Приобщение к чтению

Разделы: Литература


В 2006 году в России была разработана Концепция Национальной программы поддержки и развития чтения. Принятие и реализация Национальной программы поддержки и развития чтения диктуются острой жизненной необходимостью, поскольку современная ситуация с чтением в России представляет собой системный кризис читательской культуры. Снижение интереса к чтению – это общемировая тенденция, и многие страны, реализуя собственные стратегии и программы, ищут эффективные способы противодействия ей, поскольку чтение играет чрезвычайно важную роль для развития любой страны.

В своей статье Евгений КУЗЬМИН, Президент Межрегионального центра библиотечного cотрудничества, Вицепрезидент РБА, Председатель Российского комитета Программы ЮНЕСКО “Информация для всех” пишет о том, что “потребность в чтении, проблемы доступности и понимания текстов, распространения книг и периодики, состояния издательского дела, библиотек, образовательных учреждений, СМИ, всей нашей информационной среды, содержание и приоритеты политики в сфере культуры, образования – все тесно переплетено и взаимообусловлено, все важное, все – главное. Один только пример. Поначалу многие (особенно работники детских библиотек и школьные учителя) считали, что главная проблема – дети, и прежде всего важно детей не упустить, потому что дети – наше будущее. Но оказалось, что это типичное российское заблуждение. Не дети определяют наше будущее, а мы, нынешнее взрослое работающее поколение. Именно мы сегодняшними своими действиями творим будущее и наших детей, и наше собственное. И если сегодняшних родителей и учителей не вовлекать в чтение, то нечитающие взрослые читать детей не приучат. Если родители твердят детям, что важно читать, но сами при этом не читают, результат оказывается нулевым – дети этому не верят”.

Таким образом, проблема чтения решается на государственном уровне, а школа, в частности, призвана обеспечивать условия для их решения на своем уровне. С этой целью на уроках литературы и во внеклассной работе было выбрано направление работы: пропаганда семейного чтения, знакомство с современной литературой.

На родительском собрании в моем 8 “а” классе решили проводить семейные читательские конференции с целью привлечения детей к чтению, чтобы каждый ученик понял важность и престижность чтения, учился выбирать необходимую литературу, умел пользоваться информацией. В прошлом году подготовили первую конференцию, на которой выступили и ученики, и родители с презентацией любимой книги. По результатам этого мероприятия родитель выступил на районной конференции по чтению с докладом. В этом учебном году семейная читательская конференция проводилась по творчеству одного писателя, В.Шукшина, 90-летие которого отмечается в 2009 году. Была проведена большая подготовительная работа: прочитаны рассказы, повести Шукшина, написаны доклады, сделаны презентации о жизни и творчестве писателя. Во время конференции работало жюри, которое наградило дипломами за лучший доклад, лучшее представление свой работы, лучшую презентацию. Надо сказать, что не все родители решаются выступать вместе со своими детьми. Но, я думаю, что это вопрос времени.

Во время рефлексии дети и родители отметили важность проведения таких конференций. Отзывы учеников: “Сегодня я очень много узнал о В.М. Шукшине. Он разносторонняя личность. Теперь я всегда буду смотреть фильмы с его участием”. “Мне понравились рассказы Шукшина, они учат быть добрыми, честными, учат жизни”. “Герои Шукшина – люди простые, они пытаются разобраться в смысле жизни. Его “чудики” - люди задумывающиеся. Я прочитаю все его рассказы”.

Проведение подобных мероприятий имеет огромное развивающее и воспитательное значение. На конференции участвуют все ученики, это дает им возможность учиться устному выступлению, выразить свою позицию. Во время подготовки они больше общаются с родителями, их объединяют общие интересы. И самое главное: все приобщаются к чтению, учатся отбирать необходимую информацию, работают с разными источниками.

Еще один метод работы – это уроки-презентации, на которых ученики знакомятся с современной литературой. В 11 “б” классе был проведен урок по рассказу В. Пелевина “Бубен Верхнего мира”. Знакомство с “другой” литературой позволило старшеклассникам увидеть другой мир. Творчество Пелевина воспринимается критикой неоднозначно, этим оно и интересно. На уроке ребята представили презентацию о жизни и творчестве писателя. Группы защитили свои проекты по рассказу. Ученики отметили схожесть художественного пространства рассказа (троемирие) с якутским фольклором, выделили сквозной образ в произведениях Пелевина – образ пустоты. Анализ сюжета, композиции, образов героев, стиля писателя выявил разные мнения, но обсуждение прошло очень активно, что говорит о большой заинтересованности школьников.

Приобщение к чтению – долгий процесс. Начинается он в раннем возрасте, как только малыш начинает говорить. По исследованиям психологов, приобщить к чтению можно только до 10 лет. Если семья не приложила усилия, то возможность того, что ребенок будет читать во взрослой жизни, маловероятна. Но в любом случае мы должны создавать условия, для того чтобы дети развивались, научились работать с текстом, добывать любую информацию из разных источников. Постоянное чтение необходимо не только для получения образования и развлечения, но и для принятия компетентных решений на всех уровнях – и на уровне отдельного человека, и на уровне организации, и на уровне страны.