Современные аспекты духовно-нравственного воспитания детей в школе

Разделы: Внеклассная работа


Воспитательная работа в нашей школе осуществляется в рамках реализации Комплексной программы развития школы, направленной на создание единого образовательного и социально – культурного пространства в условиях закрытого военного городка. В числе приоритетных направлений – работа  по созданию условий для гражданского и духовно - нравственного становления ребят. Отрадно заметить, что данное направление определено как целевое  в планах воспитательной работы многих наших классных руководителей и воспитателей.

Нам близки и очень понятны актуальнейшие  слова недавно почившего Святейшего   Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго: «И пастырь, и учитель призваны к насаждению истинных понятий и истинных путей человеческой деятельности.  Задачи просвещения, воспитания должны пронизывать собою всю нашу образовательную систему. В основе последней необходимо видеть не механическое усвоение наук, не стремление к учености, к образованию только ума наших учащихся, а развитие их внутренних сил в духе благочестия, формирование цельной и целомудренной, нравственной личности, сознающей свой долг перед ближними и Отечеством.  В этом главнейшая задача образования».

Что может способствовать выполнению этой задачи в нашей школе? Думаем, что духовно - нравственному и гражданскому становлению и развитию школьников помогают « Уроки добра» на основе книг В. Осеевой и Б. Ганаго и занятия кружка «Основы православной культуры» в начальной школе; классные часы в 5-11 классах с использованием фильмов «Уроки нравственности», «Герои нашего времени», «Святые заступники Руси»; участие детей и педагогов  в Кирилло-Мефодиевских и Рождественских чтениях, в конкурсе «Святые заступники Руси».

Хорошей традицией в нашей школе стало  ежегодное проведение коллективных творческих дел: игры – путешествия «Русский дом», «Рождественского вечера», Вечера памяти «Поклонимся великим тем годам», которые формируют общее представление ребят о культуре и традициях русского народа, его героях,  воспитывают интерес и любовь к своему Отечеству.

Формированию подлинных нравственных качеств наших подростков, в том числе любви к дому, семье, доброжелательности в отношениях способствует, на наш взгляд, поисковая работа «История моей семьи – в истории моей страны»  и написание творческих работ «Слово о маме».

Важную воспитательную и образовательную роль мы отводим экскурсиям по Подмосковью: за три последние года учащиеся вместе с педагогами и родителями побывали в Коломенском Кремле, Успенском кафедральном соборе, Ново - Голутвине женском монастыре,  Бобреневом Богородице-Рождественском мужском монастыре, храме Пресвятой Троицы (Щурово), Звенигородском  Саввино – Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре, музее Боевой Славы в Коломне,  в Музее на Поклонной горе, в  Краеведческом музее г. Коломны и  других  исторических и культурных местах.  Посещение памятных мест родного края и различных музеев привели нас к решению создать в школе свой историко-этнографический музей. Пока это только уголок,  но уже сейчас в нем около 60 экспонатов из разных уголков нашей страны, мы надеемся, что данный вид воспитательной работы будет способствовать формированию бережного, уважительного отношения к культуре и традициям русского народа и других народов России.

Мы также надеемся, что наша разнообразная  работа является альтернативой

 ( пусть и не столь мощной, как хотелось бы)   пропаганде бездуховности, насилия, вседозволенности на экранах телевизоров и модных молодежных журналов.

О разных аспектах работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся   рассказывали педагоги, священники, творческие работники  в мае 2008 года      в   ходе      районной  научно-практической конференции   «Духовно-нравственное воспитание сельских школьников в современных условиях».  В своем выступлении протоиерей  Вадим Маркин, настоятель храма Пресвятой Троицы (Щурово) подчеркнул, (я могу ошибиться в точности воспроизведения цитаты), что «…без воцерковления самих учителей и   наших школ решить задачу духовно-нравственного воспитания невозможно… Пройдет 10-15 лет, и священник в школе станет обычным явлением».

 К счастью, нам не надо ждать…  В нашей школе священник – явление не редкое.

 Перед самым завершением учебы, в мае, выпускники -  2008 встретились с  координатором православного медико – просветительского центра охраны материнства и детства «Жизнь» священником, отцом Игорем Тарасовым. Он говорил выпускникам о том, о чем им почти не говорят родители, многие педагоги, о чем они не читают в книгах и в модных журналах и не смотрят на экранах телевизоров и на мониторах компьютеров. Темой его выступления были вопросы нравственных основ семьи и брака;  формирования ответственного отношения к семейной жизни, свободы и ответственности, профилактики  здорового образа жизни, рождения и воспитания будущих детей т.д. Отец Игорь выразил отношение церкви и свое собственное к  так называемому «гражданскому браку», современной моде, растлевающему влиянию на молодежь СМИ и компьютерных игр. И хотя ребята немного смущались, они задавали ему вопросы, как не ошибиться в выборе близкого человека, выборе профессии, жизненного пути. И отец Игорь говорил о необходимости веры в Бога и обращения к нему и к святым заступникам за помощью, о любви к ближним, о любви (не о влюбленности)  между супругами, о страстях и грехах, о назначении мужчины и женщины.

