Организационные основы проведения пожарно-тактического занятия и тренировочной эвакуации в образовательном учреждении

Разделы: Администрирование школы


Согласно требований пункта 1.4 Правил пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений (ППБ 101-89) практические занятия по отработке плана эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полугодие (в детских учреждениях сезонного типа - в начале каждой смены)

Одну из таких эвакуаций, по согласованию с органами пожарной охраны можно совместить с пожарно-тактическими занятиями.

Нормативную документацию на проведение пожарно-тактического занятия разрабатывают сотрудники пожарной части и утверждают в соответствующем порядке. Для проведения такого занятия (ПТЗ) имеет смысл заранее обратиться с письмом в Управление МЧС России по городу (округу города Москвы) с просьбой о проведении ПТЗ на учебное заведение. Как показывает практика должностные лица Управления МЧС России обычно идут на встречу и включают учебное заведение в список объектов, подлежащих изучению.

Однако ошибочно считать, что весь процесс тренировочной эвакуации возложен исключительно на пожарных, и он должен проходить стихийно. Для решения этого вопроса предлагаю рассмотреть систему обеспечения безопасности в образовательном учреждении:

  1. охранное предприятие в лице одного или нескольких сотрудников охраны;
  2. комиссия по чрезвычайным ситуациям;
  3. эвакуационная комиссия;
  4. добровольная пожарная дружина;
  5. антитеррористическая группа;
  6. уполномоченный по делам гражданской обороны;
  7. заместитель директора по обеспечению безопасности;
  8. дежурный администратор;
  9. дежурный учитель.

Все перечисленные должностные лица и структуры должны принимать участие в проведении тренировочной эвакуации. На практике нередки случаи, когда одно должностное лицо входит сразу в несколько структурных подразделений, например, является членом и добровольной пожарной дружины и эвакуационной комиссии. Совмещение может привести к тому, что должностные обязанности ни по одному из направлений не будут выполнены в полном объеме, что в итоге может привести к гибели людей.

Перед проведением ПТЗ и тренировочной эвакуации следует согласовать план-конспект с должностным лицом МЧС России для обеспечения наиболее плотного взаимодействия.

Далее предлагается один из вариантов проведения совмещенного ПТЗ и тренировочной эвакуации.


План-конспект проведения тренировки по эвакуации людей при пожаре

Тема тренировки: эвакуация сотрудников, обучающихся школы в случае возникновения пожара

Цель тренировки: Отработка плана эвакуации, действий должностных лиц и добровольной пожарной дружины по тушению условного загорания в кабинете 3-его этажа и управления эвакуацией

Дата проведения: Указывается точная дата тренировочной эвакуации

Время проведения: Указывается время начала эвакуации

Состав участников: Все сотрудники, обучающиеся школы

Ход тренировки

Время

Вводная

Ожидаемые действия

Ч

Произошло загорание в школе

Срабатывание пожарной сигнализации

Ч+1

Сотрудник охраны: оповещает дежурного администратора, затем открывает главный выход.

Ч+2

Задействовать систему оповещения

Дежурный администратор: включает систему оповещения о пожарной тревоге, а также производит звуковое оповещение через радиоузел
Дежурные учителя: руководство эвакуацией на этажах
Заместитель директора по ОБ: сообщение в пожарную охрану (имитация), входит в состав ДПД, приступает к тушению загорания

Ч+3

Проведение эвакуации

Члены эвакуационной комиссии: надевают светоотражающие жилеты, открывают все эвакуационные выходы, руководят эвакуацией на выходах. При скоплении людей, перенаправляют их на главный выход
Учителя: построение обучающихся в классах, выдают защитные капюшоны «Феникс», выводят обучающихся согласно планам эвакуации
Сотрудники: покидают помещения, согласно планам эвакуации
Заместитель директора по АХР: отключение электроэнергии
Члены добровольной пожарной дружины: под руководством заместителя директора по обеспечению безопасности приступают к тушению загорания
Дежурный администратор: встреча прибывающих подразделений пожарной охраны

Ч+7

Построение обучающихся и сотрудников на улице по классам

Классные руководители: лично проверяют по списку обучающихся, затем докладывают в штаб
Заместитель директора по АХР: развертывание штаба
Члены комиссии по чрезвычайным ситуациям: входят в состав штаба
Врач (медсестра) школы: развертывает пост оказания первой медицинской помощи

Ч+10

Окончание тренировки, разбор

Председатель комиссии по чрезвычайным ситуациям: доклад директору о произведенной эвакуации
Директор: объявление окончания тренировки, разбор занятия

План-конспект подписывается должностными лицами школы.

