Проект по социально–правовому воспитанию в старшей и подготовительной группе детского сада "Знакомимся со своими правами"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Сформировать у детей способность к нравственным поступкам, приобщая детей к основам правовой культуры .

Задачи:

  • Сформировать представления об относительной значимости моральных норм.
  • Познакомить детей с их правами и документами их отражающими.
  • Воспитывать толерантность, самоуважение и уважение к другим.
  • Осуществлять правовое образование родителей.
  • Развивать коммуникативные навыки детей.

Обоснование значимости:

Наш детский сад осуществляет работу по следующим направлениям:

- воспитание нравственности как основы ментального здоровья детей;
- развитие коммуникативных способностей, обеспечивающих социально - правовое развитие детей.

В рамках этих задач мною был разработан цикл занятий, позволяющих в полной мере осуществлять нравственное воспитание, рассмотрев со всех сторон критерии нравственности. У детей появляется ответственность за свои поступки, т.к. они могут провести четкую градацию прав и обязанностей. Применяя в жизни правовые знания, дети расширяют свой социальный опыт, учатся бесконфликтно контактировать со сверстниками и взрослыми, усваивают нормы поведения дома и в общественных местах.

Своеобразие подачи материала заключается в том, что дети анализируют поступки литературных и сказочных героев с точки зрения права и морали. Это поднимает у детей интерес к художественной литературе, стимулирует желание научиться читать, что немаловажно в старшем дошкольном возрасте.

Часто дети пытаются "переписать " сказки - изменить сюжет, придумать героям другие диалоги, ввести новые персонажи для того, чтобы не осталось отрицательных героев. Такой прием позволяет детям максимально проявить свои творческие способности. Свои занятия я строю, опираясь на интерес детей, уровень их развития, а также учитывая их индивидуальные особенности и инициативу.

Ожидаемый результат:

- Дети должны научиться понимать, что каждый человек несет ответственность за свои поступки. Каждый поступок должен иметь положительную направленность.
- Толерантность – главная составляющая восприятия ребенком других людей. Эта способность должна развиться в детях.
- Дети должны научиться самостоятельно находить ту форму общения, которая подходит для данной ситуации или для данного человека.

Пути реализации: занятия, игры, чтение художественных произведений, инсценировки сказок, совместная и самостоятельная деятельность детей и родителей.

Состав участников проекта: воспитатели, дети и родители.

Срок: 2 года.

Вид: долгосрочный, ролево-игровой.

Распределение деятельности

Этапы Формы работы Задачи Срок реализации Время и место проведения
Выявление проблемы.

Деятельность детей:

1. Входят в проблему. Делят сказочных героев на хороших и плохих.

2. Принимают задачи проекта.

3. Вживаются в игровую ситуацию.

Деятельность педагога:

1. Вводит в проблему.
2. Определяет задачу.
3. Вводит игровую ситуацию.

Деятельность родителей:

1. Читают и обсуждают с детьми художественные произведения.

 

Занятия:

“В гости к сказке”, “Знакомство”

 

1. Формировать способность к сопереживанию.

2. Воспитывать самоуважение и уважение к другим.

 

Сентябрь.

 

Занятия по развитию речи.

Организация работы над проектом.

Деятельность детей:

1. Систематизируют информацию.

2. Разделяют на категории свои чувства и ощущения.

3. Планируют свою деятельность.

Деятельность педагога:

1. Помогает детям спланировать деятельность.

2. Решает задачи организации деятельности.

3. Привлекает родителей к помощи в решении поставленных задач.

Деятельность родителей:

1. Заполняют анкеты.

2. Подбирают совместно с детьми необходимый материал для занятий.

 

Цикл занятий, в основе которых лежат нравственные беседы: “Послушные детишки и шалунишки”, “Злой язычок”, “Драчуны и забияки”, “Жадина – говядина”, “Заяц – хваста”, “Кривляки и дразнилки”, “Подарки в Новый год”, “Добрый гном”, “Весенняя сказка”, “Лесная школа”, “Страна Доброты”, “Фея красоты”.

