Рейтинг@Mail.ru

4-й класс. Литературное чтение. Обобщающий урок по теме "Сказочный мир А.С. Пушкина"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Обобщить знания учащихся об А.С .Пушкине, его творчестве и сказках.

  • Учить выделять главное, значимое.

  • Учить мыслить самостоятельно.

  • Расширять словарный запас.

  • Развивать память, мышление, внимание.

  • Развивать творческие способности.

  • Прививать любовь к поэзии.

Оборудование:

  • Портрет А.С. Пушкина.

  • Осенние листья.

     

  • Выставка книг.

  • Рисунки.


  • Поделки.



  • Игра.






  • Зеркало.

  • Яблоки.

  • Пакеты.

Эпиграф к уроку. «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок…»

Ход урока

I. Организационный момент.

Готовность к уроку.

II. Домашнее задание:

Выучить наизусть отрывок (16-20 строк) из любой сказки

А.С. Пушкина (на выбор).

III. Тема:

«Сегодня у нас обобщающий урок по теме: «А.С.Пушкин. Сказочный мир А.С.Пушкина»

IV. Цели:

Мы подведем итог: Чему учат сказки А.С.Пушкина. И в чем же заключается сила и красота сказочного мира поэта.

V. Слово учителя.

(На фоне музыки – флейта)

– Пушкин! В это имя навечно влюблена Россия, его заветный образ дорог и близок каждому человеку.

– как солнечный луч он входит в наше детство, и с тех пор мы помним его сказки и стихи.

– в годы учения Пушкин помогает нам войти в величественный мир истории нашего Отечества, помогает понять нам самих себя, наш национальный характер и культуру.

– в годы зрелости и опыта мы вновь перечитываем Пушкина и находим в неиссякаемом роднике его творчества новые силы для борьбы, черпаем живительные запасы бодрости, мужества и жизненной силы.

VI. Стихи о Пушкине читают дети:

  1. Вновь с трепетом я открываю любимую книгу мою
    И вмиг обо всем забываю и слезы поэзии пью.

  2. О, Пушкин!
    Ты сердце тревожишь стихом неземной чистоты…
    Как эти сюжеты похожи на чувства мои и мечты!

  3. Века летят, года летят, но Пушкин тем же остается.
    Его стихи, как трель звенят и в сердце наше тихо льются.

  4. И каждый раз нам Пушкин нов, его читаем снова, снова.
    И каждый из его стихов мы наизусть учить готовы.

5 групп

По одному человеку от группы рассказывают наизусть + рисованность стихов.

  • Лукоморье;





  • Зимняя дорога;



  • Зимнее утро;



  • Зимний вечер;





  • Опрятней модного паркета.



VII. О Няне:

– Близким другом и наставником у Александра Сергеевича была его няня – Арина Родионовна Яковлева.

Пушкин всю жизнь питал к ней особенную любовь. Не только преданностью и заботливостью завоевала она доверие, привязанность и уважение. Она была «настоящей представительницей русских нянь», мастерски говорила сказки, знала народные поверья, сыпала пословицами и поговорками. Своими рассказами и сказками она вводила Пушкина в мир старины, народного быта и народной поэзии.

Своей няне Арине Родионовне Пушкин посвятил стихотворение.

– Стихотворение «Няне»:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы в твоих наморщенных руках.
Глядишь в забытые вороты на черный отдаленный путь:
Тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь.

VIII. Пушкин собирал и записывал произведения народного творчества и создавал новые свои произведения.

? – Какие жанры использовал Пушкин в своем творчестве? (Стихи, басни, поэмы, романы, оды, элегии, комедии, сказки).

? – Какое время года было у Пушкина любимым? (Осень).

Стихотворение «Осень»:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

IX. Какие сказки написал А.С.Пушкин? Перечислите их.


и др. рисунки к игре (см. выше)

  1. Сказка о рыбаке и рыбке.
  2. Сказка о попе и о работнике его Балде.
  3. Сказка о мертвой царевне.
  4. Сказка о золотом петушке.
  5. Сказка о царе Салтане.
  6. Сказка о медведихе (не дописанная, не успел из-за гибели).

– Стихи о сказках.

  1. Когда я не умел еще читать,
    Мне довелось от бабушки узнать
    Как черта обманул Балда,
    И как он проучил тогда попа,
    И как старуху рыбка наказала,
    Мне бабушка однажды рассказала.

  2. Про царевну-лебедь и Гвидона,
    И про жадного царя Дадона,
    Я из сказок Пушкина узнала,
    Много их уже я прочитала.

  3. Узнал про лукоморье я в пять лет,
    Не ведая, что Пушкина уж нет,
    Но больше сотни лет его стихи,
    И взрослым, и ребятам – всем близки!

  4. Его стихи, поэмы, сказки
    Мы не устанем повторять.
    И жизни солнечные краски,
    В них будем находить опять!

X. Распределение сказок по группам.

(5 групп)

– Каждой группе предоставляется пакет с предметом, относящимся к определенной сказке. (зеркало, орех, игрушка – чертенок или конь, петушок, рыбка).

            Задание:

  1. По предмету, который в пакете, определить, к какой сказке он относиться (тайком от других групп).
  2. Составить к данной сказке опорные слова.
  3. По опорным словам другие группы отгадывают название сказки.
  4. Отгадали – предмет на стол.

XI. Физ. минутка.

Игра-соревнование.

Разрезное лото.


и др. рисунки к игре (см. выше)

На доске: нецветные иллюстрации к сказкам.

