Н.Некрасов. "Дед Мазай и зайцы"

Разделы: Начальная школа


Цель: учить воспринимать содержание поэтического произведения.

Задачи:

  • познакомить с произведением Некрасова "Дед Мазай и зайцы"
  • учить работать над стихотворением
  • учить правильному, осмысленному выразительному чтению
  • учить обобщать и делать выводы, опираясь на текст
  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, животным
  • учить родителей умению читать совместно с ребенком и общаться с ним.

I. Организационный момент.

II. Вступление.

Сегодня познакомимся с очередным произведением русского поэта Н.Некрасова "Дед Мазай и зайцы". В нем рассказывается о крестьянской жизни, это поэтическая, с невероятными подробностями история, но правдивая (это может быть).

Некрасов описывает тот промежуток времени, когда основной лед уже прошел, а вода еще не спала - она затопила поля, леса, даже деревни, то есть о половодье, а животные во время половодья нуждаются в помощи. Послушайте, что же однажды в деревне увидел, а потом описал это Некрасов.

III. Работа над текстом.

1. Первичное чтение (учитель)

- О каком интересном случае рассказал дед Мазай?

- Когда этот случай произошел?

2. Работа над стихотворением по частям

словарная работа по первой части

(слова на доске)

  • разболтался
  • болотистом
  • впятеро больше
  • кабы сетями
  • гинут
  • баграми

чтение первой части (ученик)

-Мазай говорит, что дичи могло быть в пять раз больше, если бы что люди не делали?

Зачитайте.

- Мазай возмущается, досадует таким поведением,

"Где у них совесть?" - говорит он. Как думаете - к чему призывает дед своим вопросом? (бережное отношение к животным)

- А к какому жанру относится данное произведение?

- Раз это стихи, то должна быть рифма и ритм.

- Как понимаете слово рифма?

- Да, рифма - созвучное окончание двух или нескольких строк.

- Найдите в первой части созвучные окончания - рифму.

- А как думаете, рифма есть только в первой части?

- Тогда, при выполнении домашнего задания найдите рифмы во всем тексте и подчеркните окончания.

Чтение второй части (ученик)

Словарная работа

(слова на доске)

  • Нагоняет - приносит водой
  • Подбиралась - вот-вот затопит все
  • Лопочут- хлопают
  • Прочим- другим
  • Пропал под водой- скрылся под водой

По книге-аршин- 71 см 21д.Зед=. 213 см=2м.13 см.

сажень - 213 см (физминутка для ума)

- Почему Мазай отправился за дровами на лодке?

- Что же увидел старый дед? (зачитать)

- Как поступил он?

Вывод: О какой черте характера Мазая говорится в этой части?

- Какой был Мазай?

(добрый, любил животных, заботился, с юмором, разговаривал с зайцами)

- Каждое стихотворение состоит из стихов - коротких строк. Они объединяются в строфы.

Вы знаете, что в конце строки и строфы требуется соблюдать паузы. Я буду читать вам строфы, а вы говорить и ставить черту (паузы) карандашом.

- Как ставим паузы? (1 - маленькая пауза, 11-средняя пауза, 111- длинная пауза.)

- А голос меняем? (в начале, в конце) - читает учитель

- В этой части много фраз, которые кончаются на середине строчки, читать их трудно, поэтому надо внимательно следить за знаками препинания. И голосом передать доброту

Мазая. (юмор Мазая, чудной дед, разговаривает со зверюшками).

- Кто попробует?

- С каким ласковым словом обратился Мазай к длинноухим серым существам?

Чтение третьей части (Семяшкина Л.А. - мама К. Хатанзейского) и сразу словарная работа (поясняет учитель)

  • гуторя - разговаривая
  • горемыка - попал в беды (горе мыкает)
  • тягота не велика - маленькие, легкие
  • копошится - еле шевелится
  • толста, как купчиха - толстая тетенька
  • зипуном - кафтан (одежда - длинная куртка)
  • не рано уж было - должна разродиться
  • пластом - развалившись, на животе
  • поволок - потащил

- Почему Мазай не взял в лодку зайцев с бревна?

- Как он вышел из этого положения? (Зачитать)

Вывод. Какой вывод можно сделать по этим трем частям о Мазаее? (проявил заботу, заботливый, знающий, любящий, рассудительный).

- Найдите слова, которые указывают на то, как дед относится к животным?

- Действие происходит не быстро. Почему? (не упасть в воду, читаем спокойно - голос, темп).

Физминутка. "Зайка", логопедическая работа над звуками с , з , щ - закрепление (дети читают стихи и выполняют действия)

                    Зайка
Скачет зайка по опушке (сидя за столом)
Возле заячьей избушки (встают)
Ищет он грибы волнушки, (наклоны в стороны)
Чтоб засаливать в кадушке
Не нашел он ни волну
Ни горькушки, ни серушки, (повороты)
Сел и с горя чешет ушки
У избушки на опушке. (кивают головой)

Чтение четвертой части (учащиеся), при чтении проводится словарная работа (поясняют дети)

  • Потехи - радости
  • прокатил я деревней - залита водой
  • озимь - первая травка
  • плотно - близко очень
  • пригнал - добрался до берега
  • причалил - поставил к берегу

- "Тут мои зайчики..., грести не дают" Почему?

- В этой части часть строк короче, автор меняет ритм. И не случайно, почему?

- Давайте поиграем в Мазая. Кто хочет быть Мазаем? Автором? (чтение по ролям - автор, дед Мазай, звук изображает весь класс)

Читаем дальше (Синицкий А.Я. - папа Никиты Синицкого), поясняет значение некоторых слов, задает вопросы, призывает.

  • мигом - мгновенно
  • поклал - положил
  • приволок - принес
  • ухнул - вспугнул криком
  • стрекача - быстро помчались

- Почему Мазай предупреждает "А чур зимой не попадайся!"?

- Мазай не бьет их весной и летом. Почему?

- Мальчики - вы будущие охотники, запомните слова Мазая и соблюдайте правила охоты.

Обобщение - какой же был Мазай? Нравится ли вам его речь?

Образное рисование

- Каждый видит его по-своему.

Закройте глаза и попытайтесь представить Мазая.

- Подумайте дома, каким бы вы его нарисовали.

- Это пригодится вам на уроке ИЗО, когда будем иллюстрировать это произведение.

А теперь посмотрите на эту картинку

К какой части стихотворения она больше подходит? Найдите ее.

-Зачитайте.

- Докажите

Эти слова, которые так подходят к данной картине, и саму картину мы можем использовать при написании изложения.

- Вы хорошо работали на уроке. Но чтобы ваше чтение понравилось другим, надо поработать над выразительностью. Давайте вспомним, что для этого надо или "инструменты" чтения.

  1. Дыхание (слабое дыхание не дает хороший голос, надо следить за осанкой - спина прямая, плечи, шея ненапряженны).
  2. Голос - звук, который мы издаем при разговоре (у всех свой, повышается, понижается).

Поиграем в игру.

"Прислушайся к своему голосу" (физминутка)

Я не умею читать выразительно.!? (прочитать, учитывая знаки препинания)

(голос надо беречь, через него выражают чувства).

3. Дикция - четкое произношение звуков и слов.

- А теперь, используя "инструменты" чтения прочитаем стихотворение.

Итак. - Чему мы сегодня научились?

- Что вам больше всего запомнилось?

- А как думаете, что главное в этом стихотворении?

(учит бережному отношению к природе)

- А что можно сказать об авторе?

Домашнее задание - найти рифму

- словесное рисование Мазая

- выразительное чтение стихотворения