Коммуникати-вные игры: “В тарелочку”, “Переходы”, “Липучка”, “От спины к спине”, “Эстафета улыбок”

Тренинги на развитие эмоционально-сти

Драматизация сказок

Детско – родительская гостиная “Вы и ваш ребенок”

 

1. Учить детей планировать и контролировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

2. Учить гармонично взаимодействовать с самим собой, с социумом, с внешним миром.

3. Учить прогнозировать последствия ситуаций.

4. Знакомить детей с морально - этическими нормами.

5. Развивать коммуникативные навыки.

6. Развивать творческие способности детей.

 

Октябрь - май.

 

Занятия с воспитателем по познавательному развитию.

 

 

 

 

В свободное время.

 

 

В группе под руководством воспитателя.

Практическая деятельность по решению проблемы.

Деятельность детей:

1. Выполняют необходимые задания.

2. Ищут пути решения проблемы.

Деятельность педагога:

1. Дает необходимые знания по правовому воспитанию.

2. Оказывает практическую помощь.

3. Создает условия для самостоятельного решения проблемы детьми.

4. Вовлекает родителей в практическую деятельность детей.

Деятельность родителей:

1. Вместе с детьми оформляют стенд “Моя семья”

2. Составляют рассказы

3. Осуществляют контроль за собственным поведением и поступками своих детей, не довлея над ними.

 

Цикл занятий по правовой культуре: “Знаете ли вы?”, “Право на жизнь”, “Мое имя”, “Семь “я”, “Чье мнение самое главное?”, “Мой дом – моя крепость”, “Защита от насилия”, “Право на образование”, “Право на мед. помощь”, “В помощь детям – инвалидам”, “Кто пользуется социальными благами?”, “Право на отдых”, “Право на труд”, “Я живу в Удмуртии”, “А что у вас?”

“Переписывание” сказок с учетом изменения характера героя, его поступков.

Драматизация “новых” сказок.

Выполнение домашних заданий по тематике статей “Декларации прав человека” в виде рисунков, коллажей, этюдов, рассказов.

Дискуссион -ное обсуждение статей “Декларации”, применитель – но к литературным героям, а также к детям группы.

Детско – родительская гостиная “Знаете ли вы?”

Оформление стендов “Моя семья”, “Поселок, где я живу”, “Мы на отдыхе”.

 

1. Формировать у детей представления о правах человека на основе литературных произведений.

2. Помочь осознать первичность нравственной стороны поступков, и только потом – правовой.

3. Сформировать такое качество, как толерантность.

4. Обогащать детско – родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.

 

Сентябрь - апрель.

 

Занятия по разделу “Ознакомление с окружающим”.

 

 

Совместная деятельность педагога и детей.

Дома в вечернее время.

На занятиях, в свободное время.

 

Вечером, в свободное время.

Продуктивная деятельность

Деятельность детей:

1. Составление альбома “Это “я”

Деятельность педагога:

1. Организация условий для составления альбомов.

2. Общее руководство деятельностью детей.

Деятельность родителей:

1. Совместный с детьми подбор материала для альбома.

 

Презентация своих альбомов.

Составление рассказов, иллюстрируя их материалами из своего альбома.

 

1. Развивать речь детей.

2. Развивать творческие, художественные, музыкальные способности детей.

 

Май.

 

Занятия по конструирова -нию и аппликации.

Дома, в свободное время, индивидуально.

Средства контроля и обеспечения достоверности реализации проекта:

- занятия;
- мониторинг;
- анализ родительских анкет;
- детско – родительские гостиные;
- родительские собрания;
- презентация детских альбомов.

Методы и технологии:

- обсуждение литературного произведения;
- сказкотерапия;
- психологические тренинги;
- приемы ТРИЗ;
- приемы психофизического сопряжения;
- детско – родительские гостиные;
- изготовление альбомов;
- драматизации;

Необходимые условия реализации проекта:

1. Интерес детей и родителей.
2. Нааличие необходимой литературы.
3. Методические разработки.
4. Обязательное активное участие родителей.

Методические разработки:

  1. В Антонов “Ваши права”, “Декларация прав человека в картинках”.
  2. Г.Н.Жучкова “Нравственные беседы с детьми”.
  3. С.В.Костарева “Сказкотерапия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста”.
  4. О.Л.Князева “Я, ты, мы”.