Преподавание русского языка и литературы с использованием ИКТ

Разделы: Русский язык, Литература, Общепедагогические технологии


Приложение

Слайд 1.

Мы живем в мире медиа – расширяющейся системы массовых коммуникаций, «информационного» взрыва. Соответственно, цель образования - формирование «личности, способной читать, анализировать, оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа». Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования.

Слайд 2.

Цели моей работы:

  1. Обобщить и систематизировать накопленный материал по использованию информационно-коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы.
  2. Предложить вариант методики использования информационно-коммуникационных технологий.

Использование мною в учебном процессе информационных технологий на уроках русского языка и литературы – это попытка предложить один из путей, способствующих повышению результативности в обучении и развитию учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.

Естественно, все это возможно при наличии соответствующей техники в классе.

Слайды 3-9.

Я работаю в специально оборудованном кабинете русского языка и литературы. Он полностью соответствует специфике деятельности учителя русского языка и литературы, в нём созданы оптимальные условия для применения современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, и использования технических средств обучения. Кабинет имеет достаточное учебно-методическое обеспечение, полученное в 2006 и 2008 году нашей школой, ставшей победителем в конкурсном отборе школ Краснодарского края, внедряющих инновационные образовательные программы.

Слайд 10

Мудрые китайцы говорят: «Расскажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне попробовать, и я научусь». Жить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе можно и с помощью информационных технологий. Причем учиться не только ученику, но и учителю.

В 1820 году, когда была напечатана поэма «Руслан и Людмила», Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя».

Согласитесь, уважаемые коллеги, что и сегодня мы можем сказать так своим ученикам, потому что они лучше нас ориентируются в современных информационных технологиях.

Слайд 11.

Сегодня просто необходимо, чтобы учитель – предметник умел

  • обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки), чтобы работать с ними на уроке;
  • создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и демонстрировать презентацию на уроке;
  • использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
  • применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
  • осуществлять поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
  • организовывать работу с учащимися по поиску необходимой информации в Интернете;
  • самостоятельно разрабатывать тесты или использовать готовые программы-оболочки, проводить компьютерное тестирование. В ходе освоения информационно-коммуникационных технологий я старалась повышать свой профессиональный уровень и овладевать (иногда одновременно с учениками) новым инструментарием получения знаний. 

Слайды 12-13.

Владея информационно-коммуникационными технологиями, я имею возможность создавать, тиражировать и хранить дидактические материалы к уроку (проверочные работы, раздаточный и иллюстративный материал). В зависимости от уровня класса, поставленных перед уроком задач единожды набранный вариант заданий может быстро модифицироваться (дополняться, сжиматься). Кроме того, распечатанные дидактические материалы выглядят более эстетично. Информационно-коммуникационные технологии значительно расширяют круг поиска дополнительной информации при подготовке к уроку. Через поисковые системы Интернета находятся и художественные, и литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации. Безусловно, многие работы требуют проверки, редакторской правки. Конечно, никто не призывает их использовать полностью, но какие-то фрагменты статей могут пригодиться при разработке дидактических материалов к уроку, подсказать и форму урока.

Слайд 14.

Раньше я использовала информационные технологии в своей педагогической деятельности для:

  • планирования учебного материала и учебных занятий, подготовки печатных материалов к урокам (использовалось приложение Microsoft Word);
  • обработки результатов проверочных и контрольных работ (использовалось приложение Microsoft Word, в частности диаграмма Microsoft Graph 97, а также электронные таблицы Microsoft Excel).

В последнее время использование мною информационных технологий при обучении русскому языку и литературе значительно расширилось.

Слайд 15.

Кроме перечисленных выше вариантов использования информационных технологий, я в своей работе использую: 

  • стандартные программные модули, входящие в состав программно-методического комплекса серии «Школьный наставник. Русский язык. Средняя школа. Часть1, 2», при проведении компьютерных уроков (5-11 класс);
  • программно-методический комплекс «Учебный тренажёр. Централизованное тестирование» (11 класс);
  • компьютер, мультимедийный проектор для подготовки фрагментов уроков и учебных презентаций по русскому языку и литературе (5 – 11 класс);
  • электронные учебники по русскому языку, компьютерные программы-репетиторы на CD-дисках, например, «Русский язык. Программа-тренажёр» из серии «Репетитор» (РФ) (9-11 класс);
  • справочные ресурсы Интернета: сайты российских библиотек, сайты энциклопедических изданий по русскому языку, литературе, культуре, сайты филологических факультетов высших учебных заведений России, различные информационные сайты, посвящённые персоналиям (9-11 класс);
  • проектную деятельность учащихся, создание ими компьютерных презентаций, электронных докладов (11 класс).

Используя информационные технологий на своих уроках, я осознала, что таким образом решаю не только задачу подготовки учащегося, умеющего применять информационные технологии в своей деятельности, задачи развивающего обучения, но и специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе.

Опираясь на имеющиеся у ребят навыки, я стала постепенно вводить в свои уроки следующие формы использования ИКТ:

Слайды 16-17.

1) Интерактивные проверочные работы.

