Открытый урок по теме "Великий реформатор России: успехи и поражения"

Разделы: История и обществознание


«Сначала успокоение,
потом реформы».
П.А. Столыпин

Цели и задачи урока:

  1. Обобщить знания об одном из видных в истории страны реформаторов; к чему он стремился; что ему удалось, а что не удалось сделать.
  2. Систематизировать знания о столыпинских реформах, о той исторической обстановке, в которой они осуществлялись.
  3. Увидеть связь между проблемами, которые стояли в России в начале XX века и сегодняшними проблемами страны.

Оформление:

  1. На столах: литература о П.А. Столыпине и его реформах.
  2. На доске: тема; эпиграф; портреты Столыпина и Николая II; таблица «Столыпинская реформа».
  • 1906–1911 гг. – деятельность П.А. Столыпина; отруб – (определение); хутор – (определение).
  • Вопросы (проблемные):
  1. Почему преобразования, казавшиеся довольно успешными, не были завершены?
  2. Почему Россия не пошла мирным путем предлагавшихся Столыпиным реформ, а избрала тернистый путь революции, потребовавший неисчислимых жертв?
  3. П.А. Столыпин – человек не своего времени?

5.  Магнитофон и запись «Лунная соната» Бетховена.

Ход урока

Музыка.

1-й ученик. Вечер 1 сентября 1911 года. Место действия – киевский городской театр. Антракт. Зрители прогуливаются в фойе. Российский премьер П. А. Столыпин, облокотившись руками о барьер оркестровой ямы стоит лицом к партеру. К нему направляется незнакомый молодой человек. Столыпин не видит, что он прикрывает театральной программкой оттопыривающийся карман, в котором лежит пистолет. Не доходя 2–3-х шагов до премьера, молодой человек выхватывает свое смертоносное оружие и делает 2 выстрела.

Через четыре дня после покушения, 5 сентября 1911 года, глава кабинета министров России, скончался в частной клинике. Одна из двух выпущенных Богровым (так звали террориста) пуль задела печень, что и решило исход дела. Врачи не смогли спасти жизнь П. А. Столыпина...

Биографическая справка.

2-й ученик.

а) Род Столыпиных известен с XVI века. Бабушка М. Ю. Лермонтова – урожденная Столыпина. Прадед премьер-министра, сенатор А. А. Столыпин, – друг М. М. Сперанского, крупнейшего государственного деятеля начала XIX века. Отец, Аркадий Дмитриевич, – участник Крымской войны, друг Л. Н. Толстого, навещавший его в Ясной Поляне. Жена Петра Аркадьевича – правнучка А. В. Суворого.

Окончив Виленскую гимназию, П. А. Столыпин в 1881 году неожиданно для многих поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. Затем он служил в Министерстве государственных имуществ на скромной должности помощника столоначальника, в скромном чине коллежского секретаря. Но через год Столыпин стал уездным предводителем дворянства в Ковенекой губернии. Через 10 лет П. А. Столыпин – ковенский губернский предводитель дворянства, а еще через 3 года, в 1902 году, – Гродненский губернатор.

б) В 1903 году его назначают губернатором Саратовской губернии. Здесь-то и застала Столыпина революция, в борьбе с которой он использовал все имевшиеся в распоряжении губернатора средства; от обращений к общественности до применения войск, жестоко расправлявшихся с восставшими крестьянами. При этом в поступках самого молодого губернатора России проявились две отличительные черты, характерные и для всей его будущей государственной деятельности: во-первых, он не смущался карать не только левых, но и правых, если их действия выходили за установленные законом рамки; во-вторых, Столыпин был лично храбр и не боялся оставаться лицом к лицу с разъяренной толпой.

В апреле 1906 г. он стал сначала министром внутренних дел, а через 2,5 месяца и председателем Совета министров.

3-й ученик. Деятельность Столыпина вызывала споры у современников, по-разному она оценивается и сегодня. Ни один из политический деятелей России начала XX века не мог похвастаться таким количеством преданных, восторженных почитателей, как Столыпин, но, пожалуй, ни у кого не было столько противников и ненавистников. «Столыпинская реакция», «Столыпинские галстуки», – говорили одни, «борец за благо России», человек, «достойный сесть на царский трон», «надежда страны» – возражали другие. Таковы противоречивые отзывы современников...

4-й ученик. Столыпин занимал пост премьер-министра 5 лет. Стремительное превращение саратовского губернатора в министра внутренних дел и председателя Совета министров многим показалось неожиданным. В считанные месяцы Столыпин обрел стройную власть. Впрочем, для истории 5 лет – это ничтожно малый срок. Тем интересней приглядеться к человеку, который сумел за столь короткий срок сделать так много.

Учитель: Не менее интересно и не менее важно задуматься и о том (на доске).

