Урок литературы в 7-м классе. Встреча с Антоном Павловичем Чеховым. Живая картина нравов в рассказе "Хамелеон"

Разделы: Литература


Цель урока: используя прием драматизации, прием эмпатии, знакомим учащихся с биографическими данными писателя, особенностями его творчества. Сюжетно-композиционные особенности рассказа «Хамелеон», углубить понятие о сатире. Способы создания комического. Роль художественной детали в раскрытии образов.

Ход урока:

- Добрый день, ребята! Любите ли вы сюрпризы? Мы с ребятами вам его приготовили, посмотрите.
(Инсценировка эпизодов из знакомых ребятам рассказов А.П. Чехова «Хирургия», «Лошадиная фамилия».)

- Что объединяет эти две инсценировки?
(Автор данных рассказов А.П.Чехов)

-Знакомились ли мы ранее с творчеством данного писателя? Поэтому сформулируйте форму и тему урока.
(Урок-встреча с А.П.Чеховым, писателем и человеком.)

- Сегодня у нас с вами новая встреча с данным писателем. И я приглашаю вас в литературную гостиную, где и пойдет разговор о творчестве и жизни А.П.Чехове.

Знакомьтесь с нашими гостями, которые и помогут нам в этом знакомстве: Л.Н.Толстой, И.А.Бунин, К. Чуковский, А.Ревякин, Россолимо.
(Используется прием эмпатии. Ребята исполняют данные роли.-. Используется материал учебника «Литература» )

- Ребята класса по ходу выступлений составляют таблицу-схему:

  • Каким человеком предстает Чехов по этим воспоминаниям?
  • Какие творческие манеры отличают писателя?
А.П. Чехов
человек писатель
занимается врачебной практикой,
помощь голодающему поколению,
жизнь наполнена работой,
гостеприимный
использует малые формы написания,
точно и предельно кратко изображает правду,
сатира отличается мягкостью.

а) Проверка данной работы.

2.Слово учителя: Антон Павлович Чехов - мастер коротких рассказов.

Я предлагаю вам встречу с героями знаменитого рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

(инсценировка данного рассказа заранее подготовленными учащимися).

3. Работа по содержанию:

4. Посмотрите на схему и определите, какой вопрос зашифрован в ней?

ХАМЕЛЕОН   =   «ХАМЕЛЕОН»

(Почему данное произведение так называется?)

- Давайте попробуем ответить на данный вопрос: почему это произведение называется «Хамелеон»?

Кто же является хамелеоном в данном произведении?

(Очумелов- хамелеон особого рода. Исполняя должность полицейского надзирателя, он сознает себя представителем власти. Очумелов буквально счастлив от осознания власти над людьми.)

- Давайте посмотрим по тексту и выделим все признаки проявления этой власти?

(Строго покрикивает, грозно шевелит бровями, хозяйски шагает по базарной площади).

- Какую ситуацию выбрал для раскрытия «хамелеонства» Очумелова Чехов?

(Чехов всегда умело в своих рассказах обыгрывает жизненный, реальный материал).

- Сколько раз меняет Очумелов свое решение относительно собаки? Почему?

(в зависимости от чина предполагаемого хозяина собаки)

- Только что мы видели, как Очумелов властно шагает по базарной площади, у него «свой раб» Елдырин. Очумелова боятся завсегдатаи базара. И вдруг что происходит?

- Как это отразилась на его репликах?

-А каким он остался в глазах подчиненных, зевак, наблюдавших сцену с собакой?

Что его спасает?

(Хамелеонство)

5. Посмотрите на представленные иллюстрации.

(на иллюстрациях- шинель, крыжовник)

- Что их объединяет? Можно ли сказать, что это просто иллюстрации к произведению?

Какую роль они играют?

(А.П.Чехов – мастер художественной детали. Они подчеркивают характер персонажей, главную мысль рассказа)

- Дополните список . Какие еще художественные детали использовал Чехов в рассказе?

(палец Хрюкина, говорящие фамилии)

- Каким чувством навеян данный рассказ? Какой прием, на ваш взгляд, использует Чехов- сатиру или юмор?

- Вернемся к Очумелову. Каковы его действия? Способен ли он мыслить, чувствовать? Вызывает ли это смех?

- С кем еще мы встречаемся в описательной части?

(Хрюкин- полупьяное лицо, окровавленный палец)

- Смешная ли это картина?

- А теперь обратим внимание на щенка. Что написано в его глазах?

- Так к какому выводу подводит нас А.П.Чехов?(писатель использует сатиру, а читателю становится грустно и страшно от нарисованной картины)

6. Делаем вывод.

Составьте призыв, который, на ваш взгляд, должен звучать после знакомства с этим произведением.

(Люди, не будьте хамелеонами! Хамелеонству - НЕТ!) и др.

Домашнее задание:

напишите сочинение-рассуждение: «Хамелеонство в нашей жизни».