Урок МХК "Реклама в культурной жизни современного общества" (9-й класс)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 9


Тип урока: урок - сообщение новых знаний

Форма урока: лекция с элементами групповой работы, постановкой и решением искусствоведческих проблем

Цель: формирование представления о рекламе как неотъемлемой части массовой культуры, синтезирующей различные виды искусства.

Задачи урока: определить место рекламы в культурной жизни общества, сформировать представление о проявлениях рекламы в различных видах искусства, развитие общекультурного уровня учащихся, продолжить формирование навыков работы в малых группах и аргументированного доказательства своей точки зрения.

Оборудование: раздаточный материал (листы приложения №1), презентация с примерами видов рекламы, видеоролики, рекламные плакаты из журналов.

Межпредметные связи: обществознание (тема "Формы культуры")

Домашнее задание: составить рекламный проект своей школы, класса или предмета (по выбору учащихся)

Эпиграф урока: Реклама - самая интересная и самая трудная форма современной литературы. (М.Твен)

План урока.

  1. Понятие "реклама"
  2. Реклама как часть маркетинга.
  3. Технология рекламы.
  4. Реклама и массовое искусство

Основные вопросы:

1. Что такое реклама? Какие функции выполняет реклама? Каковы черты рекламы как вида искусства? Как шло развитие рекламы как вида искусства? Кикие виды искусства объединяет реклама?

Этапы урока Формы и методы Ожидаемые результаты Формы контроля и оценивания
1.Актуализация темы

2 минуты

Индивидуальная работа "Без чего я не могу представить современный мир (телевидение)" Учащиеся определяют самые распространенные черты современного телевидения (реклама) Импровизированный социологический опрос.
2.Работа с понятиями

3-4 минуты

Работа в парах с текстами. На основе анализа цитат учащиеся выписывают характерные черты рекламы Учитель выводит слайд с правильными ответами. Самопроверка.
3.Реклама как часть маркетинга

4 минуты

Лекция учителя. Демонстрация конкретных примеров на слайдах Учащиеся конспектируют. Точность формулировок.
4.Анализ рекламы

7 минут

Работа в группах или

Беседа с классом

Учащиеся анализируют рекламу и выделяют явный план и скрытый подтекст. Активность участия в работе, точность формулировок.
5.Технология рекламы.

5 минуты

Лекция. Демонстрация примеров через презентацию Учащиеся конспектируют Точность формулировок
6. Реклама и массовое искусство

10 минут

Лекция. Работа в малых группах с художественными источниками. Заполнение таблицы Умение анализировать информацию, выделять главное
7. Решение проблемного задания

5 минут

Работа в парах с литературным источником. Решение проблемного задания Умение аргументировано доказывать свою точку зрения.
8. Вывод урока

3 минуты

Беседа Учащиеся делают вывод, что в рекламе наиболее ярко проявляется синтез искусств. Активность участия в работе

2. В качестве актуализации и одновременно мотивации предлагаем учащимся написать три вещи, без которых невозможно представить современное телевидение. В ходе импровизированного социологического опроса, проводимого учителем, выявляем характерные черты массовой культуры, в том числе и рекламу.

Работая над понятием "реклама", учащиеся в парах анализируют цитаты (см. приложение 1) и выписывают характерные черты рекламы.

Характерные черты рекламы:

  • неперсонифицирована;
  • имеет характер убеждения;
  • побуждает людей к определенному поведению;
  • осуществляется через средства связи;
  • целенаправленна;
  • носит развлекательный характер;
  • платная услуга.

В современном мире реклама является частью маркетинговой политики. Главный лозунг маркетинга: "Не продавай то, что производишь, а производи то, что продается". Существует четыре рычага, с помощью которых можно настроить потребителя купить именно данный товар (так называемые 4Р: Товар (Product) Цена (Price) Место (Place) Продвижение (Promotion). Нас с вами будет интересовать продвижение.

3. Существует множество технологий продвижения товара: традиционные рекламные объявления в СМИ и городском пространстве, реклама на местах продаж, спонсорская помощь, выставки, специально организованные рекламные акции, паблисити (создание позитивного представления о заказчике акции с помощью СМИ), использование рекламируемого продукта в контексте кинофильма, передачи.

В нашей стране запрещено рекламировать запрещенные медикаменты и препараты, не прошедшие сертификации, оружие, продукцию не зарегистрированных официально фирм, ограничена реклама табака, алкоголя, медикаментов, ценных бумаг.

Реклама формирует идеальную модель потребления. Формируемые идеалы недостижимы (скатерть не будет такой белой, кофе таким черным и т.д.) Это образцы, к достижению которых человек может стремиться.

В любой рекламе есть два аспекта: 1. информация собственно о товаре, 2. сведения об обществе, в котором функционирует данный товар.

