Использование компьютерных презентаций на уроках иностранного языка – потребность времени

Разделы: Иностранные языки


Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Однако компьютерные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они используются вместе с современными педагогическими технологиями и передовыми методическими приемами.

Основные виды работы с персональным компьютером на уроках английского языка можно разделить на две группы: использование обучающих и познавательных программ на CD и создание программ и презентаций самим учителем в сотрудничестве с учащимися с дальнейшим применением их на уроках при объяснении материала или при его отработке и проверке.

Хочу рассказать об опыте создания и использовании компьютерных презентаций на уроках английского языка. Учитель создает презентацию, используя конкретный материал, учитывая конкретных учеников, их способности и языковую подготовку, осуществляя таким образом личностно-ориентированное обучение. Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Например, при объяснении образования вопросов, учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы и таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием опирается на визуальность, что ведет к лучшему усвоению материала. Создание такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. При достаточном опыте работы создание презентации в Microsoft Power Point занимает около трех-четырех часов.

Свою первую компьютерную презентацию мои учащиеся создали еще в 2005 году. Это был интегрированный проект “Мой город” по предметам информатика – английский язык. Работа была выполнена группой учащихся с использованием проектной методики.

Презентация содержит богатый материал о нашем городе, сопровождается показом фотографий, эффектами анимации, полностью озвучен на английском языке. Проект занял первое место в школьной научно-практической конференции, в городском конкурсе.

“Интеллектуал – 2005” был награжден грамотой в номинации “За глубину содержания, актуальность и применение компьютерных технологий. “Это был единственный проект, представленный в компьютерном варианте. Хочется отметить практическую направленность презентации. Мы широко используем ее при проведении уроков и внеклассных мероприятий. В 2007 году я принимала участие в Краевом конкурсе.

“Инновационный проект” с работой на тему “Исследовательская деятельность учащихся в условиях проектного метода. Использование информационных технологий в проектной.

методике”, где был представлен именно этот проект. Работа награждена Дипломом за творческий подход в организации регионального компонента содержания образования.

Использование современных компьютерных технологий позволяет добиваться высоких результатов успеваемости и повышать мотивацию к изучению английского языка. Мы работаем по УМК под редакцией В.П.Кузовлева и других авторов. В этих учебных комплексах во всех параллелях изучение темы заканчивается созданием проекта. Мои учащиеся как правило выполняют эти проекты в компьютерном варианте. Это могут быть либо печатные варианты, выполненные в Microsoft Word, либо компьютерные презентации, выполненные в Microsoft Power Point. Считаю, что такие формы работы совершенствуют не только навыки владения компьютером, но и углубляют знания по английскому языку. Ребята с удовольствием выполняют такие задания, получая как правило хорошие и отличные оценки. В нашей гимназии созданы прекрасные условия для работы с компьютерами. К услугам учащихся три компьютерных класса и медиацентр, оснащенные новейшим оборудованием. За последние несколько лет нами созданы интересные, содержательные, иллюстрированные компьютерные презентации: “Я и моя семья” (5-й класс), “Мои летние каникулы”, “Мое любимое время года” (6-й класс), “Моя школа”, “Защита окружающей среды”, “Лондон – столица Англии” (7-йкласс), “Телевидение в нашей жизни”, “Эпоха Биттлз”, “Британия – очаровательная страна” (9-й класс), “Россия: политическая система и государственная символика”, “Молодежные субкультуры и музыкальные стили” (10-й класс), “События, которые потрясли мир”, “Кино – великое искусство ХХ века” (11-й класс). Ребята выступают с защитой проектов и презентаций на школьных научно-практических конференциях, городских конкурсах “Интеллектуал”, во время экзаменационных сессий.

Эти и многие другие презентации используются на уроках при изучении соответствующих тем. Наиболее продуктивными зарекомендовали себя презентации, в которых после предъявления материала даны упражнения на закрепление или тестовые задания. Эти упражнения учащиеся выполняют коллективно прямо с экрана , либо индивидуально в виде компьютерных тестов. Каждая презентация содержит название работы с указанием ее автора (слайд 1); цели и задачи, предмет исследования (слайд 2); содержание (слайд 3). Далее материал расположен в зависимости от темы. Например, презентация “Британия – очаровательная страна” содержит 40 слайдов. Она очень понравилась учащимся глубиной содержания, иллюстративностью, доступностью материала, практической направленностью. В ней отражено географическое положение страны; климат, погода, природа, рельеф; население, города; политическая система страны; ее государственная символика. В презентации много красочных фотографий с видами страны, есть карта Соединенного Королевства, Объединенный Флаг ( Union Jack ), Национальный Гимн ( God Save the Queen ), Национальные Эмблемы Англии, Шотландии, Уэльса, Северной Ирландии; схема политического устройства страны. Многие слайды содержат информацию в виде текста, а также поэтические произведения – стихотворения известных поэтов Р. Бернса “В горах мое сердце…”, Х. Лонгфеллоу “Нарциссы”, Р. Браунинга “Англия”. Показ слайдов сопровождается анимационными эффектами и текстом. Презентация заканчивается тестом, который содержит вопросы по всей теме “Британия в мире”. Мы использовали эту презентацию на итоговом уроке по данной теме в 9-м классе. После обобщения материала ребята выполняли тест. Все получили хорошие и отличные оценки.

Еще одну замечательную компьютерную презентацию создали учащиеся 11-го класса – “Кино – великое искусство ХХ века”. Они представляли ее на школьной научно-практической конференции, а теперь я использую ее при изучении темы “Чем наслаждается молодежь?” в 11-м классе. Презентация создана в виде фильма, который рассказывает об истории мирового кинематографа; о первом фильме “Прибытие поезда”, созданного братьями Люмьер; об истории русского кинематографа. Интересный материал представлен о центре мировой киноиндустрии – Голливуде, о звездах Голливуда, о знаменитых киностудиях, о фильмах разных жанров и о фильмах, награжденных премией “Оскар”, о звездах русского кинематографа. Огромное впечатление производит отрывок из фильма “Титаник” – сцена погружения, а также музыкальный клип “My Heart Will Go On”, которые органично вписываются в презентацию. Такие презентации делают уроки живыми, интересными, продуктивными; повышают интерес к изучению предмета.

Хочется отметить еще один положительный момент. Поиск информации и иллюстративный материал для презентаций ребята очень часто осуществляют в Internet.

Так как в нашей гимназии существует доступ в Internet, учащиеся пользуются им непосредственно в медиацентре, что позволяет совершенствовать навыки работы в Internet, углублять знания английского языка и существенно экономить время.

Обобщая опыт применения компьютерных технологий на уроках иностранного языка, можно сделать вывод:

  • они улучшают качество усвоения материала;
  • ускоряют процесс обучения;
  • делают урок интересным, живым, продуктивным;
  • способствуют повышению мотивации к предмету;
  • позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  • дают возможность избежать субъективности оценки.
  • развивают творческие способности учащихся

Создаваемые самим учителем программы и презентации рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых он обучает. Поэтому я считаю, что компьютерные технологии способствуют раскрытию, сохранению и развитию личностных качеств обучаемых. Их использование создает предпосылки для интенсификации образовательного процесса. Конечно, главной и ведущей фигурой на уроке остается учитель. Но применение компьютерных технологий является одним из эффективных способов организации учебного процесса. И поскольку в стране идет модернизация образования, одним из основных требований в профессиональной деятельности учителя иностранного языка является информационная компетентность.

Презентацию можно получить у автора статьи.