Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Письмо-рассуждение "Школа – территория Добра"

Разделы: Общепедагогические технологии


Дорогая Саша!

Уже совсем скоро ты придешь работать учителем в свою родную школу, в нашу школу! Я горжусь твоим выбором, я уверена в тебе, в твоей доброте и терпимости. Теперь я спокойна за свою страну, за будущее детей Нового тысячелетия: на нас – поколении учителей 60 – 80 годов не закончится образование в России – в школу идут молодые!

Позволь мне, при помощи этого письма к тебе, «привести в порядок», давно копившиеся мысли о нашем Учительском деле, о Любви, Долге, Вере, Надежде, Чести и Профессиональном достоинстве, и о том, что сейчас называют модным словом «толерантность», а мы привыкли говорить: «терпимость». Пусть эти рассуждения будут первым напутствием в начале твоего большого учительского пути!

5 октября 2007 года мне в торжественной и веселой обстановке вручили «Орден Красной Звезды» с надписью: «Самый толерантный Учитель». Эта шутливая награда ко Дню учителя дала мне возможность немного погордиться и в то же время встревожила. А вдруг – это моя последняя вершина в профессии, а там и жизнь, и карьера пойдут на убыль, и лучше уже не будет? А вдруг уже завтра мои ум, душа и сердце устанут от этой каждодневной ответственности «быть, а не казаться»? И с грустью вспомнилось: «Земную жизнь, пройдя до половины…».

Насторожила меня и формулировка понятия: «толерантный».

Ведь самое простое его толкование – «терпимый; терпимый к чему или к кому». Может быть, дети считают меня бесхребетным и безразличным существом, которое все «стерпит»?

Проведенный тест «Как я понимаю толерантность?» успокоил: чаще всего в объяснении учеников звучали слова «доброта» и «терпеливость». Я поспешила обратиться к словарям и специальной литературе. Современный словарь иностранных слов объясняет: «Толерантность – это терпимость, снисходительность; это способность организма переносить неблагоприятное воздействие какого-либо вещества или яда».     

Да, это так: учитель по определению должен быть толерантным, терпимым; он не допустит в себе «яд зла» и не позволит чужому злу увеличиться, чтобы не уменьшилась школьная территория Добра ...

Ты знаешь, Саша, что в сложных ситуациях мы, историки всегда обращаемся к источникам, хранилищам мировой и национальной мудрости.

В Толковом словаре русского языка читаю: «Терпимый» – такой, что можно терпеть, с которым можно мириться, умеющий без вражды, терпеливо относиться к чужому мнению, взглядам, поведению».  

Современный мир нуждается в терпимости! Воспитание терпимости начинается в семье и продолжается в школе, где по определению должны царить законы толерантности. Толерантная педагогика – это гуманная педагогика, определяющая взаимотерпимость учителя и ученика. В основе такой педагогики заложены вечные законы нравственности, отраженные, в библейском золотом правиле: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Толерантность, в моем представлении, также подразумевает и осознание того, что есть люди, не такие как я, «иные», которые проявляют другие эмоциональные способы реакций, имеют свое право на выбор, на собственные решения и ошибки.

Евгений Евтушенко сказал, будто адресуя специально учителю:

Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы – как история планет.
У каждой все особое, свое,
И нет планет, похожих на нее.

А ведь толерантность еще и принятие друг друга, принятие в свой «мир», стремление к взаимопониманию, к сотрудничеству, сотворчеству.

Шалва Александрович Амонашвили, мой кумир в профессии, автор педагогического направления «Гуманно–личностный подход к детям в образовательном процессе», произнес слова, ставшие значимыми для меня:

«Действительно гуманная педагогика – это та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя, ей присуще четвертое измерение в педагогическом мышлении – духовная устремленность вверх, принятие ребенка таким, каков он есть».

Опыт убеждает, что важна и толерантность к самому себе, уважение себя в окружающих, избегание нетерпимости, агрессии, гнева.

«Раздражительность есть невоздержанность нрава и безобразие души»- наставляет нас Преподобный Иоанн Лествичник, а великий Лев Толстой утверждает: «То, что начато во гневе – кончается в стыде».

Конечно же, толерантность – это и ответственность. «Мы в ответе за тех, кого приручили»,- говорит Маленький Принц в одноименной сказке А.Сент-Экзюпери. Мораль ответственности начинается там, где один человек заботится о другом.

Я в ответе за каждого своего ученика, за его толерантность. Для того чтобы осознавать себя учителем, необходимо быть уверенным и в ответственности учеников за меня, они ведь тоже «приручили» меня…

Сейчас, размышляя над письмом к тебе, дорогая моя выпускница, уже – коллега, я радостью осознаю свою причастность к твоему жизненному выбору. Желаю Вам, Александра Вячеславовна, поскорее «обжиться» на нашей школьной территории.  Школа – это особая территория, территория Добра, где должны царить законы гуманности и терпимости.

«Школа должна развивать в ученике, во – первых, вкус к Добру и, во – вторых, желание его делать, иными словами, должна сделать сознательным его бессознательное влечение к нему»,- обращается из1907 года Николай Жевахов, напутствуя нас, современных педагогов: тебя и меня.

Вот уже 28 лет я работаю учителем. Для меня школа – это особый мир, в котором я живу; сегодня я точно знаю: это лучшая часть моей жизни. Школа стала моим вторым домом. Здесь учились мои сыновья, я сама учила многих детей моих друзей, знакомых, продолжаю учить уже детей наших выпускников; надеюсь, что и твои дети, Александра, придут когда – нибудь в мой класс!

Говорят, что счастлив тот человек, кто утром радостно спешит на работу, а вечером, тоже радостно, возвращается домой.

Я не успеваю задуматься о тяготах бытия не потому, что моя дорога от дома до работы занимает всего 10 минут, а потому, что 10 человек по пути мне скажут: «Здравствуйте, Людмила Валентиновна!».

Не верь, Саша тому расхожему мнению, что «учительский труд разбивает сердце, и выматывает нервы»; конечно, школа много забирает, но дает еще больше!

Наша память хранит множество мелких деталей, фактиков и зарубочек, и все это содержится в, недоступном сознанию, особенном порядке, но наступает некий момент – вспышка – и яркое воспоминание из прошлого, очень кстати, становится иллюстрацией настоящего.