4. Анализ источника. Возможны различные варианты:

  • работа в парах или малых группах с рекламой в журнале;
  • анализ рекламы, выведенной на слайд, в ходе беседы с классом.

Попытайтесь выделить и проанализировать: информацию о свойствах рекламируемого товара; внушаемые ею социальные ценности (скрытый подтекст).

5. Реклама - социальная иллюзия. Это информационная конструкция, вызывающая заранее прогнозирующую реакцию. Типичными мифологемами рекламы являются образ свободной, сильной, успешной личности. Золотой фонд рекламы - легендарные звезды.

Другим примером социальных мифов, порожденных рекламой, являются фирменные товары, точнее товарные марки (Кока-кола - коричневый напиток).

Процесс создания рекламы включает четыре основных этапа:

  1. Выделяется часть покупателей, на которую будет направлено данное рекламное объявление.
  2. Позиционирование товара (содержание рекламы)
  3. Имиджирование товара (придание исключительности типовому товару)
  4. Брэндинг - долгосрочное закрепление покупательского интереса к данной марке товара.

6. По ходу рассказа учителя учащиеся заполняют таблицу "Реклама как вид искусства". Каждый пример сопровождается демонстрацией через слайд.

Вид рекламы Характерные черты Пример
Рекламный плакат Крупноформатное, лаконичное графическое изображение, сопровождающееся текстом. Используются яркие цвета, обобщенные образы, простые композиции. Афиши кабаре А. Тулуз-Лотрека, афиши театральных спектаклей А. Мухи

Плакаты: В. В.Маяковского и А.М. Родченко

Малая рекламная графика Имиджевый подход к объекту рекламы. Меню, открытки, пригласительные билеты (А. Муха)
Рекламная фотография Формирует творческие взгляды, породила социокультурное явление - фотомодельный бизнес Любые журнальные рекламные фотографии (по усмотрению учителя)
Рекламный фильм Непродолжительный по времени, содержит информацию о товаре в зрительных и слуховых образах. Любые рекламные ролики (по усмотрению учителя и учащихся)

7. Учитель раздает листы с примерами рекламных стихов В.В. Маяковского (Приложение 2). Учащиеся, работая в парах, читают их и отвечают на вопрос проблемного задания:

Эти страницы творчества поэта вызывают множество споров. Некоторые считают, что великий поэт не должен был растрачиваться на подобную "халтуру". Есть и те, кто считает, что участие креативных личностей в создании рекламы - процесс позитивный, придающий рекламе черты произведения искусства. Как считаете вы? Свой ответ аргументируйте.

8. В ходе беседы учитель подводит учащихся к выводу, что реклама - неотъемлемая часть массовой культуры и является примером синтеза различных видов искусства.


Приложение 1

О рекламе всерьез и не очень.

Реклама - это неперсонифицированная передача информации, обычно оплачиваемая и имеющая характер убеждения, о продукции, услугах или идеях известными рекламодателями посредством различных носителей.

Энциклопедия "Современная реклама" (США)

Реклама понимается сегодня как специальная форма коммуникации, направленная на побуждение людей к определенному, служащему целям сбыта поведению.

Э.Дихтель и Х. Хершген

Реклама - это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы, дела, кандидата, правительства.

А.Дейян

Реклама - это целенаправленное воздействие, оказываемое с помощью ненасильственных средств.

Х. Швальбе

Реклама - это способ продать что угодно наиболее успешным образом. Это распространенная форма легкого развлечения.

Н. Фостер


Приложение 2

Рекламные тексты, сочиненные В.В. Маяковским.

Все, что требует
        желудок,
                тело
                        или ум, -
Все
        человеку
                предоставляет ГУМ.
Не место
        сомненью
                и думе -
все для женщин
        только
                в ГУМе.
Остановись,
        уличное течение!
Помните:
        в Моссельпроме
                лучшее печение.
Мы зовем
        пролетария
                и пролетарку:
запомни
        точно
                эту марку
Покупая,
        примечай:
                чей - чай?
Остерегайтесь
        подделок.
                Что за радость
если вам
        подсунут
                дешевую гадость.
От чая случайного
        откажемся начисто.
Лишь чай ЧАЕУПРАВЛЕНИЯ
        высшего качества.

Печенье не черствеет!
        Питательнее,
                выгоднее булки!
Продает Моссельпром.
        Отделения в любом переулке.

Эти страницы творчества поэта вызывают множество споров. Некоторые считают, что великий поэт не должен был растрачиваться на подобную "халтуру". Есть и те, кто считает, что участие креативных личностей в создании рекламы - процесс позитивный, придающий рекламе черты произведения искусства. Как считаете вы? Свой ответ аргументируйте.