Урок литературы по теме "Образ мечтателя в повести Ф.М.Достоевского "Белые ночи"

Разделы: Литература


Тема урока: “Образ мечтателя в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”

Цель урока: выяснить нравственно-философскую проблематику повести и её связь с сегодняшним днём через особенности изображения образа мечтателя.

Задачи: обучающие: выявить особенности образа мечтателя; повторить вопросы теории литературы (роман, сентиментализм, мотив); отработать навыки сравнительного анализа произведений (домашнее задание) и аналитического чтения текста;

развивающие: развитие у учащихся логического мышления, навыков сравнительного анализа в работе с художественным текстом и критической литературой; развитие ИК компетенции.

воспитательные: формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви к художественному слову, живописи, музыке, кинематографии; формирование этических навыков ведения дискуссии.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация, составленная учителем, раздаточный материал (отрывки из критических статей, материал для работы с картинами по повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи”, репродукции картин И. Глазунова).

Форма работы: фронтальная, статистические пары, индивидуальная.

Планируемые результаты: учащиеся раскрывают образ главного героя, постигают философское звучание темы одиночества, приходят к выводу о необходимости любви и участия в жизни людей.

Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь
разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время;
я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком.

Ф.М. Достоевский

Ход урока

I. Организация класса (Вводная часть).

Приветствие, сообщение темы и цели урока.

II. Актуализация знаний.

В начале урока предлагается небольшая литературная разминка работа с тестами на компьютерах по прочитанной повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” (первый уровень восприятия: репродуктивный).

– Назовите фамилию автора, строки которого были использованы Достоевским в качестве эпиграфа? (Тургенев)

– Сколько слов содержит полное название данного произведения? (семь)

– Как звали главную героиню повести “Белые ночи”? (Настенька)

– Сколько ночей было в произведении “Белые ночи”? (четыре)

– Как называется город, в котором происходят описанные героем события? (Петербург)

III. Постановка проблемного вопроса.

Ребята, а что такое мечта? (высказывания учеников) Обратимся к словарю Ожегова С.И. Индивидуальное задание (1.Нечто, созданное воображением, мысленно представляемое. 2.Предмет желаний, стремлений)

А когда мы мечтаем?

Сегодня мы познакомимся с воспоминаниями… воспоминаниями мечтателя и постараемся ответить на проблемный вопрос: Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

IV. Изучение новой темы.

Вопрос классу: – Вы наверняка обратили внимание на необычное название одного из ранних произведений Ф.М. Достоевского. Критик Дружинин А.В. даже счёл название “немного странным и хитросплетённым”.

(Впервые опубликованные в 1848году, “Белые ночи” имеют два подзаголовка: “Сентиментальный роман” и “Из воспоминаний мечтателя”)

Существует выражение: “За семью печатями”. Или: “за семью замками”. Как справедливо замечает Юрий Манн в статье “Боль о человеке”, “по счастливому совпадению, семь слов романа – это как бы семь ключиков к его художественной тайне”. И мы сегодня на уроке попробуем её приоткрыть.

– Какие слова взял Достоевский в качестве эпиграфа? Какой комментарий вы можете дать к ним? (В качестве эпиграфа Достоевский взял три последние строчки из стихотворения И.С. Тургенева “Цветок” (1843), слегка изменив и тем самым отчасти переосмыслив их. В первом – уверенность, во втором – сомнение.

У Тургенева:

Знать, был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего.

У Достоевского:

…Иль был он создан для того,
Чтобы побыть одно мгновенье
В соседстве сердца твоего?..)

И подзаголовки, и эпиграф как бы настраивают читателя, ещё до того, как он прочтёт первые строчки, на восприятие “Белых ночей” как своеобразного лирического произведения в прозе. (Связь “Белых ночей” с поэзией отмечена в работах о Достоевском. Есть предположение, что в “Белых ночах” использованы мотивы нескольких ранних стихотворений из любовной лирики А. Плещеева, которому была посвящена первая публикация произведения (стихотворения “Бал”, “Элегия”). Сопоставление петербургской природы с образом больной, чахоточной девы, видимо, развивает сходный мотив из стихотворения Пушкина “Осень” (1833). Вся ситуация, нарисованная в “Белых ночах”, как бы овеяна поэтической атмосферой “Медного всадника”.)

