Проведение поисковой работы по сохранению памяти о ветеранах Великой Отечественной войны

Разделы: Внеклассная работа


Как ни прискорбно, современная молодёжь почти ничего не знает о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Для них американские вооружённые конфликты кажутся более близкими, нежели война более чем полувековой давности в истории их родины.

Посмотрев фильмы о Перл-Харборе и о подвигах представителей западных стран при открытии второго фронта, они говорят об увиденном с восторгом и ужасом. Но при этом немногие из детей назовут битвы, в которых участвовали советские воины.

Само слово «ветеран» для детей ХХI века связано прежде всего с ветеранами труда, а не с ветеранами войны, так как последних уже почти никого нет в живых. Но ведь забвение – первый шаг на пути к повторению событий.

Поэтому, используя материальные предметы канувшего в прошлое военного времени (а из них наиболее доступны для изучения памятники),  необходимо напомнить детям об очевидном и сохранить в их сердцах память о ветеранах Великой Отечественной войны и событиях, в которых те принимали участие.

С учётом данной цели составлена приведённая ниже программа по организации поисковой работы.  Она решают следующие задачи:

  • сбор материалов о возведении и использовании памятников, посвященных ветеранам В.О.В.
  • приведение в порядок и обеспечение ухода за могилами ветеранов, умерших в мирное время
  • определение смысловых рядов, связанных с фамилиями на памятнике погибшим в В.О.В.
  • расширение знаний о семье и родственниках, принимавших участие в В.О.В.

Результат поисковой работы:

  1. создание фотоальбома о ветеранах В.О.В. «Память о прошлом»
  2. оформление композиционного стенда, отражающего результаты проделанной работы, в музее или учебном заведении
  3. исследовательские работы, посвященные ветеранам В.О.В.

Данная поисковая работа проводится учащимися и воспитанниками творческих объединений (кружков).

В состав поискового отряда входят: фотограф, летописец, корреспонденты-исследователи, наборщик текста на компьютере. Фотограф запечатлевает изучаемые объекты и информантов. Летописец фиксирует все этапы поисковой работы. Корреспонденты-исследователи собирают материал согласно стоящих перед ними задач, пишут исследовательские работы. Наборщик текста систематизирует собранный материал.

Перед началом работы поисковой группе выдается путевой лист с программой предстоящей деятельности и памятки. О выполнении работы по путевому листу  свидетельствуют фотографии и наличие текстового материала.

Ресурсное обеспечение программы:

  • наличие  мемориального комплекса (памятника, стелы) и надгробных плит, установленных в честь ветеранов В.О.В.
  • списки семей ветеранов В.О.В.
  • памятки по программе сбора материалов поисковыми группами
  • фотоаппарат
  • фотоальбом
  • бумага писчая

Механизм реализации  поисковой работы:

1.Организационный этап: составление списка ветеранов В.О.В. и их семей, проживающих на территории населённого пункта..

2.Поисковая работа: экскурсия к памятникам, возведенным в честь  ветеранов В.О.В.; составление таблицы «Памятники»; работа с памятками по программе сбора материалов; фотофиксация полученных материалов, информантов и памятников.

3.Обобщение, систематизация, оформление материалов.

ТАБЛИЦА «Памятники ветеранам В.О.В., умершим в мирное время»

(см. Приложение 1)

ПАМЯТКА «Захоронения ветеранов, умерших  по окончании В.О.В.»

1. Ф.И.О. ветерана, которому установлен памятник.

2. Дата и причина смерти.

3. Дата установки памятника.

4. История установления памятника.

5. Месторасположение памятника.

6. Характеристика памятника (размер, форма, материал, композиционное решение, наличие фото и надписей, сохранность).

7. Наличие ухода за местом захоронения ветерана войны.

8. Фамилии и адреса родственников ветерана, проживающих в селе.

9. Где, когда и в какой форме обобщались, представлялись, хранятся сведения о ветеране и месте его захоронения.

ПАМЯТКА «Памятник  (обелиск)  погибшим в период  В.О.В.»

1. Наименование памятника.

2. Местонахождение памятника (край, поселок, город, улица, № дома и т.д.)

3. Дата открытия памятника и его автор.

4. История возведения.

5.Описание памятника (планировка, композиция, размер)

6. Историческое событие, которому посвящен памятник.

