Элективный курс "Возращение к истокам"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Дополнительное образование в гимназии является важнейшим звеном системы непрерывного образования, в нем наиболее реализуется личностно ориентированная стратегия обучения и воспитания, оно, на наш взгляд, является ключом к успешному развитию ребенка.

В сфере внеурочной деятельности школа считает главным:

  • создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей детей, их самовыражения и самоопределения;
  • построение на основе различных форм дополнительного образования целостной системы выявления и поддержки одаренных детей; организацию плодотворного взаимодействия этой системы с системой общего образования;
  • свободный выбор учащимися дополнительных образовательных направлений и программ;
  • признание права на пересмотр возможностей в самореализации, создание ситуации для успешной деятельности каждого, с учетом того, что не все дети обладают одинаковыми способностями и возможностями.

Примером коллектива, где успешно сочетаются многие из перечисленных принципов, является кукольный театр.

В последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие гораздо больше, чем их сверстники. Отмечая недостаток наблюдательности, творческого воображения, несформированность эмоциональной сферы у первоклассников, школьные психологи все чаще ставят диагноз “не доиграл”, т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе “сотворения игры”.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения, снятия зажатости, заторможенности, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, сочинительство, фантазирование. Все это может дать театрализованная деятельность Кукла... В нашем представлении ее образ тесно связан со стихией игры, с ребенком.

Между тем, играя с куклами, наши малыши оказываются хранителями наследства далекого Детства Человечества.

Куклы возникли в глубокой древности. И вовсе не для того, чтоб с ними играли. Они были призваны выполнять те функции, которые оказывались недоступными для человека, – исполняли роли богов в ритуалах и религиозных празднествах. Делались они из дерева и глины – материалов во многих культурах считавшихся материалами первотворения божественных и человеческих существ. Куклы обладали магической силой. С их помощью можно было колдовать. По этой причине у народных игрушек в течение долгого времени не прорисовывали лиц: кукла делала своего владетеля господином над тем человеком, на которого была похожа. Теперь– это забытые страницы истории. Кукла перешла в мир детской игры. Но утратила ли она полностью свою былую власть?

В одной сказке маленькая принцесса получает в подарок бесценное сокровище –  волшебную книгу, картинки в которой могут оживать, а герои сами рассказывают свои удивительные истории. Такое бывает только в сказке? Нет. Это чудо может подарить каждый из вас своему ребенку – кукольный театр.

Цель курса: развитие речи, приобщение детей к культуре, традициям, обычаям своего народа, нравственным ценностям, для развития культурных потребностей и творческих способностей учащихся.

Задачи;

  • знакомство с библиотекой, справочной литературой, привитие навыка работы со справочной литературой, поиск научной информации;
  • расширение представлений по истории происхождения куклы и зарождения кукольного театра;
  • знакомство со сценарием, совершенство навыка дикции, развитие дыхания и свободы речевого аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции, логики речи и орфоэпии, развитие связной образной речи. Развитие умения сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. Развитие памяти;
  • изготовление различных видов кукол: пальчиковой, планшетной, перчаточной из ручных материалов и в старинной технике папье-маше для школьного театра;
  • развитие трудовых навыков;
  • формирование навыка оформления исследований, рефератов – обучение навыкам мониторинга.

Ожидаемые результаты: развитие личности и творческих способностей каждого ребенка, его речи, памяти, трудовых навыков.

Итоговая работа представление сказки собственного сочинения (“В одном гимназическом царстве”) на фестивале проектов.

Организация исследования влияния занятий кукольного театра на развитие речи и творческих способностей учащихся.

Оформление рекомендаций для тех, кто решил заняться кукольным театром. Конкурс рисунков после просмотра спектакля для зрителей. Премьеры спектаклей для ДОУ, которые посещали участники кружка.

2. Учебно-тематический план (2-й класс)

Наименование тем курса В том числе Всего Форма контроля
лекций практические семинары
1. Вводный урок Экскурсия в библиотеку 1 ч
2. Справочная литература: виды, содержание 2 ч
3. Поиск информации в БСЭ, ДЭ Составление конспекта
4. Сценарий: автор, роль, характер, речь, тембр голоса 2 ч
5. Оформление и представление сказки собственного сочинения
6. Куклы-наперстки 2 ч Мини-представление
8. Кукольный театр – особый вид театрального искусства 1 ч Обобщение найденной информации о видах кукол и кукольных театрах
9. Изготовление верховой куклы из подручных материалов 3 ч 3 ч
12. Культура и техника речи актера речи
13. Постановка спектакля “Как царские дети змея победили” 3 ч 3 ч
16. Приемы изготовления кукол- перчаток. Техника папье-маше 3 ч 3 ч
19. О чем рассказывает русский костюм. 1 ч 1 ч Составление эскиза костюма
20. Костюм для куклы: отражение характера персонажа и времени Приглашение к совместной работе родителей 2 ч
22. Декорации . Что это такое и какими они должны быть. 2 ч 2 ч Эскиз декораций и изготовление
24. Работа со сценарием 3 ч 3 ч
27. Премьера спектакля 1 ч
29. Анализ премьеры 1 ч
30–34. Как оформить доклад 3 ч Оформление проекта “Наш кукольный театр”

3. Методические рекомендации

Вводный урок. 1 ч

“Возвращение к истокам” – это творческий центр исследовательского направления. Ребята смогут не только научиться изготавливать куклы в старинных традициях русского театра, но и сами будут учиться работать библиотеке с научно-познавательной литературой, будут сравнивать информацию о кукольном театре и разных источников.

Практическая работа. Экскурсия в школьную библиотеку. Справочный аппарат библиотеки.