– От чьего лица ведется повествование в повести “Белые ночи”?

Тема мечтателя волновала Достоевского всю жизнь. Позднее он даже намеревался писать роман “Мечтатель”, ибо, как считал писатель, “и все мы более или менее мечтатели”.

Впервые Достоевский нарисовал психологический портрет мечтателя в1847 году в “Петербургской летописи” (так назывался воскресный фельетон, который писатель вёл в газете “Санкт-Петербургские ведомости”) (фельетоном называли занимательные материалы, различные статьи, заметки, помещаемые в нижней части газеты). Внимание на слайд “Петербургская летопись”:

“…В характерах, жадных деятельности, жадных непосредственной жизни, жадных действительности, но слабых, женственных, нежных, мало-помалу зарождается то, что называют мечтательностью, и человек делается не человеком, а каким-то странным существом среднего рода – мечтателем…

Они любят читать и читать всякие книги, даже серьёзные, специальные, но обыкновенно со второй, третьей страницы бросают чтение, ибо удовлетворились вполне. Фантазия их подвижная, летучая, лёгкая, уже возбуждена, впечатление настроено, и целый мечтательный мир <…> вдруг овладевает всем бытием мечтателя. …

Постепенно, неприметно начинает в нём притупляться талант действительной жизни. Ему, естественно, начинает казаться, что наслаждения, доставляемые ему своевольной фантазией, полнее, роскошнее, любовнее настоящей жизни”.

– Как вы думаете, можно ли эту характеристику мечтателя отнести к герою “Белых ночей”? Найдите подтверждение в тексте.

– Почему Мечтатель погружается в свой воображаемый мир? Как он отзывается об окружающем мире? (Одиночество, уединение героя “Белых ночей” от жизни – это проявление его неприятия окружающего мира, где, по его словам, “всё между нами холодно, угрюмо, точно сердито”) Люди вечно торопятся жить: то на службу, то домой, то на дачу… А разве сегодня не так? Есть ли в этом элемент одиночества человека в обществе?

– Актуальна ли проблема одиночества, поднятая Достоевским, в наше время?

– “В основе жизнедеятельности человека лежит гармония – между внешним миром и внутренним, между поступками и волей, между мыслью и воображением. Если же берёт верх что-либо одно, равновесие нарушается, и всё развитие человека получает однобокое, искажённое направление. (Ю. Манн “Боль о человеке”)

– Есть такая гармонии в жизни мечтателя? В чем кроется причина дисгармонии? (У героя “Белых ночей” идеальная, мечтательная жизнь поглотила жизнь внешнюю. Сам он это осознаёт и страдает, называя мечты “фальшью”, “сладострастным ядом”.)

– Как в описании прогулок Мечтателя по Петербургу в начале романа проявляется его страстное желание сердечных, человеческих отношений? (Работа с текстом)

– Перечитайте сцену первой встречи Мечтателя с Настенькой (чтение по ролям). (Со слов: “Да, если моя рука дрожит, то это оттого, что никогда ещё её не обхватывала такая хорошенькая маленькая ручка, как ваша” До слов: “О, вы меня не знаете!”) Почему он так легко и просто увлёкся девушкой? (Все его прежние встречи были воображаемые, а тут – настоящие встречи, знакомства, почти роман…)

– И тут открывается смысл такого понятия, как “сентиментальный роман”. У слова “роман” два значения. Обратимся к словарю Ожегова С.И.(Индив. задание. Работа со словарём)

Роман 1 – повествовательное произведение со сложным сюжетом и многими героями, большая форма эпической прозы.
Роман 2 – любовные отношения между мужчиной и женщиной. (по сл. Ожегова С.И.)

– В каком значении употреблено в этом подзаголовке слово “роман”? (Любовные отношения между мужчиной и женщиной)

– Что означает прибавка “сентиментальный”? (Буквально означает “чувствительный”) Итак, по словам Ю. Манна, “это не просто роман, а сентиментальный, то есть овеянный поэзией сердечного чувства, размывающей контуры реальных событий и происшествий”

– В “Ночи второй” Настенька говорит герою-рассказчику: “Послушайте: вы так прекрасно рассказываете, но нельзя ли рассказывать не так прекрасно? А то вы говорите, точно книгу читаете.

