Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников в системе дополнительного образования школы

Разделы: МХК и ИЗО


Современный ребенок большого города (мегаполиса) живет в мире постоянного стресса, обвала информации, экологических катаклизмов. В результате этого он испытывает душевное одиночество, неуверенность, духовный кризис. Такой портрет ребенка возникает по статистическим данным исследования клиники неврозов. Ученые: философы, психологи, педагоги ищут возможности компенсации негативных влияний внешней среды на психику человека. Многие полагают, что эффективным средством укрепления психического здоровья человека является творческая деятельность (А.Кожибский) и развивающее ее художественно-эстетическое воспитание. Между тем многие педагогические и методические подходы, которые сформировались в 20-х-80-х годах, не соответствуют психологии современного детства. Изменился социальный заказ общества, условия жизни, возможно самоопределение, особенно это относится к детям. В ценности современного человека все более прочно входят понятия творчество и тесно связанные с ним свобода выбора и вариативность.

По мнению американского психолога и педагога А.Кожибского человеческая психика должна быть активна, человек должен постоянно работать над открытием нового, т.е. заниматься творчеством, т.к. это хорошо влияет на здоровье психики, от которой зависит и общее здоровье организма.

В последнее десятилетие в отечественной педагогике активно ведется поиск новых образовательных моделей. Особенно привлекательными на современном этапе развития образования кажутся такие модели, которые представляют единую систему образования. Сама идея целостной организации учебного процесса в рамках отдельного образовательного учреждения и его связи с социумом существенна и для ученых и для практиков (А.Г.Бермус, А.В.Хуторской и др.).

Сегодня в России идет становление новой системы образования, сопровождающееся существенными изменениями в педагогической теории и практике. Общие тенденции этих изменений характеризуются отходом от жестко регламентированных форм воспитания и обучения детей, обращением к личностно-ориентированной педагогике. Гуманизация сферы образования связана с переходом от авторитарной педагогике к педагогике сотрудничества, признающей ценность каждого ребенка как личности, его право на свободу, счастье, проявление и развитие всех способностей. Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дополнительного образования (УДО) и блоков дополнительного образования (БДО), специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать совместному творчеству педагога и ребенка.

Дополнительное образование – это особое (внеучебное для школьника) образовательное пространство. Оно решает задачи не только социализации, но и индивидуализации личности подростка и становится основным фактором развития творческих способностей. Оно предназначено для свободного выбора и освоения детьми дополнительных образовательных программ, которые близки их природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворять интересы, развивать творческий потенциал и т.д.

Анализ педагогической литературы и официальных документов, посвященных проблемам дополнительного образования, показывают, что в настоящее время нет устоявшегося определения дополнительного образования, основные понятия, раскрывающие его сущность, еще только начинают складываться, что свидетельствует о продолжающихся интенсивных исследованиях данного феномена. С момент появления термина «дополнительное образование» не стихают споры по поводу правильности такой формулировки. Одни в ней видят недооценку дополнительного образования, отношения к нему как к чему-то второстепенному, другие опасаются выпадения его из единой системы образования, третьи предполагают, что все дело ограничивается переименованием учреждений внешкольного воспитания.

Определенную информацию для осмысления сущности дополнительного образования несет его качественная характеристика «дополнительное». Понятие «дополнительное» необходимо рассматривать по семантике слова. Так, в словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «дополнительный» определяется как дополнение к чему-нибудь; «дополнить» - значит сделать более полным, прибавив к чему-нибудь, восполнить недостающее в чем-либо. Вместе с термином «образование». Выражающим «…процесс, в течение которого формируется (образуется) человеческая личность, в результате которого получается тот или иной образ», это понятие представляет данный вид образования как дополнение к процессу и результату развития личности, осуществляемому и другими видами образования: дошкольным, общим и профессиональным.

В.А.Горский определяет дополнительное образование как «гармоничное единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни» (68, с.14-18).

По мнению А.Г.Асмолова, дополнительное образование выступает как средство формирования мотивации личности к познанию, творчеству и самосовершенствованию (15, с.37).

В справке о концепции дополнительного образования (Буданова Г.П., Степанов С.Ю., Пальчикова Т.П.), дополнительное образование характеризуется как «особый процесс и результат развития личности ребенка» (93, с.11), что представляется ценным для понимания сущности данного явления в его новом качестве.

