Познавательное занятие для детей подготовительной группы "В поисках золотого ключика"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: создание условий для развития когнитивных процессов, мелкой моторики, навыков саморегуляции.

Задачи:

  1. Содействовать формированию мотивационной сферы детей к обучению в школе.
  2. Способствовать развитию мышления, внимания и памяти, мелкой моторики, эмоционально-волевой и нравственной сфер.
  3. Совершенствовать умение контролировать себя самостоятельно, быть внимательным, способным на произвольные, волевые и интеллектуальные усилия.

Оборудование: игрушки – Буратино, черепаха Тортила, магнитофон, кассеты с записью веселой и спокойной музыки.

Демонстрационный материал: 6 кругов разного цвета, зашумленная картина со сказочными персонажами, картинка “Найди отличия”, лист формата А4 с суждениями.

Раздаточный материал на каждого ребенка: игра “Собери картинку”, по 6 кругов разного цвета, лист А4 с различного вида дорожками, портреты Буратино.

1. Организационный момент

Ход занятия: Дети стоят на ковре. Психолог здоровается с ними, говорит:

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть.

2. Ритуал приветствия

А теперь поприветствуем друг друга. Как мы можем это сделать? (с помощью ладошек, с помощью улыбок, плечиками)

3. Введение в тему занятия

Ребята, послушайте, мне кажется, кто-то плачет. И правда, кто-то плачет. Пойдемте, посмотрим, (находят Буратино).

– Кто это? Но почему-то он расстроен, плачет. Вы хотите его успокоить? Как это можно сделать?

– Пожалеть!

– А вы хотите его пожалеть? (дети по очереди жалеют Буратино). Но что-то Буратино не успокаивается. Как еще можно его пожалеть?

– Сказать ласковые слова.

Какие ласковые слова вы знаете? Скажите их Буратино. (Дети называют ласковые слова).

Посмотрите, ребята, Буратино успокоился, и что-то хочет мне на ухо сказать, (подношу Буратино к уху)

– Мне Буратино на ухо рассказал свою грустную историю. Хотите ее послушать? Оказывается, Буратино очень хочет попасть в сказочный кукольный театр. Дверь который находится в каморке папы Карло, и открыть ее можно только золотым ключиком. Но ключ стережет старая черепаха Тортила. И чтобы она отдала ключ Буратино, ему надо выполнить трудные задания. А Буратино одному не справиться. Ребята, вы готовы помочь ему?

Дорога предстоит трудная, нам придется выполнить разные задания, а чтобы с ними справиться, нам нужно быть сильными, смелыми, ловкими и внимательными. Для начала, я предлагаю вам потренироваться.

3. Основная часть

Встаньте как Буратино: он стоит, расставив ноги, покажем, как он стоит, Ноги у него твердые, как дерево. Спина, шея деревянные. На лице веселая улыбка.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел,

Ключ пока он не нашел.

Игра “4 движения”

Посмотрите, У Буратино есть колпак. Если я скажу слово “колпак”, вы должны поднять руки вверх. Еще у Буратино длинный нос. Если я скажу слово “нос”, вы вытяните руки вперед. А какие замечательные башмаки у Буратино! На слово “башмаки”, вы опустите руки вниз и наклонитесь. А еще у Буратино на воротничке есть помпоны, которые при движении качаются. На слово “помпон” – вы начнете вращать кистями рук.

(Включается музыка, дети по сигналу психолога выполняют движения).

- Молодцы! Я вижу, вы стали ловкими, смелыми и внимательными. И теперь мы можем помочь Буратино. Вы готовы? Для этого нам необходимо в сказку попасть. Закройте глаза и скажите волшебные слова “1,2,3 – повернись – в сказке очутись”

(В это время выложить из кругов разного цвета дорожку).

