Программа мониторинга как средство управления качеством в муниципальном общеобразовательном учреждении СОШ № 53 г. Томска

Разделы: Администрирование школы


Введение

Одним из ведущих направлений совершенствования системы образования на современном этапе является формирование системы управления качеством образования через мониторинг контроля качества образования с привлечением всех заинтересованных участников процесса образования.

Мониторинг качества общего образования представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о деятельности системы общего образования, а также об удовлетворении образовательных запросов обучающихся. Это специально организованный, постоянный, целевой контроль и диагностика состояния образования на базе систематизации существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений с целью корректировки и принятия управленческих решений для положительной динамики состояния объекта.

Мониторинг связан со всеми функциями управления, ориентирован на информационное обеспечение управления, обеспечивает его эффективность, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени.

Мониторинг осуществляется в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами РФ.

1. Цель и задачи мониторинга

Целью мониторинга является создание оснований для обобщения и анализа получаемой информации о состоянии системы образования и основных показателях ее функционирования, для осуществления оценок и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений по достижению качественного образования.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • систематически и всестороннее изучать состояния системы и качества реализуемого образования;
  • получать достоверную и объективную информацию об условиях, организации, содержании и результатах образовательного процесса;
  • создать механизм мониторинговых исследований;
  • создать информационные банки данных системы образования для систематизации информации, повышения оперативности и доступности, оптимизации информационных потоков, формируемых на различных уровнях системы образования;
  • координировать деятельность всех субъектов мониторинга;
  • совершенствовать технологии информационно-аналитической деятельности на основе современных научных достижений и информационно-вычислительной техники;
  • своевременно выявлять изменения в учебно-воспитательном процессе и вызвавших их факторов.

2. Объекты и инструменты мониторинга

2.1. Объектами мониторинга могут быть:

- любые структурные элементы образовательных систем различных уровней:

  • ученик;
  • педагог;
  • класс;
  • классы;

- компоненты образовательного процесса:

  • условия (материальные, санитарно-гигиенические, нормативно-правовые, кадровые, финансовые, учебно-методические);
  • организация (контингент и его дифференциация, режим работы, расписание);
  • содержание учебно-воспитательного процесса (цели, образовательные и учебные программы, календарно-тематические планы, учебники, средства обучения, воспитательная система, диагностические методики);
  • результаты (качество знаний, умений, навыков обучающихся; качество обученности обучающихся; качество обучения; творческая деятельность педагогов и обучающихся, физическое здоровье и нравственно-психологическое состояние обучающихся; готовность обучающихся к продолжению образования);

- взаимодействие систем с окружающим социумом.

 Рисунок 1. Показатели качества образования.

2.2. Инструменты мониторинга:

  • контрольно-измерительные материалы;
  • анкеты;
  • психологические тесты;
  • портфолио обучающихся и педагогов.

3. Основные направления мониторинга

К основным направлениям мониторинга относятся:

  • соблюдение законодательства;
  • обеспечение  обязательности общего образования;
  • оснащенность образовательного процесса;
  • качество обученности и обучения;
  • уровень учебных достижений;
  • состояние здоровья обучаемых и воспитанников;
  • профессиональное мастерство педагогов;
  • структурный и функциональный анализ образовательных систем;
  • состояние делопроизводства;
  • организация управленческой деятельности;
  • эффективность воспитательных систем;
  • выполнение социального заказа;
  • психологический климат в образовательной системе;

  4. Организация и управление мониторингом качества образования

 Мониторинг осуществляется администрацией школы, руководителем методического совета, руководителями методических объединений, учителями.

Технология проведения мониторинга предполагает определение целей, объектов, задач, сроков мониторинга; осуществление сбора информации; обработку и анализ полученной информации; определение методов и способов коррекции, если это необходимо.

Мониторинг предполагает широкое использование современных информационных технологий на всех этапах: сбор, обработка, хранение, использование информации. Хранение и оперативное использование информации осуществляется посредством информационных технологий. Обработка данных осуществляется на основе собственных разработанных программ, помогающих автоматически обрабатывать и анализировать собранную информацию (на основе Microsoft Excel (Приложение 1), Microsoft Access). Банк данных о состоянии объектов мониторинга пополняются каждую четверть.

5. Этапы реализации программы (годовая циклограмма)

Организационный этап: май-июнь

  • Разработка программы, сбор имеющейся информации учебно-воспитательного процесса.

Практический этап: в течение учебного года

  • Формирование единого банка данных сопровождения мониторинговых исследований.
  • Оценка качества обучения.
  • Выявление динамики изменений значений основных показателей качества образования, развития способностей и личности обучающихся.
  • Выявление факторов (позитивных и негативных), повлиявших на состояние учебно-воспитательного процесса.

Аналитический этап: май - август

  • Анализ полученной информации и разработка рекомендаций по повышению качества образования.
  • Апробация выработанных рекомендаций.
  • Определение уровня удовлетворенности учебно-воспитательного процесса участниками образовательного процесса.

6. Целевая группа

Заместители директора по учебно-воспитательной работе, руководитель Методического Совета, педагогические работники (учителя-предметники, педагоги-психологи).

7. Ожидаемые результаты

  • Формирование модели управления качеством образования в средней общеобразовательной школе № 53.
  • Выявление положительной или отрицательной динамики изменяющихся показателей объектов мониторинга.
  • Выработка управляющих воздействий на условия и факторы, определяющие достигнутое качество, с целью минимизации обнаруженных отклонений.
  • Создание банков данных:
    • здоровье обучающихся 1-11 классов;
    • качество образования школьников: данные результатов четвертей (полугодия), года, итоговая аттестация, ЕГЭ;
    • достижения обучающихся и учителей: олимпиады, конкурсы, конференции: участие и призовые места;
    • уровень методической грамотности учителей (владение педагогическими технологиями, профессиональные дефициты);
    • учебно-методические комплекты, используемые учителями школы.

8. Список литературы

  1. Бернадский М. Каким должен быть мониторинг учебного процесса. // Народное образование, №7, 2002.
  2. Воронцова Т.В., Лядова Л.Н., Миков А.И. Проект региональной информационной системы мониторинга образования. // Стандарты и мониторинг в образовании, №4, 2002г.
  3. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверка гипотез при мониторинге результатов обучения // Стандарты и мониторинг, 2001.
  4. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., Арена, 1994., 223 с.
  5. Конюшенко С.М. Формирование информационной культуры педагога. // Стандарты и мониторинг в образовании, №3, 2004г.
  6. Кузнецов А.А. Мониторинг качества подготовки учащихся // Стандарты и Мониторинг, 2001.
  7. Майоров А. Мониторинг и проблемы информационного обеспечения управления образованием. // Народное образование, №8, 2000.