По мнению В.В.Абрауховой «дополнительное образование – социальная система, образование по выбору, в котором образовательная траектория развития ребенка может быть гармонизирована с его природой, интересами, потребностями и способностями « (2, с.27). Обратим внимание на тот факт, что автор стремится определить дополнительное образование именно через образование, однако, несомненным достоинством данного определения выступает связь дополнительного образования с потребностями и интересами ребенка.

Иначе трактует дополнительное образование в своем исследовании А.В.Скачков: «Дополнительное образование – специфическая органическая часть системы образования, что, на наш взгляд важно для понимания сущности этого феномена.

Поскольку дополнительное образование выступает преемником системы внешкольного образования, постольку следует остановиться на анализе категории «внешкольное образование». В связи с этим большую ценность для понимания сущности дополнительного образования представляет понятие «внешкольное образование», данное в «Энциклопедии внешкольного образования» (1923г.). Ее создатель Е.Н.Медынский рассматривает внешкольное образование как «всестороннее и гармоничное развитие личности или человеческого коллектива в умственном, нравственно-социальном, эстетическом и физическом отношениях» .

На мой взгляд, именно такое понимание дополнительного образования среди других видов образования сохраняет его самостоятельность и самоценность.

Главную роль в формировании индивидуальности ребенка безусловно играют родители. В настоящее время большой интерес у современных родителей вызывают индивидуальные занятия, направленные на всестороннее развитие личности ребенка. Особую роль играет художественно-эстетическое воспитание: изобразительное искусство, бумаго-пластическое воспитание: изобразительное искусство; бумаго-пластическое моделирование; декоративно-прикладное искусство; архитектура и дизайн. Стали очень популярным профессии: дизайнер, дизайн интерьера, дизайн ландшафта, дизайн среды.

Творческие способности человека рассматриваются многими исследователями уже как базовый ресурс цивилизации.

Многие выдающиеся деятели культуры признавали, что побуждением к творчеству может стать общение с искусством (Ф.М.Достоевский, Стендаль, Л.Н.Выгодский, Ю.У.Фохт-Бабушкин и др). Исследования социальной эффективности художественной культуры показали, что искусство может позитивно влиять на любой вид человеческой деятельности (Л.Г.Ионин, К.Б.Соколов). Как правильно заметила Кашекова И.Э., анализируя работы философов, психологов, искусствоведов, педагогов по этой проблеме дало основание сделать вывод, что по мере восприятия и усвоения художественных образов у человека возникает потребность в пересмотре смысла своей жизни, появляются новые мотивирующие силы поведения.

Эстетическая среда это важный компонент – составляющая интеграционного пространства, стержнем которого является искусство.

В последнее время появляется все больше научных и научно-методических работ, посвященных проблеме синтеза искусства и образования. В них искусство рассматривается как эффективный фактор формирования целостной личности (Н.И.Киященко, С.А.Иванов), а творчество признается нормой детского развития и Естественной потребностью ребенка (Э.В.Боровский, С.А.Иванов, Н.А.Князев). В то же время отмечается, что развитие художественных способностей стимулирует развитие общих способностей человека (Е.Н.Коротеева).

Проблему интеграции искусства впервые поставил Б.П.Юсов. Созданная им концепция полихудожественного образования и воспитания детей. В одной из своих последних публикаций ученый, опираясь на психолого-возрастные доминанты ребенка в его художественной деятельности, выявленные Л.С.Выготским, писал, что «можно добиться гуманизации художественного образования детей, приведения его в соответствие с духовным ростом личности, полихудожественным характером ребенка» чередованием освоения искусств соответственно доминантным периодам детства. Опыт Кашековой И.Э. показал, что, вводя полихудожественность как принцип в образовательное пространство школы, можно добиться гуманизации всего образовательного комплекса.

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на нет, другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Но несомненно, что рассмотренные особенности существенно сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Высокая восприимчивость к окружающим воздействиям, расположенность к усвоению очень важная сторона интеллекта, характеризующая умственные достоинства и в будущем.

Изображая, ребенок использует самостоятельно полученную информацию, на основе которой создает объемные модели-изображения.

Именно изобразительная деятельность приучает ребенка к мысли, что окружающий мир постоянно меняется и содержит бесконечно много самой различной информации. Обучение изобразительному творчеству потенциально содержит в себе все те компоненты деятельности, которые и определяют пути поиска нужных решений в самых различных ситуациях.