Игра “Выложи круги”

– Вот мы и в сказке! Посмотрите, ребята, в нашей сказке есть волшебная тропинка. Внимательно посмотрите и запомните, какой круг, на каком месте находится. Запомнили? А сейчас тропинка исчезнет. Теперь вы по памяти выложите свою тропинку.

– Молодцы! По тропинке пойдем и к Мальвине попадем!

(Обратить внимание детей на доску)

Посмотрите, Мальвина делала уроки. Написала на доске предложения, но что-то в них не так. Вот послушайте!

Игра “Суждения”

  1. Когда человеку плохо, он смеется.
  2. Если нужно что-нибудь поднять, надо подпрыгнуть.
  3. Мама убрала в квартире, и стало грязно.
  4. Чем больше продуктов в сумке, тем она легче.
  5. Если у ребенка болит горло, нужно съесть мороженное.

6. Если нужно что-нибудь купить, теряют деньги. Замечательно и с этим заданием справились.

А вот эту картину для вас нарисовал Пьеро, (зашумленная картина с героями сказки).

Он хотел нарисовать как можно больше своих друзей, но у него был всего один лист, поэтому они перепутались.

Игра "Кто спрятался"

Внимательно посмотрите на рисунок и скажите, кого вы на нем увидели.

- Вот сколько друзей у Пьеро! Вы их всех назвали правильно.

– А вот эту картину Пьеро рисовал вместе с Мальвиной. Они рисовали своего котенка, и им кажется, что котята одинаковые. А как, ребята вы думаете, есть в рисунках отличия. Назовите их. (проводится игра “Найди отличия”)

Молодцы! И с этим заданием справились!

Пора отправляться дальше. Ребята, а вот и “Поле чудес”, где хозяйничают Кот Базилио и лиса Алиса. Они все время норовят сделать какую-нибудь пакость. Вот и сейчас, посмотрите, поломали все картины. Как вы думаете, удастся нам их восстановить?

Игра "Собери картину"

Нужно из частей собрать картину, если будете затрудняться, можно воспользоваться подсказкой, (образец).

- Замечательно, ребята, посмотрите, здесь какие-то дорожки, может, они приведут нас к черепахе Тортиле. Надо по ним пройти.

Игра "Пройди по дорожке"

Садитесь за столы, возьмите карандаш, поставьте его на стрелку и аккуратно проведите линию посередине дорожки, чтобы она шла ровно и не задевала края дорожки. Будете работать, пока звучит музыка, (включить спокойную музыку).

- Молодцы! Дорожка привела нас к какому-то болоту. Кто же там живет? Правильно черепаха Тортила! Но она не хочет просто так отдавать ключик. Она живет в болоте одна, и ей здесь очень скучно. Может, мы ее развеселим? Ребята, как мы можем развеселить черепаху Тортилу? (ответы детей). А давайте мы для нее станцуем веселый танец! (под музыку “Буратино” дети танцуют)

- Посмотрите, Тортила стала веселая, за то, что мы ее развеселили, она дарит нам золотой ключик. Спасибо Тортила!

Голос Буратино:

– Теперь у меня есть золотой ключик!

Мы помогли Буратино найти золотой ключик. Теперь он может вернуться к папе Карло, и открыть дверь в кукольный театр.

4. Завершение

И для нас пришло время возвращаться в детский сад. Закройте глаза, скажите волшебные слова “раз, два, три, повернись – в детском саду очутись!”

Вот мы и снова в детском саду. Давайте расскажем Буратино какое задание для вас было легким, а где вам пришлось приложить усилия, силу воли, находчивость.

Ну, а теперь Буратино пора бежать к папе Карло, что вы ему пожелаете на прощание? (высказывание детей)

Голос Буратино:

– Я буду умненьким, благоразумненьким!

– Ребята на прощанье Буратино дарит вам свои портреты, чтобы вы всегда о нем помнили и не совершали никаких ошибок. Пора нам расставаться. Попрощайтесь с Буратино!

– До свидания!