Дистанционное обучение в средней школе как личностно-ориентированная форма лицейского образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Содержание

  1. Введение.
  2. Опора на средства новых технологий.
  3. Наличие развитой среды обучения.
  4. Образовательное Интернет – пространство.
  5. Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями.
  6. Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения.
  7. Опыт моей работы.
  8. Заключение.

Введение

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся. В некоторых случаях необходим приезд обучающегося для сдачи экзамена или защиты выпускной работы.

Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line.

Интерес к дистанционному обучению в последнее время постоянен. В школах, также как в вузах, оно уверенно начинает завоевывать свое место в образовательном процессе вместе с традиционными формами обучения. Для специалистов в области информатизации образования это явление, несомненно, положительное: по своей сути программированное, дистанционное обучение требует использование компьютера, а следовательно, органически включает его в учебный процесс и естественным путем, в силу необходимости, привлекает к его освоению все больший круг учителей школ.

Опора на средства новых информационных технологий

Дистанционное обучение базируется на использовании компьютеров и телекоммуникационной сети. Компьютерные средства связи снимают проблемы расстояний и делают более оперативной связь между преподавателем и обучаемым. Современные средства информационных технологий позволяют использовать при обучении разнообразные формы представления материала: вербальные и образные (графика, звук, анимация, видео). Компьютерные обучающие и контролирующие программы помогают учащимся быстрее и глубже освоить учебный материал, дают возможность учителю осуществлять оперативный контроль уровня усвоения учебного материала.

В процессе проведения обучения в дистанционном режиме используются все основные типы информационных услуг:

  • электронная почта;
  • телеконференции;
  • пересылка данных (FTR- серверы);
  • гипертекстовые среды (WWW – серверы);
  • ресурсы мировой сети Интернет (страницы World Wide Web, базы данных, информационно-поисковые системы);
  • видеоконференции.

С помощью каждого из этих типов взаимодействия ученика и учителя решаются специфические и дидактические задачи.

С помощью электронной почты может быть налажено общение между преподавателем и учащимся: рассылка учебных заданий, вопросы преподавателя и к преподавателю. Электронная почта намного облегчает учителю массовую рассылку материала. Позволяет отслеживать историю переписки с учащимся.

Телеконференции позволяют организовать общую дискуссию среди обучаемых на учебные темы. Телеконференции проходят под управлением преподавателя. Преподаватель формирует тему дискуссии, следит за содержанием приходящих в конференцию сообщений. Участники конференций могут просматривать поступившие сообщения. Присылать свои собственные письма (сообщения) в конференцию, принимая, таким образом, участие в дискуссии.

Услуги FTR-серверов могут потребоваться при пересылки данных (файлов), в том числе больших размеров. FTR-серверы располагают удобными функциям для организации и контроля таких пересылок.

На WWW-серверах преподаватель может разместить учебные материалы. Эти материалы будут организованы в виде гипертекста. Гипертекст позволяет структурировать материал, связать ссылки (гиперсвязями) разделы учебного материала, которые уточняют и дополняют друг друга. В WWW-документах можно размещать не только текстовую, но и графическую, а также звуковую и видео информацию.

Ресурсы мировой WWW-сети, организованной в виде гипертекста, можно использовать в процессе обучения как богатый иллюстративный и справочный материал. Преподаватель с помощью поисковых систем, справочников по ресурсам Интернет может готовить набор ссылок на WWW-страницах, содержащие интересный с его точки зрения материал по изучаемым темам, и сообщать эти ссылки обучаемым. Если они имеют выход в Интернет, то смогут воспользоваться этим материалом.

Видеоконференции в настоящее время не столь распространены в школах из-за высокой стоимости оборудования для проведения конференций. Однако перспективность такого вида обучения очевидна: преподаватель может читать лекции или проводить занятия со слушателями в «в живом эфире», имея при этом возможность общения со слушателями. Такие лекции высококвалифицированных специалистов весьма популярны в Европе и США, где решены технические проблемы проведения видеоконференций по телекоммуникационным каналам связи.

Наличие развитой среды обучения

Средства новых информационных технологий обеспечивают учащихся разнообразными современными средствами обучения. Помимо традиционных учебных пособий и конспектов ученикам могут предлагаться:

  • компьютерные обучающие программы;
  • электронные учебные пособия;
  • компьютерные системы тестирования и контроля знаний;
  • электронные справочники;
  • учебные аудио и видеоматериалы;
  • информационные материалы.

Перечисленные средства безусловно способны повысить качество обучения, ускорить изучение, усвоение учебного материала, контроля знаний.

Образовательное Интернет-пространство

«Образовательное Интернет - пространство» - термин часто используется как интуитивно понятный, не требующий четкого определения. Образовательное Интернет пространство не только совокупность образовательных ресурсов Интернета. Оно имеет сложную инфраструктуру, которая включает в себя:

  • технические и технологические средства Интернета;
  • человеческие ресурсы, вовлеченные в образование и процессы информатизации образования;
  • систему отношений в сообществе специалистов, работающих в образовании с опорой на средства новых информационных технологий и Интернет.

Основные условия формирования образовательного Интернет-пространства – свободный доступ для всех вовлеченных в инфраструктуру специалистов к ресурсам и механизмам инфраструктуры, беспрепятственная коммуникация в Интернет – обществе. В нем должны действовать механизмы саморазвития, реализующие внутреннюю логику существования системы.

