Применение компьютерного тренажера "Дэльфа–130" в коррекционной работе логопеда

Разделы: Работа с дошкольниками


Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче учебного материала, и постоянный контроль над действиями обучаемого, и регулирование оптимального темпа прохождения каждым ребенком заданий, их сложности.

Как показала практика, использование компьютерных технологий на занятиях позволяет добиться наибольшего эффекта при организации тренировочных упражнений, так как даже при многократном выполнении упражнений на компьютере с целью формирования определенного навыка у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения. Основополагающий принцип действия тренажера «Дэльфа 130» – зрительный контроль формирования произносительных навыков. Идея опоры на зрение в работе над устной речью не нова для современной логопедии, однако, компьютерная техника позволила реализовать эту идею на качественно новом уровне. Звучащая речь, то есть все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений. Ориентируясь на привлекательные, движущиеся картинки-мультипликации, ребенок ищет приемы самоконтроля, которые помогают удержать на экране желанную картинку, благодаря чему фиксируется правильное произношение. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации. 

Конспект индивидуального логопедического занятия 1.

ТЕМА: «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»

ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Ш] в слогах и словах.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Формировать практические умения и навыки пользования правильной речью.
  2. Формировать звуковой анализ слова.

Развивающие:

  1. Развивать правильное речевое дыхание.
  2. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать фонематическое восприятие.
  5. Развивать зрительное восприятие.

Воспитательные:

  1. Вызывать стремление оказать помощь в трудной ситуации.

Оборудование: логопедический тренажер «Дэльфа-130», разрезные картинки, игра «Собери цветок», цветные магниты, магнитофон, кассета с записью шума моря, ручья.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед. Артем, у меня есть знакомый мальчик и у него случилась беда – он забыл свое имя. Поможем ему вспомнить, как его зовут?

Артем. Да.

II. Постановка цели

Логопед. Только этот мальчик живет на далеком острове ШАО-БАО. Этот остров необычный – имена всех его жителей начинаются на звук [Ш]. Давай мы потренируем язычок и губы и вспомним этот звук.

III. Артикуляционная гимнастика

Логопед.

  1. «Улыбка»

  2. «Окошечко»
    Рот прикрою я немножко,
    Губы сделаю «окошком»,
    Зубки рядышком стоят
    И в окошечко глядят.

  3. «Чашечка»
    Ш – чтоб звук красивым вышел,
    шире язычок и выше.
    Ребенок делает язычок «Чашечкой», подняв бока языка.
    К верхним мы прижмем зубам,
    чтобы ветерок бежал.
    Ребенок выполняет

  4. «Вкусное варенье»
    Как будто варенье лежит на губе –
    Слижу его «чашечкой» в ротик к себе.

  5. «Фокус»
    Я «чашку» выведу вперед,
    С нее подую вверх.
    И теплый воздух обдает
    Мой носик, например.

  6. «Не разбей чашечку»
    Широко открыт мой рот,
    Ходит «чашка» взад-вперед.

Логопед. Артем, наше путешествие будет долгим, давай подкрепимся чашечкой горячего чая? Чтобы его остудить, надо сильно и длительно подуть.

IV. Развитие речевого дыхания

Выполнение упражнения «Чашка чая» на логотренажере.

V. Изолированное произношение звука [Ш]

Логопед. В наше путешествие мы отправимся на пароходе, а чтобы он быстрее нас довез, нам нужно правильно и красиво произнести звук [Ш]. Возьми, пожалуйста, микрофон. Произносим звук [Ш] громко и долго, так, чтобы облачко долетело до птички.

Выполнение упражнения «Пароход» на логотренажере.

Музыка «Шум моря»

VI. Характеристика звука [Ш]

Логопед. Пока мы плывем, давай дадим характеристику звуку [Ш]. Артем, какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

Артем. Этот звук согласный, глухой, твердый, шипящий.

Логопед. Молодец, Артем!

VII. Физкультминутка

Логопед. А сейчас я предлагаю сделать небольшую разминку. Ну как, ты согласен?

