М.Ю. Лермонтов. Стихотворение "Бородино": Анализ произведения

Разделы: Литература


Тема: М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Бородино». Анализ стихотворения.

Цели:

  • помочь учащимся к эмоциональному, глубокому восприятию стихотворения;
  • раскрыть в нем чувства и мысли народа;
  • познакомить учащихся с героем 1812 года и выяснить его отношение к героической странице русской истории;
  • выработать навык чтения;
  • познакомить с понятием диалог и монолог;
  • обогатить словарный запас учащихся.

Оборудование:

  • выставка книг о Отечественной войне 1812 года,
  • репродукция картины П.Е.Заболоцкого «Старый солдат»;
  • тетради;
  • тексты стихотворения «Бородино».

ХОД УРОКА

1. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Тема нашего урока – это стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино». И цель урока – воспринять произведение глубоко и полно, раскрыть в нем чувства и мысли народа, выяснить отношение старого солдата к героическим страницам русской истории, а также выработать навык выразительного чтения, познакомиться с такими понятиями, как диалог и   монолог.

2. Вступительное слово (беседа): Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино» одно из самых ярких патриотических произведений русской литературы, вдохновенный гимн русскому народу, отстоявшему родину от врага. Давно ушли в прошлое события, о которых в нем рассказано, но вечно живет воплощенная в нем идея. Вы уже знаете о войне 1812 года и о значении Бородинской битвы из уроков истории.
– Ребята, а с кем была война, и зачем она нужна была?

Ученики: Это война была с французами, с Наполеоном.

Учитель: Правильно, ребята, Наполеон хотел завладеть всем миром и поэтому напал на Россию. Русские защищали Москву, и сражение за Москву произошло на Бородинском поле. При этом сражении погибло много офицеров и солдат.
– А каких вы помните героев Бородино?

Ученики: Багратиона, Раевского, Дениса Давыдова

Учитель: Правильно. Молодцы, ребята! Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю.Лермонтовым. М.Ю.Лермонтов был не только поэт, но  и отважным воином. Он не был участником Бородинской битвы, т.к. она произошла еще до того, как он родился, но он участвовал в ковопролитных битвах на Кавказе и проявил себя необычайно храбрым человеком. Он любил свободу и смело выступал в своих стихах против царя и самых знатных вельмож, за что царь сослал его на Кавказ. Поэт горячо любил свою родину, он любил Москву, где прошла его юность, любил простой народ, ему нравились люди смелые, отважные, готовые бороться за свободу. Таких героев он и воспевает в своем стихотворении «Бородино». Это стихотворение написано в 1837 году, к 25-летию Бородинской битвы. «Бородино» – это лирическое стихотворение. Главное в нем – не изображение хода битвы, а раскрытие мыслей и чувств простых солдат, отстоявших родину от врага,  размышления поэта о значении Бородинской битвы и роли простого н6арода, о судьбе личности и возможности единения ее с народом, о том, что такое настоящие люди. Какой ценой добывается слава родине и о многом другом.

3. Выразительное чтение учителя. Обратить внимание на непонятные слова

4. Анализ стихотворения

 Учитель: Какое чувство передано в стихотворении? И какое чувство испытали вы, слушая стихотворение?

Ученики: Чувство гордости за народ. Восхищение за мужество,  преданность России.

Учитель: В стихотворении говориться о событиях 1812 года, написано оно почти 160 лет назад. Почему же нас теперь волнуют чувства участников этих событий? Почему во время Великой Отечественной войны защитников Москвы от фашистских полчищ воодушевляли лермонтовские слова «Ребята! Не Москва ль за нами?». Что в этом стихотворении заключено такого, что оно живет и будет жить?

Ученики: Потому, что они защищали свою родину, Москву – сердце России.

Учитель: Прежде чем перейти к анализу стихотворения, я хочу задать Вам вопрос. Сколько лет служили в армии в 19 веке?

Ученик: 25 лет.

Учитель: Молодец! Да, ребята, раньше в армии служили 25 лет. А теперь немного о построении стихотворения, оно виде таких столбиков, в которых 7 строк. Посчитайте. Так вот, эти 7 строк называются строфой. Ребята, а кто и кого спрашивает в первой строфе?

