Познавательное занятие с элементами ТРИЗ. Тема: "Предметы, облегчающие труд человека в быту"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

Образовательная:

  • учить детей системному рассмотрению бытовых приборов в квартире и в детском саду;
  • показать и зафиксировать с детьми технологию бинома фантазии;
  • учить придумывать совершенно новые приборы, нагрузив их другими функциями;
  • формировать ретроспективный взгляд на предметы, формировать навыки запоминания, используя символику.

Развивающая:

  • развивать память, мышление, творческое воображение, интерес к разным видам бытовых приборов;
  • развивать навыки творческой, исследование работы.

Воспитывающая:

  • воспитывать чувство осторожности, взаимопомощи;
  • умение работать в парах;
  • гордость за людей труда.

Методы и приемы:

  • словесные (беседа, описательный рассказ);
  • наглядные (рассматривание иллюстраций, целевая прогулка, наблюдение, экскурсия);
  • практические (игры-экспериментирования, система обследовательских действий (погладить, надавить);
  • игровые (Бином фантазии).

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций о бытовых приборах, отгадывание загадок и придумывание детьми, экскурсия по детскому саду (кухня, прачечная), экскурсия в магазин “Бытовые приборы”, беседа с детьми на тему “Электричество все может, в каждом деле поможет”. Посещение музея “Предметы прошлых лет”.

Оборудование:

  • картинки и карточки с изображением бытовых приборов;
  • бытовые приборы в оригинале: утюг, лампа, пылесос, мясорубка, видеомагнитофон, нож, фен, радио, иглы (в игольнице), сантиметр, телефон, магнитофон, электробритва, швейная машинка, ножницы, пила, весы;
  • бумага, фломастеры.

Содержание занятия

1. Организационный момент.

Воспитатель. Здравствуйте. Я очень рада вас видеть! Давайте все вместе возьмемся за руки и громко скажем друг другу: “Доброе утро!”

Цель: создание чувство единства детей и взрослого.

2. Основная часть.

  • Системное рассмотрение бытовых приборов в квартире и в детском саду.

Беседа (фронтальная форма).

Воспитатель. Сегодня мы рассмотрим и вспомним удивительные предметы, которые помогают нам в быту.

(дети подходят к столу, где находятся бытовые приборы, смотри приложение №1)

Давайте рассмотрим эти предметы. Как они называются? Для чего необходимы нам?

Дети.

Это – утюг. Он гладит мятое белье.
Это – телефон. Можно позвонить бабушке.
Это – ножницы. Они необходимы для разрезания бумаги, ткани.

Воспитатель. А как одним предложением можно сказать, это предметы, которые…….(облегчают труд человека в быту)

Морфологическая таблица (групповая форма).

Воспитатель. Все эти предметы можно разделить на несколько групп.

(вывешивается плакат, дети читают группы: радиоприборы, электроприборы, швейные, режущие, прочие.)

Воспитатель. На столе лежат карточки с изображением бытовых приборов, их нужно расставить по рядам, называя функции. Давайте разделимся на 5 групп, каждая группа выполнит задание. Затем проверим правильность.

(смотри приложение № 2)

Что удобно в этих предметах?

Дети. Можно быстро погладить белье, зашить дырочку, ровно разрезать ткань, измельчить мясо, позвонить маме.
Воспитатель. Что неудобно?
Дети. Бытовые приборы часто ломаются, если нет электричества - не будут работать приборы, можно поранить себя, если не быть осторожными и Т. Д.

  • Сравнение приборов дома и в детском саду (групповая форма).

Воспитатель. Дети, давайте посмотрим еще раз на таблицу и скажем, все ли эти предметы находятся в детском саду?
Дети. Нет не все. Нет газовой плиты, фена, электробритвы.
Воспитатель. Почему их нет в детском саду?

(ответы детей)

  • Прием “ бином фантазии” (индивидуальная форма).

Воспитатель. А давайте пофантазируем и соединим 2 предмета.
Дети. Соединим телевизор и газовую плиту.
Воспитатель. Для кого удобен?
Дети. Удобен для мамы. Вместо духовки – экран. Если показывают кино, обед варится медленно. Если играет быстрая музыка, обед варится быстро.
Воспитатель. А кому не удобен?

(ответы детей.)

  • Физкультминутка “ Как живешь?”

Воспитатель. Как живешь?
Дети. Вот так! (показать большой палец)
Воспитатель. А плывешь?
Дети. Вот так! (плывут любым стилем)
Воспитатель. Как бежишь?
Дети. Вот так! (согнув руки в локтях, притопнуть поочередно ногами)
Воспитатель. Вдаль глядишь?
Дети. Вот так! (руки “козырьком”)
Воспитатель. Ждешь обед?
Дети. Вот так! (поза ожидания, подпереть щеки рукой)
Воспитатель. Машешь в след?
Дети. Вот так!
Воспитатель. Утром спишь?
Дети. Вот так! (руки под щеку)
Воспитатель. А шалишь?
Дети. Вот так! (надуть щеки и хлопнуть по ним кулачком)

  • Системный оператор (было – есть)

А) Исследовательская работа (групповая форма).

Воспитатель. Итак, мы знаем, что человека окружает очень много бытовых приборов: одни предметы он придумал сам, а другие увидел в природе.

(воспитатель предлагает среди других предметов найти утюги.)

Смотри приложение №3

Воспитатель. Чем они одинаковы? А чем разные? (ответы детей)
Воспитатель. А как пользовались этим утюгом? (утюг на углях). Удобен?
Дети. Он тяжелый, неудобен.
Воспитатель. Каким пользоваться удобнее?
Дети. Современным утюгом.

Б) Цепочки предметов.

(дети составляют цепочки предметов, изображенных на предметных картинках)

Смотри приложение №4 А; №4 Б; №4 В; №4 Г

Воспитатель. Чем удобнее современные приборы?
Дети. Можно быстро убрать квартиру, сварить вкусный суп, включить лампу, играть на компьютере и Т.Д.

  • Практическая работа (индивидуальная форма).

А) Полезные советы.

Воспитатель. Ребята, а какие советы вы бы дали малышам, чтобы не случилось беды?

Дети.

Не подходить близко к работающей газовой плите.
Быть осторожным с электроприборами и электропроводами.
Не трогать руками светящую лампочку.
Перед уходом выключить свет и все бытовые приборы.

Б) Знаки-символы.

Воспитатель. Но малыши не умеют читать. Как быть?
Дети. Можно нарисовать.

Смотри приложение №5

3. Заключительная часть.

Зажечь свечу, сесть вокруг нее, посмотреть на огонек. Попытаться описать, что понравилось на занятии? Чему научились?

Литература:

  1. Дыбина О.В. ИЗ истории пылесоса. Журнал “Обруч”, №3, 2000г., стр.20-22.
  2. Дыбина О.Б. Рукотворный мир. Москва, 2000г.
  3. Ульянова В., Голосова Е. Символы, спасающие жизнь. Журнал “ Обруч” №1, 2002г., стр. 40-41.
  4. Самойлова О.Н. Технологические цепочки по использованию элементов ТРИЗ и методов РТВ в работе с дошкольниками. Ульяновск, 1996г.
  5. Страунинг А.М. Росток, Программа по ТРИЗ – РТВ для дошкольного возраста, Обнинск, 1996г.