- Настенька! – отвечал я важным и строгим голосом, едва удерживаясь от смеха, – милая Настенька, я знаю, что я рассказываю прекрасно, но, виноват, иначе рассказывать я не умею”.

– Мог ли Мечтатель выговориться перед кем-нибудь до Настеньки? Какой мотив начинает звучать в диалоге мечтателя и Настеньки? (Мотив невыговоренности. Чувство, не выговоренное вслух и вовремя, приобретает необычайную силу и выразительность. “Мелкий чиновник впервые у Достоевского говорит так много и с такими тональными вибрациями”, – заметил известный литературовед В.В. Виноградов. С “тональными вибрациями” – это значит с необычайным диапазоном тонких душевных движений. Подобного русская литература ещё не знала)

– В конце произведения герой-рассказчик сообщает, что между описанными событиями и моментом их изложения прошло пятнадцать лет.

Почему время (как элемент хронотопа, его категория) указано Достоевским точно? В чём смысл этого? (Мечтатель говорит, что он даже справляет годовщину своих особенных воспоминаний)

– Обратим внимание на особенности композиции романа: всё действие романа происходит ночью. В нём нет даже привычного деления на главы, есть ночи: “Ночь первая”, “Ночь вторая”… Всего четыре ночи. Как вы думаете, с чем это связано? (Потому что каждая ночь – это событие, связанное с нею. Возникает контраст дня и ночи. Ночь “лучше дня”.)

– Пока не наступила развязка, в романе разлито какое-то всевластие ночи. С образом “ночи” связан более или менее устойчивый круг значений. Ночь – пора мечтаний, сокровенной жизни духа, подъёма чувств. Ночь – поэзия. А день – проза. А тут ведь ещё не просто ночи, а белые. О чём говорит нам этот эпитет? (В нём есть прежде всего колорит места, то есть характерная примета северной столицы. С другой стороны, в таких ночах есть что-то ненастоящее, фантастическое”. Мечтатель говорит: “Вчера было наше третье свидание, наша третья белая ночь” Чем были для него эти ночи? Свидание – любовь – белая ночь)

– В произведении, состоящем из четырёх “ночей”, заменяющих главки, есть лишь одно “утро”. Но это утро – как эпилог. Прочитаем первый абзац “Утра”. (“Мои ночи кончились утром. День был нехороший…”)

– Вы заметили, что для Достоевского время и пространство как категории художественные очень важны.

– У истории любви Мечтателя к Настеньке печальный конец. Однако само произведение завершается на иной ноте. Прочитайте текст со слов: “Но чтобы я помнил обиду мою, Настенька!” и до конца. Какой мотив начинает отчётливо звучать в этих строках?

– Работа с отрывками из критических статей по повести “Белые ночи”. Отрывки на сопоставление раздаются всем. (заслушиваются мнения учеников)

– С каким лирическим произведение перекликается финал “Белых ночей” (со стихотворением Пушкина “Я вас любил…”)

Я предлагаю вам послушать романс на стихи А.С. Пушкина (муз. Б.Шереметьев). (звучит романс)

Творчество Ф.М. Достоевского никого не оставляет равнодушным. И мы сегодня имеем возможность виртуально посетить выставку картин современного художника Ильи Сергеевича Глазунова в Государственном русском музее в Петербурге. Всемирную славу Илье Сергеевичу принесли иллюстрации к произведениям его любимого философа, писателя, русского пророка Федора Михайловича Достоевского. Он единственный художник, который проиллюстрировал все произведения великого писателя. Работы Глазунова, выражающие внутренний мир героев Достоевского,— одна из вершин его творчества. Как и во многих романах писателя, фоном жизни героев художника является Петербург, где он родился и вырос, навсегда полюбив его. (См. материалы к выставке)

– Какие цвета преобладают на картинах И.Глазунова и случайно ли это?

V. Подведение итогов работы.

Формулировка поставленной проблемы и её решение как вывод.

