Факультативное занятие по курсу "Наглядная геометрия в начальной школе". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Задачи:

  1. Повторить знания о видах многоугольников, поворотной симметрии, о кубе;
  2. Развивать логическое и пространственное мышление, память, внимание,   воображение;
  3. Воспитывать трудолюбие, аккуратность.

Класс разбит на три группы («Овальчики», «Ромбики», «Квадратики»)

I.  ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Девиз нашего занятия таков:
Чтоб врачом, моряком
Или лётчиком стать.
Надо прежде всего
Геометрию знать!

II. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕ РИАЛА

  • Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня на занятии мы совершим путешествие. Наш маршрут будет проходить по городам и населенным пунктам страны Геометрия.
  • Проезжая по дорогам этой удивительной страны, мы вместе будем вспоминать изученный материал.
  • А путешествовать мы будем на автомобиле.

  • Чтобы машина завелась и поехала, вам надо назвать геометрические фигуры, из которых она состоит.
  • А теперь в путь!

1. Наш волшебный автомобиль быстро катит по дорогам страны Геометрия      мы подъезжаем к большому городу Многоугольники.

  • Логические задания (дети поднимают сигналы: «ложно» - красный, «истинно» - зеленый)

У учителя на доске рисунок

А) Некоторые фигуры на рисунке - треугольники (истинно, ложно)
Б) все фигуры на рисунке - треугольники (истинно, ложно)
В) На рисунке нет ни одного треугольника (истинно, ложно)
Г) Некоторые фигуры на рисунке квадраты (истинно, ложно)
Д) Одна из фигур на рисунке не является треугольником (истинно, ложно)
Итог:
1. Каких фигур на рисунке больше?
2. Что вы можете рассказать о треугольнике.

2. Проехав большой город, мы выбрались на простор. Вокруг леса, поля. Но  посмотрите, жители какого населенного пункта так усердно работают   на своих приусадебных участках?

  • Мы подъехали к поселку Начертилово.
  • Ребята, готовьте карандаши, поработаем и мы (у каждого листок в клетку).

Графический диктант
Итак, стартовая точка А:

  • вправо 2 клетки,
  • вправо вниз по диагонали 1 клетка,
  • вниз 2 клетки,
  • вправо вниз по диагонали 3 клетки,
  • вниз 3 клетки,
  • влево вниз по диагонали 3 клетки,
  • влево 4 клетки,
  • вверх влево по диагонали 3 клетки,
  • вверх 3 клетки,
  • вверх вправо по диагонали 3 клетки,
  • вверх 2 клетки,
  • вправо вверх по диагонали 1 клетка.

  • Что же выращивают на своих участках жители поселка? (Дети      заштриховывают грушу и вывешивают на доску)
3. Продолжаем путешествие. Дорога привела нас к небольшому селу Кубическое.
Вопросы:

  • Сколько граней (6), ребер (12), вершин (8) у куба?
  • Как вычислить площадь полной поверхности куба?

Задание (на развитие пространственного мышления):

  •   Найдите три рисунка, которые могут изображать один и тот же кубик с разных сторон.

(Цифры нарисованы только на боковых гранях кубиков, каждый можно поворачивать, не отрывая от поверхности)
У каждой группы цифры от 1 до 5.

III. ФИЗМИНУТКА
Цель: снять утомление с плечевого пояса и рук, улучшение кровообращения

  • Выйдем из машины и разомнемся.

1. И. П. – стоя у парты
1-2 – плавно наклонить голову назад.
3-4 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать.    (3-4 раза)
2. И. П. – стоя, руки на пояс
1- поворот головы направо
2 - И. П.
3. поворот головы налево
4 - И. П.                 (4-6 раз)
3. И. П. – стоя, руки на пояс
1- махом левую руку через правое плечо, голову повернуть налево
2 - И. П.
3-4 – тоже правой рукой.     (4-6 раз)
4. И. П. – стоя, руки на пояс
1- правую руку вперёд, левую вверх
2 - переменить положение рук (вниз – потрясти кистями, голова наклонена вперёд) – 3-4 раза.
5. И. П. – стоя,
1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд
3-4 – локти назад, прогнуться.      (4-5 раз)

4. Наш путь лежит в город Симметрия. Но почему в этом городе все жители грустные?

  • Оказывается, в этом городе большое горе - у дочери мэра этого города разбилась любимая ваза, и никто из жителей не может собрать её.
  • Давайте мы поможем собрать вазу из осколков.
  • Найдите к каждому осколку точно такую же часть на вазе (поворотная симметрия).

(У каждой группы на столах ваза и «осколки», собирают и прикрепляют к доске)

Задание:

  • Назови номера пар одинаковых частей.
  • Какие осколки не имеют пары?
  • В знак благодарности мэр предлагает вам сфотографироваться с жителями города. Но жители так крутились и вертелись, когда их фотографировали, перекатывались с места на место, толкали друг друга.

Наконец, все желающие были сфотографированы. Но надо же! Человечек, который фотографировал, забыл перематывать пленку в фотоаппарате, поэтому все оказались сфотографированы на одном снимке! Ну и фотография получилась!
Задание:

  • Сколько на снимке кругов, треугольников, квадратов, прямоугольников вы сможете различить?

Давайте поможем незадачливому фотографу исправить снимки (на столе у каждой группы вырезаны из цветной бумаги геометрические фигуры разного размера. Составить из них фотопортрет человечков)

5. Хорошо в гостях, а дома лучше. Отправляемся в обратный путь.
И чтобы быстрее добраться до дома, мы сократим путь. Впереди ромашковое поле (игра «Ромашка»).

  • Перед вами две сердцевинки ромашки, а лепестков пока нет! Лепестки лежат рядом, на обороте каждого лепестка написано название геометрической фигуры, плоской ли пространственной. Вам предстоит одеть ромашку.
Пространственные геометрические фигуры Плоские геометрические фигуры
Цилиндр Прямоугольник
Конус Квадрат
Шар Ромб
Призма Треугольник
Куб Пятиугольник

      (Пространственные фигуры дети показывают)

IV.  РЕФЛЕКСИЯ

  1. Какие задания вызвали затруднение?
  2. Какие задания, при их выполнении, вы выполнили без особых затруднений?
  3. Какие фигуры (геометрические) вам сегодня понадобились для выполнения заданий?
  4. Для чего нужны занятия по «Наглядной геометрии»?

Литература

  1. Гендентштейн, Л. Э. Геометрические игры для детей 6 – 7 лет [Текст]: серия «Энциклопедия развивающих игр»/ Л. Э. Гендентштейн, Е. Л. Мадышева. – М.: ИЛЕКСА, 2004. – 170 с.
  2. Жильцова, Т. В. Поурочные разработки по наглядной геометрии, 1-4 классы [Текст]: Т. В. Жильцова, Л. А. Обухова. – М.: ВАКО, 2004. – 288 с.