Таким образом, создаваемые средства информационной поддержки развития образовательного Интернет – пространства должны быть направлены на:

  • расширение Интернет – пространства, в том числе создание мотивационных механизмов;
  • изучение информационных и коммуникативных потребностей системы образования и создание ресурсов, сервисов служб Интернета, направленных на удовлетворение этих потребностей;
  • создание условий для реализации творческого потенциала школьной общественности;
  • повышение квалификации учителей школ в области новых информационных и педагогических технологий;
  • поддержку обращенных во вне мероприятий, укрепляющих взаимосвязи образовательного Интернета с многочисленными контекстами общества, общественными структурами.

Взаимосвязь с современными педагогическими технологиями

Одним из перспективных направлений развития дистанционного образования является взаимопроникновение идей информационных технологий и передовых педагогических технологий. В современных педагогических концепциях обучение перестает рассматриваться только как процесс передачи знаний от учителя ученику, как процедура выработки необходимых знаний и умений, хотя разумеется, упомянутые элементы учебного процесса полностью не отрицаются.

Дистанционное образование легко встраивается в наиболее простые по уровню применяемых педагогических подходов образовательных курсов. В дистанционном режиме можно осуществлять пересылку учебных материалов. При этом можно передавать по телекоммуникационным каналам не только текстовую информацию, но и видеоматериалы. Так же не представляет особого труда контролировать уровень усвоения учебного материала через систему тестов и контрольных вопросов для учащихся. Для этих целей можно использовать системы компьютерного тестирования и обработки результатов. В то же время элементы дистанционного обучения с успехом можно применять и при инновационных формах обучения, ориентированного на развитие творческих способностей учащихся.

Индивидуализация, гибкость и адаптивность обучения

Современные средства телекоммуникаций в дистанционном образовании обеспечивают интерактивный способ обучения. Учащемуся представляется возможность оперативной связи, а преподавателю – возможность оперативно реагировать на запросы ученика, контролировать и корректировать его работу.

В силу интерактивного стиля общения и оперативной связи в дистанционном обучении открывается возможность индивидуализировать процесс обучения. Преподаватель в зависимости от успехов ученика может применять гибкую, индивидуальную методику обучения, предлагать ему дополнительные , ориентированные на ученика блоки учебных материалов, ссылки на информационные ресурсы. Поскольку фактор времени (45 мин. урока) становится не критичным, ученик может также выбрать свой темп изучения материала, т.е. может работать по индивидуальной программе , согласованной с общей программой курса, что очень важно, на мой взгляд, в средних образовательных учреждениях с повышенным уровнем обучения (лицеи, гимназии и др.)

Опыт моей работы с учащимися лицея № 1575 показал, что этот способ обучения достаточно эффективен в следующих случаях:

  • выполнение проектов и исследовательских работ;
  • работа с детьми – инвалидами или часто болеющими;
  • при заочной (экстернатной) форме обучения;
  • работа с одаренными детьми ( индивидуальные дополнительные задания повышенного уровня);
  • увлекательные задания с целью повторения (кроссворды, ребусы и др.).

Конечно, интерактивный способ обучения стал возможен в силу того, что произошла информатизация общества: компьютер и Интернет ”пришли” почти в каждый дом.

В нашем лицее № 1575 каждый учащийся занимается исследовательской работой, выбрав интересующую его область знаний. Время, отводимое на консультации с учителем, порой бывает недостаточно, поэтому очень удобно ученику и учителю общаться и решать возникающие вопросы по Интернету. Ученик и учитель в этом случае обмениваются адресами электронной почты.

У нашего лицея есть сайт www.liceum1575.ru , на котором можно получить полную информацию о лицее. Этот сайт используется так же для дистанционного обучения.

Заключение

Дистанционное образование, несомненно, имеет свои преимущества перед традиционными формами обучения. Оно решает психологические проблемы учащегося, снимает временные и пространственные ограничения, проблемы удалённости от квалифицированных учебных заведений, помогает учиться людям с физическими недостатками, имеющими индивидуальные черты и неординарные особенности, расширяет коммуникативную сферу учеников и педагогов. 

Преимущества дистанционного образования:

  • Более высокая адаптивность к уровню базовой подготовки и способностям обучаемых, здоровью, месту жительства и т.д., и соответственно, лучшие возможности для ускорения процесса получения образования и повышения качества обучения;
  • Повышение качества образовательного процесса за счет ориентации на использование автоматизированных обучающих и тестирующих систем, заданиями для самоконтроля и т.д.;
  • Оперативное обновление методического обеспечения учебного процесса, т.к. содержание методических материалов на машинных носителях легче поддерживать в актуальном состоянии;
  • Доступность для обучающихся "перекрестной" информации, поскольку у них появляется возможность, используя компьютерные сети, обращаться к альтернативным ее источникам;
  • Возможность пройти обучение и аттестацию быстро, в сжатые сроки, или наоборот, отсрочить аттестацию, то есть лучше, разумнее планировать свое время;
  • Возможность одновременно заниматься по нескольким специальностям в разных учебных заведениях;
  • Повышение творческого и интеллектуального потенциала обучающихся за счет самоорганизации, стремления к знаниям, умения взаимодействовать с компьютерной техникой и самостоятельно принимать ответственные решения;
  • Ярко выраженная практичность обучения (обучающиеся могут напрямую общаться с конкретным преподавателем и задавать вопросы о том, что интересует больше всего их самих). 

Библиография

  1. http://dlearning.narod.ru/
  2. http://www.koipkro.kostroma.ru/
  3. http://www.eidos.ru/
  4. http://fio.ifmo.ru/
  5. http://www.it-n.ru/