Эколого-эстетическое воспитание дошкольников с учетом климатических условий Крайнего Севера

Разделы: Работа с дошкольниками


“Наше выживание, защита окружающей среды могут оказаться лишь абстрактными понятиями, если мы не внушим каждому ребенку простую и убедительную мысль: люди – это часть природы, мы должны любить наши деревья и реки, пашни и леса, как мы любим саму жизнь”.

[Майор Ф. “Воспитание – сверхзадача: Обращение к глобальному форуму по защите окружающей среды и развитию”. Москва. 1990 г.]

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение: Центр развития ребенка – детский сад № 7 “Радость” впервые распахнул свои двери для маленьких северян в 1991 г. Расположение детского сада в экологически чистом районе, в непосредственной близости к лесному массиву, таит в себе поистине неограниченные возможности в воспитании социально активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Для достижения данной цели используется разработанная в ДОУ модель эколого-эстетического воспитания дошкольников с учетом климатических условий Крайнего Севера “Экоцвет” (авторы – заведующая МДОУ № 7 Н.В. Логинова, воспитатель Л.И. Васильева).

“Экоцвет” опирается на принципы интеграции и экологизации всего образовательного процесса и содержит семь направлений-лепестков, в ходе реализации которых решаются воспитательные и образовательные задачи:

  1. Формирование у детей элементарной системы знаний о живой природе.
  2. Развитие элементарных естественнонаучных представлений.
  3. Основы безопасности жизнедеятельности.
  4. Обучение навыкам ухода за растениями и животными.
  5. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.
  6. Организация элементарно-поисковой деятельности.
  7. Художественно-эстетическое развитие.

Система работы охватывает детей всех возрастов, начиная с раннего, и включает в себя различные виды занятий, экскурсии, экологические акции и др. Особое внимание уделяется региональному компоненту, который включает знакомство с природным ландшафтом города и края, географическими и климатическими особенностями; знакомство с культурными достижениями, трудом жителей города и края.

Взаимодействие педагогов и детей.

Специально организованное обучение.

Совместная деятельность педагогов и детей.

Самостоятельная деятельность детей.

Формы и методы работы

Занятия. Игры. Студия рисованных фильмов.
Детские конференции. Участие в ярмарке Урожай”. Праздники и развлечения.
Детское экологическое движение “ЭКОРАД”. Чтение природоведческой литературы. Вернисажи “Времена года”.
Путешествия по экологической тропе. Создание рукописных книг, тематических альбомов. Эколого-краеведческий музей МДОУ.
Экскурсии и походы. Издание газеты “Экошка”. Использование ТСО.
Опыты и эксперименты. Практическая деятельность по уходу за растениями и животными. Природоохранная деятельность (акции, рейды, десанты, субботники).

Продолжается постоянный поиск и внедрение новых форм работы. Одна из таких форм – детское экологическое движение “ЭКОРАД” (“Экология “Радости”).

“ЭКОРАД” - экологическая краеведческая организация российских апатитских дошкольников.

Дата создания – 2002 г.

Место – МДОУ Центр развития ребенка детский сад № 7 “Радость”.

Инициаторы создания – заведующая МДОУ № 7 Н.В. Логинова; воспитатель Л.И. Васильева

Цели движения:

  • Показать маленькому человеку прекрасный мир природы; помочь наладить взаимоотношения с ним.
  • Заложить начальные элементы экологической культуры, используя ведущий вид деятельности детей – игру.

Задачи движения:

  • Воспитание осознанно бережного отношения к природе и готовности участвовать в посильных действиях по сохранению и улучшению её состояния.
  • Воспитание чувства любви к родному городу, краю, Родине.
  • Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
  • Организация природоохранной деятельности (акции, рейды, субботники, походы и др.).
  • Развитие художественно-творческих способностей детей через участие в праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической направленности.

Принципы детского экологического движения:

  • Добровольность,
  • Гуманность,
  • Любовь к природе,
  • Потребность к познанию родного края,
  • Инициативность,
  • Творчество,
  • Сотрудничество.

Участники движения – воспитанники, педагоги и родители МДОУ № 7 “Радость”.

Эмблема: персонаж Экошка, символизирующий планету Земля, с цветком из семи разноцветных лепестков, повторяющих цвета радужного спектра.

Символика: пилотки и галстуки с узором из ромашек, разбросанных на ярко-розовом фоне.

Девиз экорадовцев:

“Я, ты, он, она: Мы – экологов страна!
Экорадовцев отряд помогать природе рад!
Мы хотим, чтоб птицы пели
И вокруг леса шумели.
Ждет нашей помощи Земля,
Её спасём и ты, и я!”

Печатный орган: газета “Экошка”, издаётся с июня 2002 г.

Основные направления и содержание деятельности детского экологического движения “ЭКОРАД”

Элементарно-поисковая деятельность.

Изучение природных систем в их естественном и измененном состояниях: фенологические наблюдения, тематические экскурсии, элементарные опыты и экспериментирование.

Природоохранная деятельность.

Природоохранная деятельность направлена на восстановление, защиту природных экосистем.

Участие в озеленении территории дошкольного учреждения, санитарная чистка лесной поляны, уход за цветниками и огородом.

Проведение рейдов: “Мы хотим жить в чистом городе”, “Берегите первоцветы”, “Четыре времени года” “Береги родную природу”.

Проведение экологических акций: “Елочка – зеленая иголочка”, “Марш парков”, “Наш зимний сад” и др.

Изготовление и размещение природоохранных знаков, домиков для птиц, кормушек.

Художественно-эстетическая деятельность.

Художественно-эстетическая деятельность связана с изобразительным, музыкальным и другими видами творчества: проведение конкурса рисунков на природоохранную тему, конкурсы-выставки поделок из природного и бросового материала, фото-вернисажи.

Организация экологических праздников и развлечений, создание рукописных книг, альбомов; функционирование студии рисованных фильмов.

Просветительская и пропагандистская деятельность.

Выпуск газеты “Экошка”; участие в ярмарке “Урожай”. Проведение экскурсий в эколого-краеведческом музее МДОУ № 7.

Оформление “Красной книги”; создание экологической библиотеки и видеотеки.

Творческая созидательная деятельность, гармонизация с природой раздвигает рамки возможностей каждого ребенка; формирует позитивное отношение к себе и обществу, что дает надежду на изменение мышления и культуры всего общества в лучшую сторону.

“Я повторять готов, живущий трудно,
Что мир устроен празднично и мудро.
Пока могу я видеть каждый день
Тень облака, плывущего над тундрой,
Тень птицы, пролетающей над тундрой,
И тень оленя, что бежит по тундре,
А рядом с ними – собственную тень”. [А. Городницкий.]