Каждой группе – своя сказка.

Каждый участник из каждой группы выбегает к доске, берет цветную карточку и прикрепляет ее в соответствующее место на нецветную иллюстрацию, чтобы нецветная иллюстрация стала цветной.

XII. Классификация рисунков.

(Дети заранее к уроку рисуют рисунки к сказкам).


и др.

Распределение рисунков в соответствие с названием сказки.

XIII. Работа с текстами.

У каждой группы тексты.

1. Сказка о мертвой царевне:

Словарная работа (карточка со словами):

  • Чернавка,
  • терем,
  • не перечат,
  • персты,
  • пожалую тебя,
  • не кручинься.

Беседа:

  • Почему царю пришлось жениться на другой? (жена умерла).
  • Какова она была из себя? (подтвердите словами из текста).
  • Какое свойство имело зеркальце? (умело говорить).
  • Какими словами царица обращалась к волшебному зеркалу (по ролям):
    Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи,
    Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?
  • По какой причине царица рассердилась на зеркальце? (за то, что оно хвалило молодую царевну).
  • Найдите описание молодой царевны в тексте и прочитайте.
  • Почему царица решила избавиться от царевны?
  • Чем закончилась прогулка царевны с Чернавкой?
  • Как отреагировали богатыри на появлении в доме гостя? Прочитайте.
  • Что ответило зеркальце в конце сказки злой мачехе? (ты прекрасна, спору нет, но царевна все ж милее, все ж румяней и белее).
  • Почему оно так ответило? (добро побеждает зло).
  • Чтение по ролям второй встречи царевны с Чернавкой.
  • К кому обращался Елисей при поисках царевны?
  • Какая пословица отражает смысл данной сказки? «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».
  • Чему учит сказка? (любви, верности, состраданию, преодолению трудностей).

? – В каких сказках Пушкина встречалось море?

2. Сказка о рыбаке и рыбке:

– Словарная работа (карточка со словами):

  • чупрун,
  • белена,
  • очи,
  • невежа,
  • пряник печатный.

– Беседа:

  • Сколько раз ходил старик к морю?
  • Опишите, каким было море первый раз, второй раз, третий раз. Подтвердите словами из текста.
  • Почему оно менялось таким образом? (как человек, рыбка выражала свое недовольство, свой гнев через бурю на море).
  • За что была наказана старуха? (жадность, жажда власти и богатства).
  • А за что был наказан старик? (не выдержал испытания, не перечлив, не мог постоять за себя).
  • Пословица.
  • В каких сказках за эти же качества были наказаны герои? (о попе, о царе Салтане (сестры).

3. Сказка о попе и о работнике его Балде:

– Словарная работа (карточка со словами):

  • полба,
  • оброк,
  • супостат,
  • авось,
  • с укоризною.

– Беседа:

  • Каким образом Балде удалось добыть оброк? (состязание с чертенком).
  • Какие качества ему понадобились? (смекалка, хитрость, ловкость).
  • Пословица: «Скупой платит дважды».

4. Сказка о царе Салтане:

– Словарная работа (карточка со словами):

  • светлица,
  • аршин,
  • чародей,
  • нарекся.

– Беседа:

  • Какие чудеса происходили в этой сказке? (белка, царевна – лебедь, город).
  • Прочитайте о них.
  • За что наказаны сестры? (зависть).
  • Пословица: «Не рой яму другому, сам в нее попадешь».

5. Сказка о золотом петушке:

– Словарная работа (карточка со словами):

  • яства,
  • колесница,
  • ратные дела,
  • стан.

– Беседа:

  • За что был наказан царь Дадон? (не выполнил обещания).
  • В чем оно заключалось?
  • Пословица: «Лучше сделать не обещав, чем, обещав, не сделать».

XIV. Выставка поделок.

– Какие герои, и из каких сказок вам понравились больше всего и почему.

XV. Викторина.

? – Из каких сказок эти строки?

  • В синем небе звезды блещут,
    В синем небе волны хлещут. («О царе Салтане».)

  • Буду служить тебе славно,
    Усердно и очень исправно. («Сказка о попе и о работнике его Балде». Балда)

  • Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее? («Сказка о мертвой царевне». Царица).

  • Горе мне!
    Попались в сети оба наших сокола! («Сказка о золотом петушке». Царь Дадон).

  • Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
    А сама-то величава, выступает будто пава,
    А как речь то говорит, будто реченька журчит. («Сказка о царе Салтане». Описание царевны)

XVI. Беседа.

  • Что кричал петушок, сидя на спице? (Кири-ку-ку. Царствуй лежа на боку).
  • Расплачиваясь с Балдой, поп подставил лоб. Что приговаривал Балда с укоризною? (Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною).
  • Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? (Жил старик со своею старухой у самого синего моря).
  • Как начинает Пушкин сказку о царе Салтане? (Три девицы под окном пряли поздно вечерком).
  • Какими словами заканчивается сказка о золотом петушке? (Сказка – ложь, да в ней намек… Добрым молодцам урок…).

Вывод: Что и послужило эпиграфом к нашему уроку.

XVII. Обобщение:

  • Почему сказка ложь? (вымысел).
  • Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).

XVIII. Итог:

  • Что объединяет эти сказки? (волшебные чудеса, превращения).
  • Докажите.
  • Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
  • В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).

XIX. Заключительное слово учителя:

– Богатое, удивительное наследство – свои сказки оставил нам А.С.Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.

Оригиналы рисунков