А как превратить обучение детей младшего возраста основам изобразительной грамоты в осознанное, интересное для ребенка дело? Как ввести детей в таинственный мир искусства?

Для этого необходимо сделать выполнение учебных заданий осмысленными и интересными. Детям любого возраста нужно и важно знать, что они трудятся не напрасно и то, что они делают, кому-то необходимо.

Особенности изобразительной деятельности ребенка изучаются психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция образного мышления, проводится психологический анализ процесса изображения, анализ связи умственного развития и изобразительного искусства, а также связи между личностью ребенка и образом, созданным им. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детское творчество с точки зрения его психологической значимости изучено еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих его природу.

По мнению некоторых специалистов, изобразительная деятельность имеет особый биологический смысл. Детство – период интенсивного становления физиологических и психических функций. Образное мышление в изобразительной деятельности при этом играет роль одного из механизмов выполнения программы совершенствования организма и психики.

Изображают дети с увлечением, и кажется, что всякое вмешательство здесь совершенно излишне, что никакой помощи со стороны взрослых маленьким художникам не требуется. Разумеется это не так. Задача преподавателя изобразительного искусства - формировать и развивать творческое мышление ребенка, чтобы вести его в реальный мир. Чем и занимается преподаватель на дополнительных занятиях в творческой мастерской «Юный художник» ГОУ СОШ № 594.

Студия «Юный художник» ГОУ СОШ № 594.

(фотография №1, №2, №3, №4)

В систему дополнительного образования дети приходят добровольно по своему собственному желанию. Художественная мастерская-студия – это творческая атмосфера для коллективной и индивидуальной деятельности. Погружаясь в мир совместного творчества во время групповых занятий, дети от 6 до 8 лет взаимодействуют между собой. Творческие задания в группе становятся импульсом к самостоятельному, индивидуальному творческому решению. Результатом занятия является создание творческих работ, разными художественно-выразительными средствами. Каждое занятие заканчивается выставкой – просмотром и анализом работы.

Занятия в студии ведутся по трем направлениям: графика, колористика, цветопластика по разработанной методике «Введение в дизайн» и используется метод интеграции, т.е. соединяются такие виды искусства, как музыка, изобразительное искусство, литература, архитектура. Обучение ведется четыре года. Занятия проходят по группам от 8 до 15 человек. Группы разновозрастные, собранные из детей 1-4 классов. На занятиях используются наглядные материалы: репродукции, книги, плакаты, схемы. Технические средства: видеомагнитофон, СД-магнитофон, аудиомагнитофон, просмотр видеоматериалов, кинофильмов, мультфильмов, для полноты создания впечатления используются фрагменты записей классической музыки (В.А.Моцарт, П.И.Чайковский, И.С.Бах, Ф.Лист, Н.Римский-Корсаков, Л.В.Бетховен, Э.Григ, А.Вивальди, М.Чюрленис и т.д.). Используется художественная литература: стихи и проза разных авторов (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.Я.Маршак, Ф.Тютчев, А.Фет, К.Паустовский, М.Пришвин, А.И.Куприн, Л.Н.Толстой).

Главные принципы обучения в студии:

  • от простого - к сложному,
  • от линии - к пятну,
  • от пятна к форме,
  • от плоскости - к пространству.

Что такое дизайн?

Дизайн – в переводе с английского буквально чертеж, проект, замысел, с немецкого, французского, итальянского – особый метод проектирования, при котором объекту, кроме его основного предназначения, придаются качества красоты, экономичности, повышенной функциональности (или умножения числа функций), физиологического и психологического удобства, четкой социальной ориентации.

Как осознанное специальное проектирование дизайн появился в конце 1910—1920-х годов в России под названием «производственное искусство» и в Германии, где его центром стала школа Баухауз. Особенно бурное развитие дизайн испытал в послевоенные годы, когда он успешно проник в автомобильную промышленность, машиностроение («индастриал дизайн»), области рекламы, упаковки, печатной продукции, товарных знаков («график-дизайн»), а затем постепенно во все сферы проектирования. Появилось большое количество самостоятельных дизайнерских ателье и студий (в Москве – около 30), стали проводиться дизайнерские выставки, в перечень Государственных премий по видам искусств вошла и премия по дизайну, впервые присужденная в 1993 году.

