Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Блок уроков. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы

Разделы: Преподавание экологии, Преподавание биологии с использованием УМК «„Сферы“ — урок XXI века» издательства «Просвещение»


Цели уроков: изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса, рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз.

Задачи:

  • образовательная: рассмотреть основные компоненты биогеоценоза и биоценоза, выявить продуктивность биоценоза;
  • развивающая: формировать умение выделять главное, формулировать выводы;
  • воспитательная: экологическое воспитание, патриотическое воспитание на примере работ В.Н.Сукачева по изучению биоценозов

Типы уроков: комбинированный.

Формы проведения: лекция, исследование, конференция.

Внутридисциплинарные связи: ботаника, зоология

Обеспечение занятий:

  • наглядные пособия;
  • раздаточный материал;
  • оборудование.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся.

Метод: фронтальный опрос, вопросы: изложите историю возникновения материков, расскажите, как изоляция материков отразилась на их животном и растительном мире, приведите примеры, характеризующие своеобразие животного мира разных континентов.

3. Мотивация учебной деятельности.

Для чего нужны знания о биоценозах? Как можно применить эти знания?

4. Изложение нового материала.

Урок 1. Естественные сообщества живых организмов Биогеоценозы.

Урок 2. Еловый лес как биоценоз.

Урок 3. Исследования в еловом лесу.

5. Сообщение домашнего задания.

§ 17.3.1. с. 516–519; вопросы 1–5

6. Подведение итогов занятий.

1. Оценивание степени реализации поставленных на занятии целей

2. Оценивание работы учеников во время занятий

7. Закрепление изученного материала.

Вопросы: Что такое биогеоценозы? Назовите и охарактеризуйте как можно подробнее составляющие их компоненты. Что такое биоценоз? Какие показатели его характеризуют?

Что такое биомасса? Сравните количество биомассы, образующейся в разных климатических зонах. Влияние каких факторов испытывают на себе организмы, составляющие один биоценоз?

Урок 1. Урок-лекция.
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы

План

  1. Понятие о биогеоценозе.
  2. Биоценозы
  3. Водоем и дубрава как примеры биогеоценозов.
  • Биогеоценоз пресного водоема.
  • Биогеоценоз широколиственного леса.

1. Понятие о биогеоценозе.

Живые организмы в природе благодаря разносторонней приспособленности друг другу и к окружающим условиям условиям неживой среды в процессе эволюции образуют комплексы со сложными взаимоотношениями. Комплексы взаимосвязанных видов, обитающих на определенной территории с более или менее однородными условиями существования, образуют биоценоз. Таким образом, устойчивые саморегулирующиеся открытые (энергия поступает извне) экологические системы называются биоценозами, а биоценозы, неразрывно связанные с неорганическими компонентами (почвы, влага, атмосфера и т.п.) образуют устойчивую систему, названную академиком В.Н.Сукачевым (1940 г.) биогеоценозом. Значит, биоценоз представляет собой биологическую биогеоценоза. Лес, луг, водоем с их населением – примеры биоценозов и биогеоценозов.

Биотоп – пространство с более или менее однородными условиями, заселенное тем или иным сообществом организмов (биоценозом).

Схема

Основу любого биогеоценоза составляют зеленые растения и фотосинтезирующие водоросли и микроорганизмы – производители живого вещества (продуценты); растительноядные и плотоядные животные – потребители живого органического вещества (консументы) и разрушители органических остатков – преимущество микроорганизмы и в меньшей степени грибы, которые доводят распад органических веществ до простых минеральных соединений (редуценты).

2. Биоценозы характеризуются определенными показателями, имеющими количественное выражение:

  • Видивое разнообразие – число видов растений и животных, образующих биоценоз, - один из самых распространенных показателей. Число видов в одной пробе, взятой с определенной площади, называется видовым богатством характеризующим качественный состав биоценоза.
  • Плотность видовых популяций, то есть количество особей данного вида, рассчитанное на единицу площади или единицу биомассы.

Биомасса – общее количество органического вещества, выраженного в единицах массы.

  • Биологическая продуктивность – скорость продуцирования биомассы – важный показатель экосистемы. Различают первичную и вторичную биологическую продуктивность. Под первичной продуктивностью понимают общую суммарную продукцию фотосинтеза, представляющую собой результат деятельности автотрофов – продуцентов.

Под вторичной продуктивностью – накопление биомассы, осуществляемое гетеротрофными компонентами экосистемы (консументами) за счет использования веществ и энергии накопленной продуцентами.

Закрепление. Совместная формулировка вывода об организации природных сообществ.

Природные системы очень сложны, в них имеется много параллельных и сложно переплетенных цепей питания, а общее число видов измеряется сотнями и даже тысячами. Чем больше видовое разнообразие, тем устойчивее система.

3. Водоем и дубрава как примеры биогеоценозов.

А) Биогеоценоз пресного водоема. Любой природный водоем, например озеро или пруд, с его растительным и животным населением представляет собой отдельный биогеоценоз. Эта природная система обладает способностью к саморегуляции и непрерывному самовозобновлению.

Растения и животные, населяющие водоем, распределяются в нем неравномерно. Наиболее разнообразные и благоприятные для жизни условия создаются в прибрежной зоне. Здесь вода теплее, достаточно насыщена кислородом, что обеспечивает развитие многих высших растений. Многочисленны и мелкие водоросли. В прибрежной зоне живут и большинство животных. Одни приспособлены к жизни на водных растениях, другие активно плавают в толще воды (рыбы, хищные жуки-плавунцы и водяные клопы). Многие водятся на дне (перловицы, беззубки, личинки некоторых насекомых – ручейников, стрекоз, поденок ). Даже поверхностная пленка воды служит местом обитания специально приспособленных к ней видов. В тихих заводях можно видеть бегающих по поверхности воды хищных клопов-водомерок и быстро плавающих кругами жуков-вертячек. Обилие пищи и другие благоприятные условия привлекают в прибрежную зону рыб.

В глубоких придонных участках водоема, куда слабо проникает солнечный свет, жизнь беднее и однообразнее. Особые условия создаются и в толще воды открытых участков водоема. Она заселена массой мельчайших растительных и животных организмов, которые сосредоточены в верхних, более прогреваемых и хорошо освещаемых слоях воды. Здесь развиваются различные микроскопические водоросли; водорослями и бактериями питаются многочисленные простейшие – инфузории, а также коловратки и ракообразные. Весь этот комплекс мелких взвешенных в воде организмов называют планктоном. В круговороте веществ и в жизни водоема планктону принадлежит очень важная роль.

Рассмотрим, за счет чего существует и как поддерживается система обитателей водоема. Цепи питания состоят из нескольких последовательных звеньев. Например, растительными остатками и развивающимися на них бактериями питаются простейшие, которых поедают мелкие рачки. Рачки в свою очередь, служат пищей рыбам, а последних могут поедать хищные рыбы.

Б) Биогеоценоз широколиственного леса. Среди наземных биогеоценозов одним из наиболее сложны