Внеклассное мероприятие. Игра "Экстремальное путешествие"

Разделы: ОБЖ


Цели:

  • способствовать развитию познавательного интереса;
  • учить применять полученные знания в нестандартных ситуациях;
  • способствовать формированию коммуникативной культуры учащихся;
  • способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  • физическая карта мира;
  • раздаточный материал (задания для конкурсов);
  • компьютер;
  • выставка творческих работ учащихся по теме «Опасные природные явления».

Организация игры:

Класс делится на 4 команды. Команды выполняют задания, участвуют в конкурсах. Необходимо в ходе игры совершить «экстремальное путешествие» с наименьшими потерями, преодолев все этапы. На каждом этапе выставляются баллы. Если у команды нет ответа, то она оставляет одного из своих игроков на этом этапе. Чем лучше подготовлена команда, тем меньше у неё будет потерь. Итоги игры подводятся на последнем этапе, где учитываются все баллы и потери, полученные в ходе игры.

Ход игры

1. Этап “Найди пару»

Команды получают две карточки с набором слов. Участники команды должны из предложенных слов выбрать термин и правильно собрать его определение. В случае если участники команды допустят ошибку, они вынуждены будут расстаться с одним из своих игроков.

снега гор с лавина сход
(лавина – сход снега с гор)
кратковременный реке в воды резкий вызванный подъём дождями обильными
(паводок – резкий кратковременный подъём воды в реке, вызванный обильными дождями)
человеческим неконтролируемое пожар приводящее к горение и ущербу жертвам возможным
(пожар – неконтролируемое горение, приводящее к ущербу и возможным человеческим жертвам)
огромной достигающие ураган и силы ветры скорости разрушительной
(ураган – ветры, достигающие огромной скорости и разрушительной силы)
масс по горных оползень пород вниз под скользящее силы склону тяжести смещение влиянием
(оползень – скользящее смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести)
поток резкого вследствие сель паводка грязекаменный внезапно возникающий
(сель – грязекаменный поток, внезапно возникающий вследствие резкого паводка)
волна подводного возникающая океаническая в разрушительная результате цунами землетрясения
(цунами – разрушительная океаническая волна, возникающая в результате подводного землетрясения)
затопление части наводнение суши временное уровня воды увеличением вызванное значительной
(наводнение – временное затопление значительной части суши, вызванное увеличением уровня воды )

2. Этап «Найди объект»

Команды получают карточку с географическими координатами. Пользуясь картами атласа участникам необходимо определить объект, расположенный по данным координатам.

Команда 1
1. 3 ю.ш., 37 в.д. (влк. Килиманджаро)
2. 77 ю.ш., 169 в.д. (влк. Эребус)
3. 1 ю.ш., 78 з.д. (влк. Котопахи)
4. 15 c.ш., 92 з.д. (влк. Тахумулько)
Команда 2  
1. 36 с.ш., 138 в.д. (влк. Фудзияма)
2. 47 с.ш., 121 з.д. (влк. Рейнир)
3. 2 ю.ш., 29 в.д. (влк. Карисимби)
4. 23 ю.ш., 67 з.д. (влк. Сан-Педро)
Команда 3  
1. 55 с.ш., 161 в.д. (влк. Ключевская Сопка)
2. 56 с.ш., 159 з.д. (влк. Вениаминова)
3. 5 с.ш., 76 з.д. (влк. Руис)
4. 6 ю.ш., 106 в.д. (влк. Кракатау)
Команда 4  
1. 4 с.ш., 9 в.д. (влк. Камерун)
2. 19 с.ш., 97 з.д. (влк. Орисаба)
3. 42 с.ш., 14 в.д. (влк. Везувий)
4. 42 с.ш., 121 з.д. (влк. Шаста)

3. «Найди решение»

На этом этапе командам предстоит найти правильное решение по выходу из сложной ситуации.

Задача 1

Вы находитесь в школе. Идет урок. Слышен звук сирены. В класс вбежал дежурный и сообщил, что по радио передано сообщение о приближающемся землетрясении. Определите ваши дальнейшие действия.

Задача 2

Что необходимо делать при извержении вулкана, находясь в непосредственной близости от него. Укажите ваши дальнейшие действия.

Задача 3

Вы находитесь на лыжном курорте. Спускаясь вниз по склону горы на лыжах, услышали сзади гул, обернувшись, увидели, что с вершины горы начинает спускаться снежная лавина. У вас есть время около 15 минут, чтобы предпринять какие-либо действия. Что вы будете делать?

Задача 4

Во время землетрясения вы оказались под завалом. Здание сильно повреждено. В помещении вас 5 человек, из них двое раненых. Один человек без сознания, а у второго открытый перелом бедра.

Задача 5

Находясь на улице, вы увидели, что приближается буря. До ближайшего дома примерно 100м. Времени укрыться в доме или других постройках у вас фактически нет. Что вы будете делать?

Задача 6

Трое друзей выехали на рыбалку. Взяли удочки, надувную лодку, запас продуктов. Река находится в 15 км от города. На берегу реки они расположились на ночлег. Под утро их разбудил тревожный голос товарища: “Подъем, вода прибывает!” Каковы ваши дальнейшие действия?

Задача 7

Представьте себе, что во время прогулки по лесу вы увидели впереди себя на расстоянии 100-150 м огонь, который распространяется по кустарнику и деревьям. Каковы ваши дальнейшие действия?

Задача 8

Вы решили отдохнуть с друзьями на природе. Разбили палатки, разожгли костер, а сами пошли купаться в реке. Неожиданно подул сильный ветер.

4. Этап «Найди ошибку»

Все группы получают текст, в котором нужно найти неправильные слова и заменить их правильным вариантом, выписать их на лист, который сдают на проверку. Оценивается по количеству правильно выписанных слов.

От лавин можно защищаться при помощи различных инженерных сооружений. Знаменитый высокогорный каток Медео под Алма-Атой в России от лавин охраняют забетонированные на склоне многорядные деревянные щиты. Для защиты горных дорог над ними сооружают специальные козырьки, собирающие лавинный снег. Иногда прячут дороги внутрь прочной противолавинной галереи. Так укрыты наиболее опасные участки Военно-Грузинской дороги. Можно ослабить силу лавины при помощи пластиковых лавинорезов или лавиногасителей. Они ускоряют снежный поток.

(Россия – Казахстан; деревянные – металлические; собирающие – перебрасывающие; пластиковых – железобетонных; ускоряют – тормозят)

5. Этап «Найди причину»

На этом этапе участники получают фотографии с изображением опасных природных явлений. Необходимо правильно определить явление и объяснить причину его возникновения.

Команда 1

Команда 2

Команда 3

Команда 4

Таблица 1. Подсчет баллов

Название этапа 1 команда 2 команда 3 команда 4 команда Набранные баллы
1 Найди пару          
2 Найди объект          
3 Найди решение          
4 Найди ошибку          
5 Найди причину          

После прохождения командами этапов, подводятся итоги «Экстремального путешествия». Победителем оказывается та команда, которая преодолела все этапы с наименьшими потерями и наилучшим результатом.