А через неделю  отец Игорь снова приехал к нам в школу, но теперь уже его пригласили учителя и дети начальной школы. Они приготовили ему, как сами говорили, «кучу вопросов», самых разных, и просили, чтобы он ответил на них на все. Ребята просили сказать, « Почему, когда космонавты летают в космос, они не видят Бога; почему надо креститься, когда входишь в церковь; почему святые на иконах как будто смотрят на тебя; почему священники носят длинные и черные одежды; как Бог сотворил человека; правда ли, что душа умершего человека вселяется в другого человека; что надо делать, когда приходят какие-нибудь плохие мысли; трудно ли быть священником; можно ли детям поститься; правда, что у каждого человека есть свой ангел?». А один мальчик долго тянул руку, и когда очередь дошла до него, спросил: «Землю и человека сотворил Бог, а как и когда Он сам появился?». И отец Игорь с большим желанием и уважением к маленьким собеседникам неторопливо, подробно  разъяснял их вопросы и советовал ребятам читать Библию для детей, рассказы о святых и их чудесах. Вопросов было много, так что дети и взрослые, поблагодарив батюшку,  договорились встретиться с отцом Игорем уже в новом учебном году.  Мне думается, что о важности подобных встреч и бесед для духовного и нравственного становления ребенка  не следует много рассуждать.

Нужно сказать, что впервые встреча наших ребят с отцом Игорем состоялась в  2005 году, во время проведения единого дня профилактики здорового образа жизни и асоциальных явлений среди подростков.  Это вообще была первая встреча в нашей школе со священником.

Детям и присутствующим педагогам  беседа понравилась, и тогда мы решили, что одной беседой ограничиваться нельзя. К следующей встрече  ученики одиннадцатого класса приготовили почти тридцать вопросов, вот  некоторые из них: сколько раз можно выходить замуж и жениться; роль мужчины в жизни; служили ли Вы в армии и как Вы  к ней относитесь; какой Вы видите Россию через пять лет; верите ли Вы в конец света; как правильно выйти замуж и жениться; сколько надо иметь детей; почему девушки уходят в монахини; зачем надо венчаться и можно ли развенчаться и так далее. На основе этих  и других вопросов сложился цикл бесед отца Игоря со старшеклассниками: «Брак. Семья. Дети».  Выпускники по их желанию и с согласия их родителей прослушали лекции и участвовали в беседах с отцом Игорем по темам: «Возможен ли брак по любви?», «Как правильно вступать в брак?», «Дети, зачатие, вред аборта», «Апокалипсис, жизнь после смерти», «История и религия в двадцатом веке» и другие. Интерес старшеклассников обеспечивался еще и тем, что беседы и лекции сопровождались демонстрацией видеофильмов или их фрагментов. И ребята, вначале скованные, по мере узнавания нового и личности самого священника стали не только задавать вопросы, но и пытались   спорить с ним, высказывая свои мысли и сомнения.

В 2006-2007 учебном году с отцом Игорем встретились уже другие выпускники. Благодаря взаимодействию с ним в школе организована работа кинолектория. Для просмотра и обсуждения учащимся разного возраста по группам были предложены   фильмы: «Странствие за живой водой», «Начало», «Осенний снег», «Алкогольная и наркотическая агрессия против России», «Чудо жизни», «Безмолвный крик», «Остров», «Вода», «Благословение или проклятие» из сериала «Под солнцем», «Мультики. Растление»; видеофильмы кинофестиваля «Семья России», «Воины духа», цикл документальных фильмов «Герои нашего времени» и другие. Отрадно и то, что отдельные фильмы педагоги предлагают и родителям для просмотра на родительских собраниях или дома, используют на уроках биологии, химии, истории и обществознания.

Мы благодарны батюшке за то, что он находит время и возможность и для встречи с нашими родителями. Им были предложены лекции о влиянии на личность подростка СМИ  и мультагрессии;  роли семьи в духовно-нравственном становлении ребенка. Значение подобных встреч особенно велико, если учесть что из современной семьи функция воспитания детей в полном смысле этого слова уходит. К сожалению,  очень многие родители не считают, что задача духовного и нравственного воспитания – это важнейшая задача семьи. Мы же в своей работе убеждаем их в обратном.