7. Состояние памятника. Организация шефской работы. Как используется данный памятник в настоящее время.

8. Фотография, рисунок или план памятника

9. Определение биографических сведений, относящихся к фамилиям, помещенным  на   памятнике.

10. Основная библиография, архивные источники.

ПАМЯТКА «Семья ветерана войны»

1. Характеристика семьи (создание, состав, социальное положение).

2. Наличие наград отца (деда) в семье и условия их хранения.

3. Наличие фотографий и писем времен войны в семье ветерана. Их характеристика.

4. Отношение к боевому прошлому и наградам в семье ветерана (1-е, 2-е и последующие  поколения).

5. Участие семьи в мероприятиях по увековечению памяти участников войны.

6. Воспоминания членов семьи о боевом прошлом отца (деда).

ПАМЯТКА «Ветеран В.О.В.»

1. Ф.И.О.

2. Дата рождения и дата смерти.

3. Место рождения.

4. Образование.

5. Место жительства перед началом В.О.В.

6. Место призыва.

7. Воинская часть (партизанский отряд, подпольная группа) и фронты, в составе которых воевал в годы войны.

8. Наличие наград (когда и за что награжден).

9. Место работы и должность в послевоенный период.

10. Участие в общественной деятельности, связанной с увековечением памяти о событиях В.О.В.

ИНСТРУКЦИЯ по работе с «Книгой Памяти Хабаровского края»

1. Найти в оглавлении книги и открыть для чтения интересующий исследователя район Хабаровского края

2. Найти в списке фамилий ту, что интересует исследователя в данный момент, прочесть, обращая внимание на сокращения, принятые в книге.

3. Определить боевой путь дивизии, в которой воевал данный человек, используя литературу о войне, воспоминания родственников и данные архивов.

4. Охарактеризовать военную профессию и звание участника В.О.В.

5. Определить влияние указанных ранений для жизни и здоровья участника В.О.В.

6. Охарактеризовать населенный пункт и битву, в которой погиб участник В.О.В.

7. Охарактеризовать награды, указанные в Книге Памяти напротив фамилии участника войны (за что и кому их вручали)

8. Если участник войны остался в живых, определить, где он жил в послевоенное время.

ПРОГРАММА  ПОИСКОВОЙ РАБОТЫ (34 часа)

ТЕМА. Операция «Поиск».(1 час)

Создание поисковых отрядов. Определение поля деятельности отрядов.

ТЕМА. Памятник погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (11 часов)

История создания памятника. Роль памятника в жизни населённого пункта. Шефская работа.  Памятник в литературе.

Создание паспорта описания памятника. Заполнение тетради воспоминаний о сооружении памятника погибшим в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Определение планировки, композиции и размеров памятника. Фотофиксация памятника. Состояние памятника сегодня.

Память о погибших сегодня. Биографические сведения, относящиеся к фамилиям, помещенным на памятнике.

Выставка фотоматериалов «Памятники погибшим в ВОВ на территории края, района, села»

Индивидуальное задание: написать творческие работы о памятнике или событиях, которым он посвящен.

ТЕМА. Ветераны Великой  Отечественной  войны в военное и послевоенное время (20 часов).

Начало Великой Отечественной войны для жителей села.

Военные призывы и их влияние на жизнь сельчан.  Семьи участников Великой Отечественной войны. Семейные реликвии времен войны.

Ветераны войны: воспоминания, легенды, факты. «Книга Памяти» села. Участие ветеранов войны и членов их семей в увековечении памяти о войне.

Состояние могил фронтовиков, умерших в послевоенное время. Совет ветеранов села и его роль в сохранении памяти о ветеранах.

Экскурсия к месту погребения ветеранов войны.

Встреча с членами семей ветеранов войны.

ТЕМА. Итоги работы.(2 часа)

Презентация результатов поиска: фотоальбом, музейная композиция, исследовательская работа.

Литература для обучающихся и педагогов:

1. Книга Памяти. Т.1-4. – Хабаровск, 1994.

2. Память в металле и граните. – Хабаровск, 2000.

3. Словарь-справочник Великой Отечественной войны. – М., 1986.

4. Копилка туриста-краеведа (методические рекомендации). – Хабаровск, 2000.

5. Ципкин Ю.Н. Требования к оформлению конкурсных работ учащихся. – Хабаровск, 2000.