Ученик: Молоденький солдат, новобранец, спрашивает старого солдата.

Учитель: Правильно. Сейчас, в 1837 году, старый солдат служит последний год, значит, начинал он свою службу как раз в 1812 году. И вот что он говорит:

«Да были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя!
Богатыри – не вы!
Плохая им досталась доля
Немногие вернулись с поля…
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

– А, что мы видим на картине П.Е.Заболоцкого?

Ученик: Разговор двух солдат.

Учитель: А как называются разговор двух людей?

Ученик: Диалог.

Учитель: А разговор одного человека?

Ученик: Монолог.

Учитель: Молодцы! А как вы думаете зачем Лермонтов вводит диалог и монолог?

Ученик: Показать старое и новое поколение.

Учитель: Хорошо! Попробуем представить себе рассказчика, нарисовать устно его портрет, рассказать о его мыслях, чувствах, характере, подумать, что в его облике главное?

Ученик: Он артиллерист, невысокий, сильный, т.к. быть артиллеристом это тяжелая работа. Он с седыми усами, у него добрые глаза. рассказывая о битве он волнуется, он русский солдат, который любит свою родину.

Учитель: Скажите, ребята, а почему солдат всегда говорит МЫ и лишь иногда Я?

Ученик: Когда он говорит о себе, это говорит, о том, что он участник битвы и его конкретное место там, а МЫ, это весь народ, т.к. они воюют за всю Родину.

Учитель: Да, ребята, вы правильно думаете и говорите. Чувства и мысли старого солдата – это чувства и мысли всего русского народа, отстоявшего родину в Бородинской битве. Любовь к родине и готовность защищать ее ценой жизни объединила всех воинов, придала им богатырские силы, вдохновила на подвиг. И поэтому поэт Лермонтов, сам горячий патриот воспевает патриотический подвиг народа. Для него эта битва – осуществление роли народа, главный герой ее – народ, а участники битвы – «могучие, лихое племя», «богатыри»

На доске записывается вопрос: Почему Лермонтов называет участников Бородинской битвы богатырями?

Учитель: Покажите в тексте, какие черты русского народа Лермонтов показывает как прекрасные

Ученики:

Могучее, лихое племя
Уж мы пойдем ломить стеною…
Уж постоим головою
За родину свою!
Полковник наш рожден был хватом!
Слуга царю, отец солдатом…
Ребята! Не Москва ль за нами?
Как наши братья умирали           
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали…

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русской бой удалый
Наш рукопашный бой.

Учитель: Сейчас вы зачитали отрывки, где показаны черты русского солдата, а как, можно это назвать словами.

Ученики:   Мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага.

Учитель: Молодцы, хорошо справились с заданием. Да, ребята, есть у народа и такие качества, как единство, чувство товарищества, уверенность в своих силах, чувство превосходства над врагом, порождающее не озлобление, не жестокость, а ироническую усмешку над самоуверенным «мусью», и серьезное сознание своего долга, своей ответственности за судьбу родины и готовность противопоставить командиров свою инициативу, и прямоту, и честность, и способность испытывать упоение в бою.
– Так почему же старый солдат говорит молодому солдату: «Богатыри – не вы»?

Ученики: Он не видит таких качеств у молодого поколения.

Учитель:  Сейчас мы составим небольшой план, дома вы приготовите ответы по этому плану.

На доске записывается план, а ученики – в тетрадь.

План.

1. Что означают слова мужество, героизм, стойкость, удаль, отвага?
2. Почему были проявлены эти качества русского народа в битве?
3. Какая цель была у русского народа?
4. В чем проявились богатырские силы русского народа?

5. Домашнее задание

– Откройте дневники и запишите домашнее задание. Внимательно прочитать стихотворение, и подготовить развернутый ответ по плану.

6. Вывод

– Итак, ребята сегодня мы с вами познакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова «Бородино» вспомнили историю Бородинской битвы, узнали, что такое диалог и монолог, строфа. Выяснили отношения народа к героической странице русской истории.
– Ваши оценки…
– Урок закончен
– Вы свободны.  До свидания.