Урок-презентация в 7-м классе на тему "И.С. Тургенев.Жизнь и творчество"

Разделы: Литература


Цель урока:

  • определить роль И.С.Тургенева в русской литературе;
  • познакомить с важнейшими фактами жизни и творчества писателя;
  • прививать интерес к русской литературе;
  • воспитывать грамотного читателя.

Форма урока:

  • урок-презентация;
  • лекция учителя;
  • выступление учащегося;
  • работа с учебником и текстом.

Оборудование:

  • презентация, созданная с использованием программы Microsoft Power Point (приложение 1);
  • компьютер;
  • экран;
  • проектор.

План урока.

  1. Детство И.С.Тургенева.
  2. Учёба и служба.
  3. Личная жизнь.
  4. Творчество.
  5. Рассказы из «Записок охотника».
  6. И.С.Тургенев глазами современников.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Чтение эпиграфа к уроку.

В Тургеневе сказывался барин из центральной великорусской местности.
П.Боборыкин

III. 1. Слово учителя.

Жизнь И.С.Тургенева охватывает значительную историческую эпоху. Он родился во время парусного флота и ямских троек, а умер в эпоху телефона и телеграфа.

Более полувека Тургенев находился в центре общественной и духовной жизни России и Западной Европы и «в течение всего этого времени стремился воплотить в надлежащие типы и образы – образ и давление времени».

А «давление времени» определяется крепостнической действительностью и борьбой прогрессивной части общества. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел. Враг этот был – крепостное право» (И.С.Тургенев).

– Что это был за человек, который так ненавидел крепостное право?

Обратимся к биографии писателя.

Работа со слайдом № 1: (смотри приложение 1).

2. Работа с тетрадью. Запись темы урока, эпиграфа и плана.

Работа со слайдом № 2: (смотри приложение 1).

3. Слово учителя.

Иван Сергеевич родился 28 октября 1818 года в Орле. Его отец, Сергей Николаевич, отставной гусарский офицер, происходил из старинного дворянского рода.

Работа со слайдом № 3: (смотри приложение 1).

Мать, Варвара Петровна, – из богатой помещичьей семьи Лутовиновых. Детство Ивана Тургенева прошло в родовом имении Спасское-Лутовиново. В доме была большая библиотека (книги были в основном на французском языке), которою дети пользовались с раннего возраста.

Работа со слайдом № 4: (смотри приложение 1).

4. Сообщение учащегося.

В 1827 году семь Тургеневых переехала в Москву. Два года Иван учился в пансионе, затем продолжил образование дома под руководством частных учителей. Осенью 1833 года он поступил на филологический факультет Московского университета, на следующий год перевёлся на словесное отделение философского факультета Петербургского университета, где учился до 1837 года. Тургенев был дружен с такими людьми, как Герцен, Бакунин, Станкевич и, конечно же, Белинский. Эти люди во многом повлияли на его жизненную позицию.

В 1838году Тургенев уехал за границу. Желание пополнить образование соединилось с неприятием российского уклада, основанного на крепостном праве. Путешествовал по Германии, Голландии, Франции и Италии, слушал лекции в Берлинском университете. В 1841 году вернулся в Москву, а в 1842 успешно сдал магистерские экзамены. В 1843 году он поступает на службу чиновником особенной канцелярии Министерства внутренних дел, где прослужил около 2 лет. В этом году 1 ноября он знакомится с французской певицей Полиной Виардо (Виардо-Гарсия), любовь к которой во многом определит внешнее течение его жизни.

Работа со слайдом № 5: (смотри приложение 1).

К несчастью для писателя, Полина Виардо была замужем. Тем не менее И.С.Тургенев всю жизнь следовал за ней, подолгу жил за границей, и у него были хорошие отношения с её семьёй.

Главное дело этого периода – «Записки охотника», хотя до этого уже было написано немало произведений: рассказы, очерки, поэмы и даже стихи.

Работа со слайдом № 6: (смотри приложение 1).

5. Беседа с учащимися.

Да, первые литературные опыты Ивана Сергеевича Тургенева были поэтическими. Его стихи и поэмы (в основном – подражание В.А.Жуковскому и М.Ю.Лермонтову) были напечатаны в журнале «Современник». Но настоящую славу принесли рассказы из цикла «Записки охотника».

– С каким рассказом этого цикла мы с вами знакомились в 6 классе?

– Кто является главным героем рассказа «Бежин луг»?

– Почему Тургенев уделяет столько внимания ребятишкам?

Работа со слайдом № 7: (смотри приложение 1).

6. Работа с учебником.

Чтение статьи учебника, посвящённой творчеству И.С.Тургенева (с. 210).

– А кроме описания мальчиков, чему ещё уделяется много внимания в рассказе «Бежин луг»?

Работа со слайдом № 8: (смотри приложение 1).

Итак, за «Записки охотника» Тургенев был сослан в родовое имение Спасское-Лутовиново, где сама природа вдохновляла его на создание новых шедевров.

Одним из рассказов цикла «Записки охотника» является рассказ «Бирюк», с которым мы и познакомимся в этом году.

IV. Чтение начала рассказа «Бирюк».

V. Обобщение.

У Тургенева, который считал себя учеником Пушкина, было «страстное желание» написать что-то хорошее и посвятить памяти А.С.Пушкина. Но нет произведения с таким посвящением. «…нет, ещё рано, вот напишу что-нибудь получше. И так до сих пор не нашёл ничего достойного его памяти…» Конечно же, И.С.Тургенев недооценивал себя, но его смогли по достоинству оценить и современники, и потомки.

Работа со слайдом № 9: (смотри приложение 1).

VI. Домашнее задание: с. 209–211, рассказ «Бирюк» (ознакомительное чтение).