Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Неделя языкознания в школе

Разделы: Преподавание русского языка


Человек столько раз человек, сколько языков он знает.
Гете

Цель: увеличить мотивацию к изучению языкового материала по средствам игровой деятельности

Участники:

  • учащиеся 1-11-х классов
  • преподаватели-языковеды (учителя русского, якутского, английского, немецкого языков)
  • классные руководители
  • родители

Основные положения:

  • каждый день недели имеет своё название и цели
  • в течение недели все классы с 1-го по 11-й класс участвуют в одном внеклассном мероприятии
  • в течение недели все учащиеся зарабатывают жетоны в разнообразных конкурсах
  • классные руководители в пятницу подводят итоги внутри класса – лучшие три результата по каждому предмету оцениваются пятёрками и грамотами
  • все жетоны класса суммируются, выбираются классы-победители по параллелям
  • в конкурсах, кроме уч-ся, могут принимать участие классные руководители, родители, свои жетоны они сдают в общий банк класса

Расписание недели – Приложение 1.

Примеры заданий для Дня близнецов

Задания для 1-4-х классов

Задание 1

В давние-давние времена в русском языке были такие слова. Они и сейчас иногда встречаются в стихотворениях, сказках. Что они означают?

  1. очи –
  2. уста –
  3. ланиты –
  4. чело –
  5. перст –
  6. зеница –

Задание 2

В русском языке есть устойчивые выражения, которые имеют переносный смысл. Как ты понимаешь эти слова? Объясни.  

  • Праздник на носу –
  • Как белка в колесе –
  • Сматывать удочки –
  • Вешать лапшу на уши –
  • Валять дурака –
  • Вертится на языке –
  • Держи хвост пистолетом –
  • Заморить червячка –
  • С луны свалился –
  • Ходить по струнке –

Задания для 5-6-х классов

Задание 1

В русском языке есть устойчивые выражения, которые имеют переносный смысл. Как ты понимаешь эти словосочетания? Объясни.

  • Ни в медный грош не ставить –
  • Беречь как зеницу ока –
  • Бить баклуши –
  • С гулькин нос –
  • Бить челом –
  • Из уст в уста –
  • Мерить на свой аршин –

Задание 2

Что означают слова, которые использованы в этих словосочетаниях?

  • грош
  • зеница
  • баклуши
  • гулькин нос
  • чело
  • уста
  • аршин

Задание 3

Догадайся, какой фразеологизм зашифрован в рисунке. Что он означает?




Задания для 7-8-х классов

Задание 1

В русском языке есть устойчивые выражения, которые имеют переносный смысл. Как ты понимаешь эти словосочетания? Объясни.  

  • Выводить вензеля
  • Разводить канитель
  • Верста коломенская
  • Тютелька в тютельку
  • Во всю Ивановскую
  • Играть в бирюльки
  • Одним миром мазаны

Задание 2

Что означают эти слова, которые использованы в этих словосочетаниях?

  • вензель
  • канитель
  • верста коломенская
  • тютелька
  • Ивановская
  • бирюльки
  • миро

Задание 3

Догадайся, какой фразеологизм зашифрован в рисунке. Что он означает?



Задания для 9-11-х классов

Задание 1

Русский + история

  • Как ты понимаешь эти фразеологизмы, которые пришли к нам из Древней Греции?
  • Как они появились?
  1. Дамоклов меч
  2. Муки Тантала
  3. Авгиевы конюшни
  4. Прокрустово ложе
  5. Аннибалова клятва
  6. Сизифов труд
  7. Ариаднина нить
  8. Бочка Данаид
  9. Геркулесовы столбы
  10. Колосс на глиняных ногах

Задание 2

Русский + биология 

  • Что означают эти выражения?
  • Как они появились? 
  1. Канцелярская крыса
  2. Крокодиловы слезы
  3. Лебединая песня
  4. Мокрая курица
  5. Мышиная возня
  6. На козе не подъедешь
  7. На птичьих правах
  8. На рыбьем меху
  9. Отставной козы барабанщик
  10. Стреляный воробей

Задание 3

Русский + иностранный язык

В языкознании существуют фразеологизмы, которые понятны всем образованным людям планеты без перевода.

  • Что они означают?
  • При каких обстоятельствах их можно использовать?
  1. POST FACTUM – латин. – (пост фактум) –
  2. POST SCRIPTUM – латин – (пост скриптум) –
  3. TERRA INCOGNITA – латин. – (тэрра инкогнита) –
  4. TETE-A-TETE – франц. – (тэт-а тэт) –
  5. STATUS QUO – латин – (статус кво) –
  6. VIS-A-VIS – франц. – (визави ) –
  7. ALMA MATER – латин – (альма матер) –
  8. A PRIORI – латин – (а приори) –
  9. BEAU MONDE – франц. – (бо монд) –
  10. CART BLANCHE – франц. – (карт бланш) – карт-бланш –
  11. COMME IL FAUT – франц. – (ком иль фо) –
  12. VENI, VIDI, VICI – латин – (вэни, види, вици) –