При подготовке такой документации следует иметь в виду, что план-конспект ПТЗ готовится пожарной охраной.

Рекомендации при проведении тренировочной эвакуации:

  1. следует обратить особое внимание обучающихся на необходимость передвижения только по внешней стороне лестницы, так как по внутренней стороне будут передвигаться пожарные подразделения и прокладываться рукавная линия;
  2. при использовании защитных капюшонов «Феникс» следует обратить внимание, что они не предназначены для использования при тушении пожара, это ограничение может касаться и иных индивидуальных средств защиты;
  3. перед использованием защитного капюшона «Феникс» необходимо в обязательном порядке провести инструктаж и практические занятия с обучающимися по его использованию;
  4. в состав добровольной пожарной дружины имеет смысл включать около пяти сотрудников школы со следующим распределением обязанностей: первый – тушение загорания, второй – вызов пожарной охраны, третий – управление эвакуацией, четвертый – встреча прибывающих подразделений, пятый – помощь в тушении. Однако в рассмотренном варианте привлекалось всего три человека: первый – открытие пожарного крана и тушение загорания огнетушителем, второй – тушение ручным стволом от пожарного крана или огнетушителем, третий – руководство эвакуацией на этаже, на котором происходит загорание;
  5. на улице имеет смысл развернуть штаб, в котором будут находиться заранее подготовленные документы: поэтажный план здания, схемы расположения пожарных гидрантов и пожарных водоемов, пофамильные списки обучающихся по классам, список телефонов экстренного реагирования. Такие документы изготавливаются в сентябре месяце с началом учебного года; рекомендуется защитить их от порчи, в частности можно провести ламинацию. Наличие такой документации в штабе Комиссии по чрезвычайным ситуациям школы позволит дать наиболее полную информацию руководителю тушения пожара по прибытии пожарных подразделений;
  6. руководителем тушения пожара является первый прибывший начальник караула пожарной охраны, с момента его прибытия все должностные лица школы подчиняются руководителю тушения пожара;
  7. должностные лица пожарной охраны могут развернуть штаб, в который в обязательном порядке входит представитель администрации школы; рекомендуется, чтобы помимо директора вошел в состав штаба, например, заместитель директора по административно-хозяйственной работе, как человек, наиболее полно владеющей информацией по техническим вопросам;
  8. двери эвакуационных выходов закрываются на легкооткрываемые запоры, на окнах не должно быть глухих решеток – только распашные;
  9. наличие у членов эвакуационной комиссии светоотражательных жилетов позволит, в первую очередь, выделить их из числа эвакуируемых, а во-вторых, привлечет к ним дополнительное внимание;
  10. имеет смысл после или во время проведения эвакуации выделить человека, имеющего соответствующий допуск, который произведет отключение электроэнергии в здании, при этом системы оповещения, управления эвакуацией и пожарной сигнализации должны автоматически перейти на режим работы от резервного источника питания;
  11. перед проведением эвакуации особое внимание нужно обратить на подготовку обучающихся начальной школы; классный руководитель обязан лично проверить детей по списку перед выходом в коридор для того, чтобы избежать ситуации, когда ребенок прячется от пожара под партой, в шкафу;
  12. при проведении тренировочной эвакуации в зимний период времени обучающиеся проходят через раздевалку, которая имеет два выхода, берут верхнюю одежду в руки и начинают одеваться только тогда, когда окажутся на улице.

Представленные выше рекомендации позволят должностным лицам школы провести эффективную эвакуацию обучающихся и этим спасти их жизни в экстремальной ситуации.