Урок по противопожарной безопасности

Разделы: ОБЖ


В обеспечении безопасного жизненного пространства для своих детей мы нуждаемся каждый день. В полной мере дети, в силу возраста, не могут себя защитить. Эта задача ложится на плечи родителей и педагогов. Если ребенок вовремя получит предупредительную информацию, то многие проблемы, связанные с опасностью можно избежать.

Формировать культуру поведения, нравственные и моральные ценности необходимо с детства, так как это необходимо для самостоятельной безопасной жизни. Детские игры порой становятся причиной несчастных случаев, и не всегда рядом есть человек, который им может помочь. Многие школьники с начала учебного года вынуждены самостоятельно заботится о себе до прихода родителей с работы.

Как правильно вести себя при чрезвычайных обстоятельствах, что нужно уметь, чтобы спастись при пожаре, как спасти человека и как работают настоящие пожарники, спасатели дети начальной школы узнают на уроках ОБЖ.

Систематические занятия по пожарной безопасности должны быть разнообразны и интересны. Учитель, предлагая ту или иную форму проведения урока, продумывает каждый этап.

Конечно, базовые знания дети получают на теоретических уроках ОБЖ, отрабатывают, заучивают меры безопасности при пожаре. Большой вклад в освоение этих знаний делают медиа - библиотеки по данному предмету, которые учитель использует как наглядный материал, но особое значение имеют практические занятия, экскурсии в пожарную часть. Школьники с огромным энтузиазмом принимают предложение проведения урока на воздухе. На таких уроках им предоставляется возможность, узнать и самим попробовать разные ситуации проиграть, прочувствовать, ведь кто знает, в какой момент эти знания могут пригодиться.

Поэтому мы предлагаем на уроке закрепления различные формы: любимые всем эстафеты, конкурсы рисунков, веселые путешествия, составление буклетов на заданные темы, экскурсии.

Познавательный конкурс «Противопожарные правила учу – жить в своей квартире без тревог хочу!»

Цель: Учить детей правильным действиям в чрезвычайных ситуациях дома, формировать умение предвидеть возможные опасности, воспитывать ответственность за собственную жизнь, а также за жизнь и здоровье окружающих.

Оборудование: мультфильм «Смешарики. «Тушение электроприборов». «Игры с огнем».»; петарды, свечи, зажигалки, спички, вилки, электро - розетки, лупы, дезодоранты, обычных вещей; ткань, сшитая в трубу, кегли, скамейка, зимняя одежда, колокольчики, куклы, документы (копии), кухонная утварь, 4 ведерка, 2 ложки, карточки с отрывками из сказок, презентация, мольберт, маркеры, иллюстрации к конкурсу «Запретить - разрешить», красные самоклеющиеся полоски, грамоты.

Внеклассному занятию предшествует экскурсия в ближайшую пожарную часть, конкурс рисунков и поделок на пожарную тематику.

Ход занятия

Подготовленные дети читают стихотворение

Если бы не было огня
Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг.
Без него темно бы было,
Жили б мы совсем не так.

Мы б от холода дрожали,
Превратились бы в пингвинов
Или мамонтами стали,
Обросли бы шерстью длинной.

Телевизора б не знали,
Ни поесть и ни попить,
В «Денди» тоже б не играли,
В общем, плохо было б жить.

Дети-ведущие в касках пожарных:

- Внимание! Внимание!

Взрослые и дети,
Примите вы участие в нашей эстафете.
Сегодня повторяем мы правила главные:
Правила полезные противопожарные.
Будем в конкурсе участвовать,
Повторяя безопасность.

- Ребята, но сначала мы с вами вспомним, какие опасные ситуации могут возникнуть у нас дома. (Ответы детей).

- Что нужно знать, чтобы избежать пожара? (Ответы детей).

Просмотр мультфильма «Смешарики. «Игры с огнем»». Анализ ситуаций.

Представление членов жюри.

Объявляются команды, заявленные в конкурсе.

1. Конкурс «Знакомство команд»

Дети заранее продумывают название команд, девиз, выбирают капитанов.

2. Конкурс «Интеллектуальный»

Командам по очереди задаются вопросы. За правильный ответ дается одно очко. Если команда не отвечает на вопрос, право ответа переходит соперникам.

