Проект "Книга - лучший друг" (для детей старшего дошкольного возраста)

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: комплексный, творческий.

Форма: поисково-познавательная деятельность.

Участники: дети старших групп №11, №12.

Возраст: 5 – 6 лет.

Взаимодействие педагогов: воспитатели групп, руководитель кружка, педагог по ИЗО, музыкальный руководитель, библиотекарь, эколог

Продукт детской деятельности:

  1. Альбом “Книга – лучший друг” (пословицы, поговорки, загадки о книге);
  2. Альбом “Берегите книги!” (правила пользования книгой, изготовление закладок);
  3. Альбом “Сладкая сказка” (сбор фантиков, на которых изображены сказочные герои, сюжеты из сказок);
  4. Альбом “Книгопечатание” (экскурсия в типографию);
  5. Альбом “Что я хочу рассказать о книге”, “Если бы я была книгой” (сочинения детей о книге);
  6. Библиотечка для детского сада;
  7. “Книга о книге”.

Проблема: “Хочу все знать о книге”.

Игровая мотивация: восстановить древнюю книгу Старика-Хоттабыча, страницы которой были утрачены.

Цель: развитие познавательных, творческих способностей детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации.

Задачи:

1. Развивать поисково-познавательную деятельность детей:

- способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
- умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
- находить разные способы решения проблемных ситуаций.

2. Развивать способности к созданию задуманного продукта.
3. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков:

- находить нужный материал (в библиотеке, дома и т.д.);
- побуждать детей к сочинительству (сочинения, рассказы, стихи о книге);
- развивать художественный вкус, навыки дизайна (опорные карточки, закладки).

4. Активизировать речь.
5. Поддерживать интерес детей к деятельности сверстников, вызвать дух соревнования.
6. Воспитывать бережное отношение к книгам, природе.

План работы над проектом

Подготовительная работа.

1. Занятия кружка (руководитель кружка)

Темы:

“Откуда пришла современная книга”;
“Книгопечатание”;
“Берегите книги!”;
“Как люди обходились без письма!”;
“Пиктограммы”;
“Из чего состоит книга”.

2. Беседа “Берегите лес!” (эколог).
3. Экскурсии в библиотеку, типографию.
4. Игры “Библиотечка”, “Книжный магазин”, “Книжкина больница”.
5. Практические занятия: “Полечим книгу”, “Изготовление книги”, составление пиктограмм.
6. Сочинение стихов, рассказов о книге “Что я хочу рассказать о книге”, “Если бы я была книгой”.
7. Создание в группах уголков для книг.

Этапы работы над проектом

1. Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему, подвести детей к самостоятельному выводу: надо помочь Старику-Хоттабычу восстановить утраченные страницы Древней книги.

2. Поэтапное решение проблемной ситуации: объединение детей по проблемам

Группа № 12 – выяснить, откуда пришла современная книга;
Группа № 11 – как возникло книгопечатание, найти информацию о современных типографиях

3. Обсуждение результатов деятельности, поиска.
4. Систематизация информации о выявленном пути решения проблемы.
5. Практическая деятельность, направленная на получение результатов: изготовление опорных карточек, закладок, составление пиктограмм.
6. Творческая деятельность – сочинение стихов, рассказов.
7. Итоги работы. Разрешение проблемы.
8. Презентация проекта “Книжкина история” (см. Приложение №1)
9. Определение новых проблем:

- сбор книг для библиотеки;
- систематизация книг, создание каталога книг, карточек;
- подготовка места для библиотеки;
- оформление библиотеки;
- презентация проекта “Открытие библиотеки для детского сада”.

Взаимодействие с сотрудниками детского сада.

  1. Помощь воспитателей группы №11, №12, направленная на поиск решения проблемы детей.
  2. Педагог по ИЗО. Занятия по дизайну: изготовление и оформление закладок.
  3. Эколог. Беседа “Берегите лес!”.
  4. Психолог. Беседы, направленные на установление партнерских отношений в группах, взаимоотношений детей при решении выявленных проблемных ситуаций.
  5. Руководитель кружка.
  6. Музыкальный руководитель.

Взаимодействие с семьей.

  1. Помощь родителей в поисках нужной информации.
  2. Совместное сочинение стихов, рассказов о книге.
  3. Подготовка и помощь в проведении экскурсий.
  4. Оформление альбомов – продукта деятельности детей.

Взаимодействие с социумом.

1. Школьная библиотека:

- Экскурсия в библиотеку.
- Помощь библиотекаря руководителю кружка в подготовке презентации проекта.
- Помощь детям в сборе необходимой информации.
- Беседы.
- Непосредственное участие в презентации проекта.

2. Типография.

- Экскурсия в типографию.
- Видеописьмо от директора типографии.