Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Правописание безударных гласных в корне слова

Разделы: Преподавание в начальной школе


Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. Ошибки на правописание безударной гласной корня, как известно, являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно начальных.

Я в своей работе на уроке русского языка очень много внимания уделяю работе над правилом правописания безударной гласной в корне слова. Эта работа начинается с умения находить безударную гласную в слове т.к. этот этап считается наиболее важным. А уже второй этап – это умение проверять безударную гласную и подбирать проверочное слово.

Анализ усвоения учащимися правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами, вызывающими их появление, являются следующие:

1. Неумение найти объект применения правила:

а) ребенок не может выделить безударную гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;

б) ребенок не владеет навыком морфологического анализа слова в специальных орфографических целях, т.е. не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, правописание которой ему надо проверить, но и начинает расширять “границы” применения правила, проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании.

2. Неумение практически пользоваться правилом:

а) ребенок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нем оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения: тащил-тащит, везёт- вёз и т.п.;

б) ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ; ПОЛЗТИ соотносит со словом УПАЛ; ПАСЛИСЬ – со словом ПОСТ.

в) ошибка может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, некоторые учащиеся не могут подобрать проверочные слова к встречающимся в учебнике словам с безударной гласной в корне ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ, СТРЕЛЯЕТ и др.;

г) ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам.

В значительной мере это вызвано тем, что овладение правописанием безударных гласных корня требует уже достаточно развитых грамматических умений и речевых навыков. К числу умений и навыков относятся следующие:

  • умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой (в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово);
  • умение целенаправленно производить морфологический анализ, т.е. вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма;
  • умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слова те, которые могут быть проверочными.

Все эти умения вырабатываются в результате длительных многократных упражнений.

Формирование этих умений невозможно без определенных знаний из области фонетики, графики, морфологии, а также без достаточно развитого словаря учащихся.

Знания из области фонетики и графики: один слог в слове произносится с большей силой (ударный слог), в ударном слоге гласный звук обозначается соответствующей ему буквой (поле, сад); в безударном слоге не всегда написание соответствует произношению (например, в слове трава написание соответствует, а в слове этого соответствия нет). Поскольку в безударном слоге часто нет соответствия между написанием и произношением, слова с безударными гласными перед записью нужно проверять. При этом в качестве проверочных выступают слова с ударными гласными, так как в ударном слоге написание гласных соответствует произношению. При выполнении упражнений учащиеся пишут проверочное слово перед словом с безударными гласными. Такая последовательность записи, как показывает опыт, способствует развитию умения писать в безударном слоге ту гласную, которая написана в ударном.

Работа над правилом правописания безударных гласных.

Правило о правописании безударных гласных в корне слова относится к тому типу орфографических правил, в которых не дается графический образец написания, а содержится указание на способ проверки написания. Правила такого типа наиболее сложны для учащихся детальной работы над ними. Основное содержание такого типа правил составляет способ проверки. В основе способа проверки лежит сравнение парно-звучащих форм, в одной из которых гласная находится под ударением, а в другой - в безударном положении. Однако в целях правописания этим анализом еще нельзя ограничиться. Необходимо соотнести обозначение звука в безударном положении с его обозначением в положении под ударением. Такой анализ правила не только поможет ученику уяснить сущность орфографического правила, но и определить последовательность действий в применении правила.

Например:

  1. В слове цветной в корне безударная гласная.
  2. Родственное слово ЦВЕТ- гласная корня ударная.
  3. В слове ЦВЕТ в корне пишется “Е”, значит, в однокоренном слове ЦВЕТНОЙ следует писать в корне гласную “Е”.

Правила подобного типа требуют анализа и со стороны структуры. Так в правиле о правописании безударных гласных в корне слова выделяются три составляющие части;

  1. Что проверять.
  2. Как проверять.
  3. Чем проверять.

В процессе работы над содержанием каждой части правила учитель указывает учащимся на те знания и умения, которые им необходимы для практического использования правила. Усвоение каждой на способ проверки написания. правила фических правил, в которых не дается графичасти правила закрепляется в практических упражнениях.

Упражнения, направленные на выработку у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова

1. Упражнения, направленные на нахождение слова, написание которого регулируется данным правилом.

1.1. Поставьте ударение, выпишите слова с ударной гласной в корне, суффиксе, окончании.

Кустик, уголек, в земле, кораблик, на коне, медок, беленький, колесо, ленивы