  1. Из чего возгорается пламя? (Из искры)
  2. Какой вид топлива был самым распространенным в хозяйстве 100 лет назад? (Дрова)
  3. Как называется твердое горючее полезное ископаемое черного цвета? (Каменный уголь)
  4. Какой мифический герой принес на землю огонь? (Прометей)
  5. Как говорят про работника, который трудится добросовестно, непринужденно? (Работает «с огоньком»)
  6. Назовите возможные пожароопасные места на улице.
  7. Назовите возможные пожароопасные места дома.
  8. Как древние люди высекали огонь? (Трением камня)
  9. Назовите легко воспламеняющиеся жидкости. (Ацетон, бензин, освежители воздуха)

3. Конкурс «Опасен - неопасен»

Детям предлагается подойти к оборудованному столику и выбрать предметы, относящиеся к пожароопасным. (Петарды, свечи, зажигалки, спички, вилки, электро - розетки, лупы, дезодоранты среди обычных вещей.)

4. Конкурс «Внимание! Опасность!»

Каждой команде зачитываются отрывки из литературных произведений, необходимо грамотно объяснить опасность ситуации.

1) «Открыв духовку, Наташа увидела на противне Кузьку, который вопил не жалея голоса:
— Обожжешься! Сгоришь! Удирай, пока не поздно!
— Это ты сгоришь! — сказала Наташа и стала объяснять про газовую плиту и про духовку.
«Не дослушав объяснений, Кузька вылетел наружу как ошпаренный, подобрал коробку с пирожными, надел лапоть и сердито пнул плиту:
— Вот беда, беда, огорчение! Я-то думал, это будет мой домик, тихонький, укромненький, никто туда не заглянет. А сам, страх подумать, в печи сидел! Ах ты, батюшки!
Наташа стала его утешать.
— Я твоей плиты не боюсь, зря не укусит, — махнул рукою Кузька. — Я огня боюсь!»

2) Посадила Баба - Яга Иванушку на лопату и хотела его в печь засунуть. А Иванушка раздвинул ноги и в печь не лезет.
- Ты что, не знаешь, как нужно в печь залазить?
- Нет. А ты мне покажи.
- Эх, вы молодеешь, ничего вы не умеете. Все старикам учить вас надо.
Села Баба – Яга на лопату, а Иванушка ее в печь - то протолкнул и заслонку поставил.
(Русская народная сказка)

3) …А лисички взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.
Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»
(К.И. Чуковский «Путаница»)

4) Одна из внучек, Маша (ей было три года), открыла печку, нагребла угольев в черепок и пошла в сени. А в сенях лежали снопы. Бабы приготовили эти снопы на свясла. Маша принесла уголья, положила под снопы и стала дуть. Когда солома стала загораться, она обрадовалась, пошла в избу и привела за руку брата, Кирюшку (ему было полтора года, он только выучился ходить), и сказала: «Глянь, Килюска, какую я печку вздула».
(Л.Толстой «Пожар»)

Исполнение песни Л.Утесова из к/ф «Пожарный»

5. Конкурс «Домашнее задание»

Дети показывают инсценировки литературных произведений С.Я. Маршака «Кошкин дом» и «Рассказ о неизвестном герое».

6. Конкурс «Эстафеты юных пожарников»

Перед эстафетой проводится беседа о профессии пожарного. Просмотр презентации «Борьба с огнем».

  1. Проползти через сшитую в трубу ткань, как по тоннелю. Труба дается одна на две команды.
  2. Бег с препятствиями через кегли, скамейку.
  3. Одеться на время в зимнюю одежду, как пожарные.
  4. С завязанными глазами дойти до колокольчика, позвонить, вернуться к команде. Направление дает капитан на финише.
  5. Перенести по мере важности необходимые вещи из предполагаемого огня: людей (куклы), документы, одежду, кухонную утварь и т.д.
  6. Проползти по гимнастической скамейке, зачерпнуть воду из ведерка в ложку, вернуться на финиш, пятясь назад. Воду вылить в приготовленный измерительный сосуд.
  7. Связать спасательную веревку из вещей команды. Измеряется длина.