Постановка проблемного вопроса: Какие человеческие качества утверждаются в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” как “прекрасные и святые”?

Мечтатель: Разочарованность в жизни и уход в мир иллюзий; чем дольше пребывает там, тем болезненнее осознаёт искусственность, неправильность своей жизни. Конфликт с миром приводит к конфликту внутри себя.

Внимание другого человека способно примирить человека с самим собой, помочь понять свою ценность в этом реальном мире, т.о. Мечтателю необходима была встреча с Настенькой. (“Анастасия” в переводе с греческого означает “воскресение”) Героиня воскрешает к жизни несчастного мечтателя.

В своих произведениях Ф.М. Достоевский ставит коренные вопросы бытия – проблемы смысла жизни, общечеловеческого идеала. Постижение этих проблем особенно важно в наше непростое время.

Выставление оценок.

Домашнее задание (предоставляется право выбора):

– Что ищет Мечтатель? К чему стремится Макар Девушкин? Есть ли что-то общее у героев, которые полюбили, которые искренни в своих чувствах? Вот над этими вопросами вам и предстоит подумать дома и составить сравнительную таблицу двух героев ранних произведений Достоевского. (Незаполненные таблицы раздаются всем)

  общее различное
Мечтатель    
М. Девушкин  

1. Составить сравнительную таблицу двух героев ранних произведений Достоевского: М. Девушкина и Мечтателя.

2. Написать сочинение-миниатюру на тему: “Что нового вы открыли для себя в повести Ф.М. Достоевского “Белые ночи” благодаря иллюстрациям художника И. Глазунова?”

Материалы к выставке картин современного художника Ильи Сергеевича Глазунова в Государственном русском музее в Петербурге

А) “Утро. Письмо Настеньки” Я долго перечитывал это письмо; слёзы просились из глаз моих. Наконец оно выпало у меня из рук, и я закрыл лицо.

– Касатик! а касатик! – начала Матрёна.

– Что, старуха?

– А паутину-то я всю с потолка сняла; теперь хоть женись, гостей созывай, так в ту ж пору…

Б) “Настенька” В сторонке, прислонившись к перилам канала, стояла женщина, облокотившись на решётку… Она была одета в премиленькой жёлтой шляпке и в кокетливой чёрной мантильке.

В) “Первое свидание” Была чудная ночь, такая ночь, которая разве только и может быть тогда, когда мы молоды, любезный читатель. Небо было такое звёздное, такое светлое небо, что, взглянув на него, невольно нужно было спросить себя: неужели же могут жить под таким небом разные сердитые и капризные люди?

Г) “Одиночество”

Д) “Мечтатель” Я мечтатель; у меня так мало действительной жизни… Мне 26 лет, а я никого не видал. Никакого знакомства! и только мечтаю каждый день, что наконец-то когда-нибудь я встречу кого-нибудь.

Е) “Мечтатель и Настенька” Но что это? Точно чудо со мной совершается… Где я, боже мой? Ну, скажите, неужели вы недовольны тем, что не рассердились, как сделала бы другая, не отогнали меня в самом начале? Две минуты, и вы сделали меня навсегда счастливым; почём знать, может быть, вы меня с собой помирили, разрешили мои сомнения…

Ж) “Встреча” Я тотчас же пошёл вслед за ней, но она догадалась, оставила набережную, прошла через улицу и пошла по тротуару. Я не посмел перейти через улицу. Сердце моё трепетало, как у пойманной птички.

З) “Настенька уходит” Я долго стоял и глядел им вслед… Наконец оба они исчезли из глаз моих…

И) “Дождь” Сегодня день был печальный, дождливый, без просвета, точно будущая старость моя. Меня теснят такие странные мысли, такие тёмные ощущения, такие ещё не ясные для меня вопросы толпятся в моей голове, – а как-то нет ни силы, ни хотения их разрешить.

К) “Сон мечтателя” Мои ночи кончились утром. День был нехороший. Шёл дождь и уныло стучал в мои стёкла; в комнатке было темно, на дворе пасмурно. Голова у меня болела и кружилась; лихорадка прокрадывалась по моим членам.

Презентация