Портал http://gramota.ru.слайд

Здесь предлагаются интересные задачи, конкурсы олимпиады, которые можно использовать во внеурочной деятельности. Предлагаются диктанты на различные темы.

Главное преимущество Интернет-ресурсов заключается в том, что ученик работает в интерактивном режиме, то есть ученик получает оперативную информацию о качестве усвоения материала (неправильные действия тут же комментируются, в помощь ученику предлагаются различного рода поясняющие материалы).

Слайды 18-20.

2) Источник информации.

Ученики рисовали фразеологизмы. Мы их отсканировали, а ученики восьмого класса приготовили конкурс-презентацию по данной теме, используя рисунки пятиклассников и рисунки, найденные в сети. Этот конкурс назывался «Угадай, что означает данный фразеологизм?».

3) Создание презентаций.

В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему помогают решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. Наличие такого материала позволяет организовать на уроках литературы сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.

Слайд 21.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи:

  • усвоить базовые знания по предмету;
  • систематизировать усвоенные знания;
  • сформировать навыки самоконтроля;
  • сформировать мотивацию к учению;
  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Мультимедийные технологии можно использовать на различных этапах урока.

В моей методической копилке имеются презентации по литературе:

«Адресаты любовной лирики Лермонтова», «Жизнь и творчество А.П.Чехова», «Основные мотивы лирики Лермонтова», «Футуризм», «М.А.Булгаков», «Бородино», «Капитанская дочка» и другие.

Подготовлены презентации по русскому языку: «Обобщающие слова при однородных членах», «Односоставные предложения», «Вводные слова», «Фразеологизмы», «Синтаксис и пунктуация» и другие.

4. Применение технологии «Распределённый учебный процесс».

Данная технология позволяет включать в учебный процесс домашние компьютеры учеников. Учебные и дидактические материалы к урокам, электронные учебники передаются ученикам для работы дома. В качестве учебных и дидактических материалов выступают: электронные учебники; инструментарий по разделу (тема); банк данных интернет-ресурсов; дополнительная информация к разделу в учебнике; опережающие задания для изучения раздела (темы).

Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить уровень знаний обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации.

Готовые электронные обучающие программы, Интернет-ресурсы, используемые на уроках русского языка, представляют собой альтернативу традиционным учебным пособиям. Такие программы состоят из теоретических и практических частей и системы контроля. Появляется возможность самообразования и самоконтроля в интерактивном режиме.

Слайд 22.

Учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе помогают решить ряд проблем:

  • повысить интерес учащихся к предмету;
  • повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
  • сэкономить время на опрос учащихся;
  • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.

5. Метод проектов.

Важнейшим направлением использования информационных технологий в учебном процессе является проектная деятельность учащихся. Выполнение детских работ в виде презентации, докладов с помощью компьютерных программ - новая форма заданий, которая позволяет формировать и развивать навыки самообразования школьников, соответствует методике научного познания, обеспечивает усвоение знания не на репродуктивном, а на творческом уровне. Для демонстрации применяется мультимедийный проектор.

Главная цель проектной деятельности – разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, школьники имеют максимальную возможность для самореализации. Обязательная задача педагога – дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.

Слайд 23.

Работа над мультимедийным проектом состоит из четырех этапов:

  1. Постановка проблемной ситуации и формирование группы.
  2. Сбор и обработка материала.
  3. Презентация проекта.
  4. Обсуждение результатов.

Так, в 11 классе группа учащихся работала над проектом «М.А.Булгаков. Жизнь и творчество». Результаты работы были представлены в виде презентации «М.А.Булгаков». Результатами проектной деятельности по орфографии стали презентации «Орфография», «Односоставные предложения». Показать

Методы и приёмы использования информационных технологий на уроке разные, но при их внедрении решается важная задача: сделать урок интересным.

6. Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. В последние годы на нашем рынке и в школах появилось множество программных продуктов на лазерных дисках по многим школьным дисциплинам. Несмотря на это дисков по русскому языку и литературе мало. Они больше подходят для индивидуального применения дома учениками старших классов. В классе на уроке их применить очень сложно.

Одним из наиболее удачных и применимых на уроках продуктов является CD «1С: Репетитор. Русский язык», «1С: Репетитор. Тесты по орфографии», «1С: Репетитор. Тесты по пунктуации», обучающая программа –тренажёр «Фраза», «Семейный наставник» и другие. На уроке их можно использовать в качестве дополнительного демонстрационного материала к объяснению учителя, урок проходит интереснее и разнообразнее, повышается качество усвоения нового материала. Мини-тесты позволяют лучше усвоить материал и проверить на уроке восприятие нового материала.Я в своей работе успешно использую мультимедийное приложение к учебнику М.М.Разумовской

Слайды 24-26.

Подведем итог.

Что дает мне использование информационно-коммуникационных технологий?

  • экономию времени на уроке;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • интегративный подход в обучении;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов.

Таким образом, использование информационных технологий способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, развивает познавательный интерес, творческие способности учащихся, позволяет использовать на уроках различные виды контроля, способствует повышению учебной мотивации и повышению качества знаний.