7. Конкурс «Загадки»

- Ребята, сегодня мы с вами повторяем правила пожарной безопасности. Какие опасности нас могут подстерегать дома? (Ответы детей)

Просмотр презентации с изображением бытовых приборов, анализ опасных ситуаций.

Плывет пароход, то взад, то вперед.
А вокруг такая гладь, ни морщинки не видать.
(Утюг)

Есть у нас в квартире робот.
У него огромный хобот.
Любит робот чистоту
И гудит, как лайнер «Ту».
(Пылесос)

Живет в нем вся вселенная.
А вещь обыкновенная.
(Телевизор)

Ночь. Но если захочу,
Щелкну раз – и день включу.
(Электрический свет)

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка звонко зазвенела.
-Пейте чай, вода вскипела.
(Чайник)

Этот пестрый тесный дом:
Сто сестричек жмуться в нем.
И любая из сестер
Может вспыхнуть, как костер.
Не шути с сестричками – тоненькими…
(Спичками)

Летом папа нам привез
В белом ящике мороз.
А теперь мороз седой
У нас летом и зимой.
Бережет продукты:
Мясо, рыбу, фрукты.
(Холодильник)

Четыре синих солнца у бабушки на кухне,
Четыре синих солнца горели и потухли.
Готовы щи, компот, блины.
До завтра солнца не нужны.
(Газовая плита)

Просмотр мультфильма «Смешарики. «Тушение электроприборов»».

Знает каждый гражданин
Этот номер – 01.
Если к вам придет беда –
Позвони скорей туда.
А если нету телефона,
Позови людей с балкона.

7. Конкурс «Художники».

Каждой команде загадывается бытовой прибор: телевизор, газовая плита. По команде дети подходят к мольберту по одному человеку и рисуют только одну часть этого предмета. Последний человек рассказывает, как с ним необходимо обращаться, чтобы избежать опасности.

8. Конкурс капитанов «Запретить - разрешить».

Детям даются рисунки. Необходимо наклеить красную полоску на те иллюстрации, которые вызывают опасность.

  1. Елка, украшенная восковыми свечами.
  2. Елка, украшенная елочными игрушками.
  3. Телевизор с поврежденным проводом.
  4. Телевизор с безопасным проводом.
  5. Ситуация пожара в квартире. Мальчик сквозь дым пробирается ползком.
  6. Ситуация пожара в квартире. Мальчик сквозь дым пробирается в полный рост.
  7. Газовая плита. Дети играют в прятки. Один ребенок спрятался в духовой шкаф.
  8. Газовая плита. Дети играют в прятки. Один ребенок спрятался за кресло.

9. Итоговый конкурс «Противопожарные правила учу – жить в своей квартире без тревог хочу!»

Дети на маленьких язычках пламени пишут противопожарные правила, соединяют их в один костер.

- Ребята, где бы вы хотели увидеть этот очаг? (Ответы детей). Ведущий приклеивает к костру рисунок камина.

- Пусть добрый, теплый огонь очага согревает вас домашним уютом и никогда не приносит беды.

Итоги конкурса подводит жюри.

Можно играть с ягненком.
Можно играть с поросенком,
С ветром в пятнашки, в прятки с дождем,
Но не надо играть с огнем!
Даже с волчком – пожалуйста!
Даже с тигренком – пожалуйста!
Но если ты вздумал играть с огнем,
То уж потом не жалуйся!
(М. Поцхишвили)

Награждение победителей

Используемая литература

  1. Герасимова В.А. Классный час играючи в начальной школе./М.: Творческий Центр «Сфера», 2005;
  2. Землянская Е.Н. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» №7, 2008/ М.: Центр «Педагогический поиск»;
  3. Кондрашова Л. «Загадки для малышей» / М.: «Эксмо», 2004;
  4. Маршака С.Я. «Кошкин дом»;
  5. Толстой Л.Н. «Пожар»;
  6. Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»;
  7. Чуковский К.И «Путаница»;
  8. С.Я. Шевченко Г.Н. «Основы безопасности жизнедеятельности» / Волгоград:«Учитель»,2003;
  9. Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. 3 класс./ М.: «Вако», 2004.