Мировую практику дизайн определяет постепенное осознание того, что современный человек живет в среде полностью спроектированной и постоянно обновляемой путем проектирования, дизайн понимается как глобальный метод построения мира, включая решение и социальных проблем. В связи с этим возникло определение нашей цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания всей материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека.

На занятиях «Введение в дизайн» происходит развитие разносторонних специальных навыков, особое внимание преподаватель уделяет развитию не только художественных навыков, но и композиционным творческим способностям.

Композиционная деятельность профессионального художника направлена на создание новых, оригинальных произведений искусства. Композиционно-творческая деятельность детей может включать элементы репродуктивности, так как новизна в процессе обучении носит субъективный характер. В таком случае под композиционно-творческими способностями следует понимать комплекс индивидуально-психологических свойств ребенка, отвечающих требованиям композиционной деятельности и оказывающих влияние на качество протекания процесса сочинения и практического использования творческой композиции.

В результате обучения у младших школьников происходит становление интеллектуальных, коммуникативных, мотивационных компонентов личности. Изменяются уровень их самоорганизации, способы понимания, общения. Из ведомого ученик превращается в ведущего инициативного партнера, способного к широкому диалогу. Развитие творческих способностей является показателем высшей, развитой формы самоорганизации личности, без которой она не станет субъектом творческой деятельности.

Занятия по Графике.

Занятия по графике предполагает обучение навыкам линейного графического изображения.

Принцип обучения: от линии – к пятну.

С помощью линий ребенок передает настроение, состояние и образ изображаемого. На занятиях дети создают графические этюды, рисунки, композиции, используя выразительные графические средства изображения: мелки, масляную пастель, черную тушь, маркеры, гелевые ручки, перья, перьевые ручки и другие. Занимаясь графическим изображением, ученики отрабатывают самые простые художественно-выразительные навыки. Научаются работать линией, штрихом и пятном. Для передачи ритмического изображения используются музыкальные фрагменты с разным ритмом: вальс, марш, полонез, этюд. На занятиях графикой решаются и композиционные задачи: равновесие, ритм, симметрия, асимметрия, решение композиционного центра, правило «золотого сечения».

Занятия по Колористике

 

Принцип обучения: от пятна к форме.

Учащиеся изучают разные характеристики цвета: физическая природа цвета, семь цветов радуги, двенадцать цветов, двадцать четыре цвета, хроматические и ахроматические цвета, оттенки. В студии ученики имеют возможность работать разными художественными материалами: гуашь, акрил, акварель, пластилин, цветные чернила, цветная бумага. Дети работают упругими жесткими щетинными кисточками, кисточками из искусственного волоса.

Изучая разные темы, используются многообразные техники изображения: техника по-сырому (а-ля-прима), монотипия, пуантилизм, кляксография, т.е. из обычной кляксы рождается образ.

Ученики активно занимаются не только живописными изображениями различных художественных образов, но и создают образы, используя вырезки из журналов, цветную бумагу, цветные камушки, природный материал - коллажом.

Занятия по Цветопластическому моделированию

Занятия цветопластикой имеют следующие корни: моделирование, как конструирование, а цвет – это наиболее активная форма воздействия на эмоциональное состояние в данном случае ребенка. Его истоки находятся в архитектурном образовании, занятиями дизайном (Яков Чернихов, Каземир Малевич и т.д.).

Цветопластическое моделирование включает в себя изучение формы, плоскости, распределение формы в пространстве, влияние цвета на форму, композиции. Дети используют для работы с формой разной плотности и фактуры бумагу, клей, ножницы, резачок, фольгу, кальку, гофра картон.

Здесь работает принцип обучения: от плоскости – к пространству.

Создавая графические, колористические, цветопластические композиции, ребенок знакомится с разными художественно-выразительными средствами. Границы его представления о мире увеличиваются. Меняется его отношение к среде, он более внимательно начинает относится к зданиям, улицам. Из графического рисунка он может создать объемную пространственную композицию. В процессе работы у ребенка может формироваться пространственное воображение, включается механизм творческого, свободного поиска.

Рисунки 11, 12, 13, 14

Создавая на бумаге графические образы, дополняя их цветом, ученик погружается в свой внутренний мир - мир чувств, воспоминаний, фантазий.

Работая с цветом и формой, создавая объемно-пространственную композицию, ребенок становится творцом своего собственного пространства, своей собственной фантазии.

Приложения