Артем. Согласен!

Импровизация движений:

Логопед.

«Умеют все ребятки
С носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться
Присесть и разогнуться»

Логопед. А вот и остров ШАО-БАО. Посмотри, Артем, нас кто-то встречает. Кто это?

Артем. Это бегемот!

VIII. Автоматизация звука [Ш] в слогах. Речевая разминка

Логопед. ШО-ШУ-ША

Бегемот приветствует нас на своем языке. Давай и мы поговорим так, как разговаривает бегемотик. Если ты будешь произносить слоги правильно, то бегемотик будет широко открывать свой рот. Послушай, как я скажу, и повтори так же:

Логопед. ШО-ШУ-ША

Артем. ШО-ШУ-ША

Логопед. ШО-ШО-ШО

Артем. ШО-ШО-ШО

Логопед. ШУ-ШУ-ШУ

Артем. ШУ-ШУ-ШУ

Логопед. ША-ША-ША

Артем. ША-ША-ША

Логопед. Молодец, Артем!

Выполнение упражнения «Бегемот» на логотренажере.

IX. Автоматизация звука [Ш] в словах. Игра «Собери цветок»

Логопед. Бегемот любит гулять на полянке, где растет очень много красивых цветов. Посмотри на цветы, ты что-нибудь замечаешь?

Артем. У этого цветка нет лепестков…

Логопед. Ветер разбросал лепестки у этого цветка, давай его соберем.

Ребенок собирает цветок Логопед. Посмотри, на лепестках какие-то картинки. Артем, назови их.

Ребенок называет (ребенок определяет место звука в слове)

Логопед. Молодец, Артем! Ты правильно и красиво произнес звук [Ш]!

X. Развитие конструктивного праксиса. Разрезные картинки.

Логопед. Артем, бегемот оставил нам подсказку – разрезные картинки, для того, чтобы отгадать имя мальчика. Если мы сложим первые звуки названия этих картинок, то тогда мы узнаем имя нашего друга.

Ребенок собирает картинки: шар, облако, носорог

Логопед. Артем, что же у нас получилось? Назови картинки.

Какой первый звук в слове «ш-ш-шар»? (Ш)

Какой первый звук в слове «о-о-облако»? (О)

Какой первый звук в слове «н-н-носорог»? (Н)

Произнеси еще раз эти звуки по порядку.

Артем. Ш, О, Н

Логопед. ШОН – да это же имя мальчика!

Давай мы с тобой выложим эти звуки фишками на магнитной доске.

XI. Выкладывание схемы слова «ШОН»

Звуковой анализ слова «ШОН»

Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [Ш] синюю фишку?

Артем. Потому что, звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [О] красную фишку?

Артем. Потому что, звук [О] – гласный.

Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [Н] синюю фишку?

Артем. Потому что, звук [Н] – согласный, твердый, глухой.

Логопед. Артем, сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? А сколько всего звуков в этом слове?

Артем. Один гласный, два согласных. Всего три звука.

XII. Итог

Логопед. Артем, ты молодец, помог Шону вспомнить его имя! Он в благодарность просил передать для тебя подарок – воздушный шарик. А теперь нам пора возвращаться домой.

Музыка «Шум моря»

Логопед. Тебе понравилось наше путешествие?

А что тебе больше всего понравилось больше всего?  

Конспект индивидуального логопедического занятия 2 

ТЕМА: «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»

ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Ш] в слогах и словах.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. Формировать практические умения и навыки пользования правильной речью.
  2. Формировать звуковой анализ слова.

Развивающие:

  1. Развивать правильное речевое дыхание.
  2. Развивать подвижность органов артикуляционного аппарата.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Развивать фонематическое восприятие.
  5. Развивать зрительное восприятие.

Воспитательные:

  1. Вызывать стремление оказать помощь в трудной ситуации.

Оборудование: логопедический тренажер «Дэльфа - 130», разрезные картинки, игра «Собери цветок», цветные магниты, магнитофон, кассета с записью шума моря.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

Логопед. Ариша, у меня есть знакомый мальчик и у него случилась беда – он забыл свое имя. Поможем ему вспомнить, как его зовут?