  • Вопрос: Почему преобразовании, казавшиеся довольно успешными, не были завершены?
  • Вопрос: Почему Россия не пошла мирным путем предлагавшихся Столыпиным реформ, а избрала тернистый путь революции, потребовавшей неисчислимых жертв?

Давайте попытаемся поразмышлять над этими вопросами. Но прежде вспомним, то чем прославился этот великий человек, еще раз переживем тот период начала XX века, когда П. А. Столыпин был на вершине своей славы.

Вопрос: какова же была обстановка в России, когда Столыпин возглавил правительство?

Ответы учащихся.

В 1906 г. – продолжается революция, Россия на распутье; перед правительством три пути дальнейшего развития страны:

  • продолжить революцию – большие жертвы, дальнейшее противостояние в обществе;
  • задушить революцию – большие жертвы, дальнейшее противостояние в обществе;
  • реформировать страну – возможность избежать жертв, примирения.

И вот царь Николай II, решает избрать 3-й вариант развития: 9 июля 1906 г. царским указом председателем Совета министров был назначен П. А. Столыпин.

Вопрос: Какую программу выхода России из кризиса он предложил? (Работа в группах с документом 1 и документом 4. Вопросы и задания к документам).

Вопрос: Какие еще законопроекты были предложены П. А. Столыпиным и др.

Основным направлением деятельности П. А. Столыпина был аграрный вопрос. Давайте вспомним.

Вопрос: Как пытались разрешить этот вопрос в начале XX века различные политические силы России?

5-й ученик. Реформы Столыпина были подготовлены аграрными реформами (законами) начала века, вызванными промышленной депрессией, а затем революционными событиями. Манифестом от 26 февраля 1903 г. декларировалось сохранение общинного строя, но общество уже не должно было препятствовать выходу крестьян из общины. Манифест от 3 ноября 1905 г. расширял деятельность Крестьянского банка, который теперь мог скупать земли в свой фонд для малоземельных крестьян и выдавать им ссуду для покупки земли, отменялась круговая порука и выкупные платежи на землю с 1 января 1907 г., объявлялся свободный выход из общины. Манифест от 17 октября 1905 года уравнял крестьян в правах со всеми сословиями.

Вопрос: Что же предложил Столыпин? (Работа в группах с документом 2 и документом 3. Вопросы и задания к документам).

Вопросы:

  1. Каковы были цели аграрной реформы Столыпина?
  2. На каких крестьян делал ставку Столыпин?
  3. Почему национализация земли представлялась Столыпину гибелью?
  4. На протяжении XIX столетия правительство видело в крестьянской общине залог особого русского пути, хранительницу традиций русского народа. Почему же П. А. Столыпин в начале XX века стремился разрушить общину?
  5. Дайте определение понятиям: «хутор» и «отруб».
  6. Почему Столыпин надеялся, что переселенческая политика поможет решить аграрный вопрос?
  7. Была ли столыпинская аграрная реформа перспективной, могла ли она пустить корни в России?

8.  Каковы итоги столыпинской аграрной реформы?

И еще один момент мы должны обратить внимание.

Вопрос: Как же воспринимало общество и власть все те преобразования, которые пытался провести в России П. А. Столыпин.

Ведь очень часто Столыпин был одинок в своих воззрениях на характер и методы реформ. Преобразованиям противились весьма многие представители самых разных сословий и классов России.

Вопрос: Какие сословия и классы существовали в России в этот период?

Вопрос: Охарактеризуйте их отношение к Столыпину и его преобразованиям.

Вопрос: Почему реформы Столыпина не получили поддержки большинства российской общественности, а после 1917г. вообще были свергнуты?

Ведь по сути, это была попытка путем реформ перейти на новые рельсы дата России экономического и политического развития. Почему же она не удалась?

Вывод: Итак, мы увидели с вами, каково было отношение различных слоев населения, власти и партий к реформам Столыпина. Ну, а теперь вернемся к нашим вопросам, поставленным в начале урока.

На доске.

  • Вопрос 1.
  • Вопрос 2: можно ли преобразования Столыпина назвать революционными? («тихая революция»).
  • Вопрос 3: какое влияние они оказали на дальнейшее развитие России?
  • Вопрос 4 (2).

Сегодня наша страна также переживает время реформ. Россия ищет свой путь. И в этих условиях очень важно понять, какие проблемы, не решенные в России в начале XX века, возвращаются к нам сегодня на пороге XXI столетия. И нам их необходимо решать, дабы не произошло того, что произошло с П. А. Столыпиным.

Вопрос: Человек не своего времени? – права ли я? (Да, не понят: 1) властью; 2) обществом; 3) родился не в свое время и т. д.).

В завершение урока каждая из групп работает над закрепляющими тестами.

Тесты (приложение 5).

Подведение итогов (оценивание работы каждой группы).

Спасибо за работу! Урок окончен.