Урок-путешествие "По морям, по волнам"

Разделы:


Цель: закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме “Гидросфера – водная оболочка Земли”.

Задачи:

  • закрепить и обобщить знания о гидросфере и ранее изученным темам;
  • проверить умения применять знания в различных ситуациях;
  • проверить умения и навыки работы с разнообразными источниками информации;

Подготовительная работа: в начале изучения темы “Гидросфера – водная оболочка Земли” предлагается класс разбить на 2-3 команды (в зависимости от наполняемости класса); командам подготовить презентацию команды, экипировку (погоны, эмблема, пилотки и т.п.), задание о животном мире океанов (на выбор или по жребию, можно дать любую тему на усмотрение учителя).

Оборудование: мультимедиа доска или проектор, презентация игры

( Приложение №1 с блиц- вопросами, заданиями и т.п.), физическая карта мира, листы бумаги, фломастеры, карандаши, контурные карты (Приложение № 2), часы или секундомер.

Ход игры

Выбирается жюри (это могут быть учащиеся старших классов и кл. руководитель), если возможности выбора жюри нет, можно ввести систему карточек или баллов с записью на демонстрационной доске. На выполнение заданий отводится определённое время (отбиваются склянки, т.е. подаётся голосовой или звуковой сигнал), во время выполнения заданий можно использовать музыкальное сопровождение на морскую тематику.

  1. Представление команд (3-4 мин. Для каждой команды)

Команда представляет себя самостоятельно. При этом их представление может быть в виде презентации; капитан представляет всех членов команды и т.п.

  1. Конкурс “Капитанов” (3 мин.)

Капитану необходимо проложить маршрут кругосветного путешествия (для этого конкурса можно использовать задание тетради-практикума издательства “Сфера”, стр.18; 1 часть задания, до заполнения таблицы). Для усложнения задания или в отсутствии полного комплекта УМК “Сфера” можно использовать контурную карту (Приложение 2) с заданием:

“Проложить маршрут кругосветного морского путешествия из заданной точки (ближайшего порта к вашему населённому пункту), и пройти хотя бы через один из крупнейших судоходных каналов мира

  1. Конкурс “По морям, по волнам…” (5-8 мин.) работа в команде с атласами, картами, дополнительными материалами.

Заполнить таблицу к заданию из тетради –практикума издательства “Сфера” стр.19 или при отсутствии комплекта воспользоваться (Приложением №5).

  1. Блиц-опрос для команд. “Это знает даже юнга”

Право ответить на вопрос получает команда, капитан которой быстрее поднимет руку (флажок, кораблик и т.п.) Вопросы для этого конкурса можно найти в приложении № 1, Блиц-опрос.

Для проведения этого конкурса можно воспользоваться вопросами тетради-экзаменатора издательства “Сфера”, стр.32-37, (проверочная работа №1 или № 2). Вопросы проверочной работы на стр.38 – 39, могут быть использованы и как отдельное задание командам.

  1. Конкурс “Синквейн” (2-3 мин.)

Каждая команда получает карточку, на которой написано понятие по данной теме (имя существ.) Задание может быть общее для команд или для каждой команды разное. Например: океан, река, море. Оценивается оригинальность и точность передачи информации малым количеством слов.

Правила составления синквейна.

  • 1 имя существ. (Первая строка), возможно использование сочетания слов.
  • 2 прилагательных. (Вторая строка)
  • 3 глагола (Третья строка)
  • Фраза из четырёх слов (без учёта предлогов и союзов). (Вывод.) ( Четвёртая строка)

Тихий океан
Глубокий, солёный
Бушует, простирается, поглощает
Самый большой океан на Земле.

  1. Конкурс “Где мы?..” (этот конкурс можно провести как разминку в начале игры)

- Какие способы ориентирования вы знаете? Какими способами ориентируются в море?

В этом конкурсе могут принимать участие по 2 представителя от команды. На настенной карте для команд прикреплены флажки разного цвета. Необходимо определить координаты данных точек. ( Приложение № 3)

  1. Конкурс “Домашнее задание”. “Животный мир …..океана”

Команде необходимо представить животный мир океана. Представление может быть в виде презентации (Приложение 4), рассказа, демонстрации иллюстраций – это зависит от умений учащихся.

  1. Конкурс плакатов по теме: “Берегите воду”.

Командам можно заранее дать задание нарисовать плакат, а на уроке провести защиту плаката.

С использованием электронного приложения и подключения к Интернету можно провести конкурс “Самый, самый”. Представителям команд (по 2-3 человека в зависимости от возможностей и наличия ПК) решить тесты из электронного учебника.