Ариша. Да.

II. Постановка цели

Логопед. Только этот мальчик живет на далеком острове ШАО-БАО. Этот остров необычный – имена всех его жителей начинаются на звук [Ш]. Давай мы потренируем язычок и губы и вспомним этот звук.

III. Артикуляционная гимнастика

Логопед.

  1. «Улыбка»
  2. «Окошечко»
  3. «Чашечка»
  4. «Вкусное варенье»
  5. «Фокус»
  6. «Не разбей чашечку»

Логопед. Ариша, наше путешествие будет долгим, давай подкрепимся чашечкой горячего чая? Чтобы его остудить, надо сильно и долго подуть.

IV. Развитие речевого дыхания

Выполнение упражнения «Чашка чая» на логотренажере.

V. Изолированное произношение звука [Ш]

Логопед. Путешествовать мы будем на пароходе, а чтобы он быстрее нас довез, нам нужно правильно и красиво произнести звук [Ш]. Возьми, пожалуйста, микрофон.

Выполнение упражнения «Пароход» на логотренажере.

Музыка «Шум моря»

VI. Характеристика звука [Ш]

Логопед. Пока мы плывем, давай дадим характеристику звуку [Ш]. Какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?

Ариша. Этот звук согласный, глухой, твердый, шипящий.

Логопед. Молодец, Ариша!

VII. Физкультминутка.

Импровизация движений:

 Логопед.

«Умеют все ребятки
С носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться
Присесть и разогнуться»

Логопед. А вот и остров ШАО-БАО. Посмотри, Ариша, нас кто-то встречает. Кто это?

Ариша. Это бегемот!

VIII. Автоматизация звука [Ш] в слогах. Речевая разминка

Выполнение упражнения «Бегемот» на логотренажере.

IX. Автоматизация звука [Ш] в словах. Игра «Собери цветок»

Логопед. Бегемот любит гулять на полянке, где растет очень много красивых цветов. Посмотри на цветы, ты что-нибудь замечаешь?

Ариша. У этого цветка нет лепестков…

Логопед. Ветер разбросал лепестки у этого цветка, давай его соберем.

Ребенок собирает цветок

Логопед. Посмотри, на лепестках какие-то картинки. Ариша, назови их.

Ребенок называет

Логопед. Молодец, Ариша! Ты правильно и красиво произнесла звук [Ш]!

X. Развитие конструктивного праксиса. Разрезные картинки.

Логопед. Ариша, бегемот оставил нам подсказку – разрезные картинки, для того, чтобы отгадать имя мальчика. Если мы сложим первые звуки названия этих картинок, то тогда мы узнаем имя нашего друга.

Ребенок собирает картинки: шар, облако, носорог

Логопед. Ариша, что же у нас получилось? Назови картинки.

Какой первый звук в слове «ш-ш-шар»? (Ш)

Какой первый звук в слове «о-о-облако»? (О)

Какой первый звук в слове «н-н-носорог»? (Н)

Произнеси еще раз эти звуки по порядку.

Ариша. Ш, О, Н

Логопед. Давай мы с тобой выложим эти звуки фишками на магнитной доске.

XI. Выкладывание схемы слова «ШОН»

Звуковой анализ слова «ШОН»

Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [Ш] синюю фишку?

Ариша. Потому что, звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.

Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [О] красную фишку?

Ариша. Потому что, звук [О] – гласный.

Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [Н] синюю фишку?

Ариша. Потому что, звук [Н] – согласный, твердый, глухой.

Логопед. Ариша, сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? А сколько всего звуков в этом слове?

Ариша. Один гласный, два согласных. Всего три звука.

XII. Итог

Музыка «Шум моря»

Логопед. Ариша, ты молодец, помогла Шону вспомнить его имя! Он в благодарность просил передать для тебя подарок – воздушный шарик. А теперь нам пора возвращаться домой. Что тебе больше всего понравилось?

Фотоальбом – Приложение 1.