отменить на полях части сочинения, не соответствующие теме.
  3. Что следует сократить, отступить.
  4. Что расширить.
  5. Обоснованные ответы.

Прочить ещё раз

Отметить условными знаками.

Правка  текст

Основная  мысль сочинения. Отбор материала.

  1. Научить учащихся определить идею сочинения, подобрать эпиграф, подчёркивающего идею  произведения.
  2. Систематизация материала. Работа с текстом произведения. Анализ текста художественного произведения.
  3. Осознание понятия - тема сочинения.

Какое значение  для раскрытия идейно - художественного содержания имеет название произведения автором.

М.Ю. Лермонтов « Герой нашего времени», А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

В. Катаев « Сын полка», А.П Чехов « Хамелеон», Л.Н. Толстой» Русский  характер»

В. Маяковский «Хорошо», Д.И. Фонвизин « Недоросль», А.С. Грибоедов «Горе от  ума »

Н.В Гоголь « Мертвые души», Фадеев «Молодая гвардия»

Всесторонний анализ произведения.

Глубокое  проникновение в сущность идейно-тематического содержания произведения.

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»

Почему так назван рассказ?

Ведь пленников два.

4. Работа с иллюстрациями.

Название иллюстрации.

Вопрос : «Как соотносится содержание картины, её название» .т.е как выражается  тема и основная мысль картины в её названии.

А.Фадеев « В основе произведения должна лежать продуманная идея».

5 Эпиграф.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

На зеркало пенять ночи, коль рожа крива.

Пушкин «Капитанская  дочка»

Береги платье снова.

Тургенев « Записки охотника»

Жанры сочинений

  1. Описание - требует большой наблюдательности, умения выбрать признаки и рассказать о них.
  2. Повествование.
  3. Рассуждение ( применение связи)

Указать точный вид работы.

Рассказ, описание, характеристика, отзыв, эссе.

Газета, заметка, интервью, репортаж, фельетон, статья, очерк

Работа над жанрами

Повествовательные сочинения.

Рассказ о событии во времени.

Схема:

  1. Начало события.
  2. Развитие события
  3. Конец события.

Рассказ – это  разновидность повествовательного сочинения.

Завязка, кульминация, развязка ( можно  начать с кульминации).

Описание – композиционная схема.

  1. Общее впечатление от представляемого.
  2. Затем указываются отдельные признаки.
  3. Оценка.

Рассуждение

  1. Высказывается общее положение ( тезис)
  2. Часть, содержащая доказательства.
  3. Выводы (их может не быть).

Затруднения учащихся

  1. Не  могут определить сюжетную основу.
  2. Теряют  композиционную связанность
  3. Перегружаются   незначительными идеями
  4. Редко указывают на время, место, действия.

Рассказ – самый увлекательный жанр. Способствует активному развитию выразительной, яркой речи, сохраняя живую индивидуальность личности.

Рассказ на основе увиденного, требует домысливания.

Художественное описание правдиво отражают явления, но в яркой выражаются в яркой форме.

Деловые описания- это  инструмент описания.

Закрепление  умений и навыков

Тренировочное  упражнение приложение 4

Примеры сочинений написанных учащимися приложение 5

Языковые средства сочинения . Для практической работы «Редактирование и совершенствование написанного»

1. Умение переделывать, улучшать написанное.

Уметь находить отклонения от темы, ненужные подробности. Ошибки учащихся: часто пишут сразу набело, не исправляют, не видят погрешностей.

Цели: воспитывать бережное отношение к слову. Учить пользоваться языковыми средствами, научить соотносить тему сочинения с содержанием.

1. Языковые средства сочинения.

1.  Чтение сочинения. Анализ языковых средств сочинения.

Работа по обогащению словаря

Карточки для самостоятельной работы

Карточка № 1

Задание. Устранить неоправданное повторение выделенного слова.

Недалеко от нашей деревни находится речка. Речка широкая. Летом мы часто ходим на речку. В речке мы купаемся. На берегу речки много цветов, а в речке много рыбы.

Недалеко от нашей деревни находится широкая речка. По её берегам растёт много цветов, а в воде плавают зеркальные карпы и хищные щуки. Летом мы часто ходим туда купаться, собирать цветы и ловить рыбу.

Анализ сочинения и языковых средств работы «Как я потерялась». Много лишнего.

Объём различных форм учебной нагрузки.

Всего аудиторских занятий - 12 (в т. ч  лекций - 4)  

Практических занятий -  6

Самостоятельная работа – 24

Проектная деятельность – 4

Защита проектов, рефератов - 2

Форма контроля: творческие работы различных жанров.

Объём программы - 36 чел.

В т. ч. очно - 12

Самостоятельно - 24

Категория слушателей - уч-ся 9 классов.