Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Современные педагогические технологии в образовательном процессе

Разделы: Преподавание информатики


Еще К.Д.Ушинский, основоположник научной педагогики в России, писал, что учение - есть труд, полный активности и мысли. Но именно активная ( деятельностная и мыслительная) творческая сторона учения недостаточно актуализирована при традиционной организации обучения.

Повышение эффективности урока - одна из насущных задач совершенствования качества учебно-воспитательного процесса.

Проблемой педагогических технологий как составляющей педагогической системы занимаются многие педагоги и психологи: В.П.Беспалько, М.В.Кларин, С.А.Маврин - определениями педагогической технологии; Б.Т.Лихачев - задачами педагогической технологии; Г.И.Щукина, М.Н.Скаткин, А.К.Маркова и другие - деятельностным подходом в обучении.

Но аспект практической реализации современных педагогических технологий на уроке остается актуальным.

"Всё новое - это хорошо забытое старое" - утверждение, не лишённое максимализма. Оно "затёрлось" от времени и частого употребления, но от того не перестало быть верным в особенности для педагогики.

Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии.

  • Существуют разные определения педагогической технологии. Одно из наиболее удачных определений принадлежит Беспалько, т. к. нацелено на формирование личности ученика, что очень важно в эпоху перемен.
  • На мой взгляд, наиболее удачно отражают сущность педагогических технологий следующие определения:

"Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования" (ЮНЕСКО).

"Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя" (В.Монахов).

  • Педагогическая технология - это определенная система, реализуемая на практике. Системно -деятельностный подход является методологической основой изучения, конструирования и применения педагогической технологии.
  • Технологический подход имеет воплощение в построении систем обучения в прошлом и настоящем.

Отсюда вытекает, что для формирования определенных знаний необходимо знание не только определенного содержания, в нашем случае курса школьной информатики, но и знание методологических и методических основ преподавания. Благодаря которым можно выстроить если не эффективную, то оптимальную модель обучения, когда последовательно решая ряд педагогических задач, можно прийти к планируемому результату.

В своей практической деятельности я использую следующие педагогические технологии: здоровьесберегающие, формирование ОУУН, игровые, групповые методы обучения, развивающего обучения, взаимообучения, тестовые технологии и другие. Последние два года я обратилась к образовательным технологиям и опыту М. Монтессори и С.Френе, работавших с апликациями и конструктивными элементами, только я включаю работу с фрагментами текста и объектами (блок-схем, графические объекты).

Выработанная система даёт хорошие результаты успеваемости, повышает качество знаний, позволяет успешно участвовать в предметных олимпиадах, самое главное, активизирует познавательную деятельность, учит применять знания, полученные на уроках, в нестандартных ситуациях, формирует творческое мышление, т.к. ум, хорошо устроенный лучше, чем ум, хорошо наполненный.

В кабинете информатики, где я работаю, один компьютер на два ученика. Поэтому группу делю ещё на две подгруппы, которые по очереди работают за компьютером. Та подгруппа, которая сидит за партами выполняет работу с конструктивными элементами.

Например, изучая графический редактор Paint в 5 классе на уроке "Построения с помощью клавиши Shift" ( учебник М.В.Макаровой) одна подгруппа рисует кубик в среде ГР "Paint", а другая его клеит по готовой развёртке и отвечает на вопросы по карточке: сколько граней имеет куб, сколько рёбер, вершин и т.д. Затем склеенные кубики, использую когда изучаем конструирование из кубиков.

При выполнении творческой работы в 6 классе Средневековый город, одра подгруппа выполняет на компьютере свою работу, а другая- занимается конструированием за столом. Для работы за компьютером создаю меню готовых форм (приложение 1). В книжном магазине мне попалась книга игра- коструктор Сергея Долгова, которая развивает аккуратность, абстрактное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, любовь к труду и творчеству. Разъединяю листы, каждому ученику даю по детали, они их вырезают и склеивают эти детали, к концу учебного дня получаем дворец или замок, крепость или собор.

При изучении темы "Классификация объектов" делю группу на три подгруппы, каждая подгруппа занимается классификацией предложенных объектов либо по указанному признаку, либо по признаку выбранным самостоятельно ( заготовки объектов лежат в конверте на столе, в конверте имеются и лишние образцы). Схему оформляют на бумаге формата А3 с помощью клея- карандаша. Затем каждая группа защищает своё творение. Даёт общее название классу объектов, называет признак классификации, выделенные подклассы объектов, объясняет почему выделены такие подклассы, называет экземпляры подклассов и т.д.

Изучая программирование, моим ученикам нравится работа "Восстанови порядок". Раздаю набор программных строк (в наборе обязательно есть 2-3 строки лишние) учащиеся восстанавливают программу. Можно дать задание по собранной программе сформулировать условие задачи. Конечно, работа по созданию заданий требует много времени, но изучая текстовый редактор, графический редактор даю задания ученикам напечатать необходимый текст или нарисовать объект. Это экономит время учителя.

Приведу приём " шесть мониторов мышления". Форма организации групповая или индивидуальная. Предварительно готовлю шесть мониторов разной окраски: белый, чёрный, жёлтый, синий, красный, зелёный. Каждой группе предлагаю выбрать цвет монитора и соответственно цвету своё задание. Такой приём чаще всего использую на обобщающих уроках. Белый цвет- нейтральная позиция: группа излагает название темы, говорит о ведущих идеях, даёт основные определения, свойства, приводит примеры согласно теоретических знаний, приводит дополнительные знания из вспомогательного материала.

Чёрный цвет- позиция против группа или представитель группы говорит об ошибках и противоречиях, о своём несогласии с тем, что изложила первая группа.

Жёлтый цвет- позиция "за", говорит о том, что нового они узнали из выступления группы "белый монитор" и добавляют свои новые факты, к