Занятие № 2 (2 ч)

Справочная литература: Большая Советская энциклопедия – прием поиска информации.
Справочный аппарат детской энциклопедии, поиск информации.
Прием поиска информации в детских журналах “Миша”, “Мурзилка”, Детская роман-газета.
Практическая работа. Конспект статей о театре кукол.

Занятие № 3 (2 ч)

Знакомство со сценарием. Автор, роль, характер персонажа и его отражение в речи, тембр голоса.
Чтение сценария, работа над выразительностью речи. Чистоговорки .
Работа со сказками “Лиса и журавль”, В.Зотов “За двумя зайцами”
Практика. Работа в группах – сочинение сказки и разыгрывание.

Занятие № 4 (2 ч)

Куклы-наперстки. Изготовление. Материал, выкройка, приемы обработки.
Практика. разыгрывание сказки собственного сочинения, знакомых сказок.

Занятие № 5 – семинар (1 ч)

Кукольный театр – особый вид театрального искусства.
Представление найденной информации о кукольном театре и куклах.

Занятие № 6 (3 ч)

Приемы изготовления верховой куклы-перчатки из подручного материала.

Занятие № 7 (1 ч)

Культура и техника речи актера.

Занятие № 8 (3 ч)

Подготовка к постановке сказки “Как царские дети змея победили”.

Занятие № 9 (3 ч)

Изготовление кукол для кукольного театра в старинных русских традициях.
Пластилиновая маска.
Маска папье-маше.
Грунтовка, раскрашивание.

Занятие № 10 (1 ч)

О чем рассказывает русский костюм. Значение символики на русском костюме. Символическое изображение знаков земли, огня, зерна, травы.
Практическое занятие. Эскиз костюма.

Занятие № 11 (2 ч)

Костюм для куклы: отражение характера персонажа и времени.
Совместная работа с родителями: изготовление одежды для куклы.

Занятие № 12 (2 ч)

Декорации. Что это такое? Какими они должны быть.
Практическое занятие: изготовление ширмы и декораций для спектакля.

Занятие № 13 (3 ч)

Подготовка спектакля. Занятие по культуре и технике речи. Заучивание ролей.

Занятие № 14 (2 ч)

Премьера спектакля. Анализ постановки.

Занятие № 13 (1 ч)

Психологический мониторинг рисунков зрителей после просмотра спектакля.

Занятие № 14 (резерв)

Правила оформления творческой работы: реферата, сообщения, доклада.
Подготовка к участию в НПК “Шаг в будущее”.

2. Учебно-тематический план (3-й класс)

Наименование тем курса В том числе Всего Форма контроля
лекций практические семинары
1. Вводный урок. “Чему мы научились.” 1 ч
2. Культура и техника речи кукольника. 2 ч
Составление конспекта
Основы театральной культуры. 1 ч 1 ч
2 ч 2 ч Конкурс, оформление и представление сказок собственного сочинения
4. Рождение спектакля. 2 ч 2 ч
5. Будни кукловода. (Работа над спектаклем) 1 ч 2 ч 3 ч

(+1 ч)

6. Премьера спектакля. 1 ч Участие в конкурсе проектов
7. Анализ выступления. Повторные показы спектакля. 1 ч(+1ч)
8. Выбор инсценировки и ее обсуждение с детьми. 1 ч 1 ч
9. Изготовление недостающих кукол– персонажей. 3 ч 3 ч
10. Культура и техника речи 1 ч 1 ч
11. Костюм для куклы: отражение характера персонажа и времени 1 ч 2 ч Составление эскиза костюма
12. Работа над спектаклем   3 ч   3 ч Эскиз декораций и изготовление
13. Премьеры спектаклей. Анализ       2 ч  
14. Составление рекомендаций для тех, кто хочет заняться кукольным театром       3 ч Оформление проекта "Наш кукольный театр"
15–19.         4 ч  

3. Методические рекомендации

Вводный урок (1 ч)

“Возвращение к истокам”– это творческий центр исследовательского направления. Ребята смогут не только научиться изготавливать куклы в старинных традициях русского театра, но и сами будут учиться работать в библиотеке с научно-познавательной литературой , будут сравнивать информацию о кукольном театре из разных источников.

Обобщение информации, полученной в прошлом году (виды кукол, приемы изготовления).

Практическая работа. Поиск информации о театрах кукол в других странах.

Занятие № 2 (2ч)

Тема: Культура и техника речи кукольника.

  1. Обобщение. История кукольных театров других стран.
  2. Беседа о культуре речи актера.
  3. Речевые упражнения: чисто говорки, скороговорки. Дыхательная гимнастика.
  4. Работа над выразительностью речи. Отработка ролей из спектакля “Волшебное кольцо”.
  5. Повторить свои роли.

Занятие № 3 (3 ч)

Тема: Основы театральной культуры.

Лекция.

  1. Особенности театрального искусства (главное: театральное искусство– коллективное, так как создается усилиями всех участников творческого коллектива).
  2. Виды театрального искусства( просмотр фрагментов видеозаписи кукольного спектакля, драматического театра, балетных и оперных спектаклей, радиоспектакль).
  3. Импровизация: постановка сказки “Теремок”, используя виды театра: кукольный, драматический, музыкальный (опера, балет, мюзикл, оперетта).

Практика.

  1. Знакомство со сценарием. Анализ построения сюжета.
  2. Роль, характер персонажа и его отражение в речи, тембр голоса.
  3. Анализ сценария.

Подготовка голосового аппарата актера, работа над выразительностью речи.

Работа со сказками “Лиса и журавль” по группам.

Практика. Работа в группах – сочинение сказки и разыгрывание.

Практика: разыгрывание сказок собственного сочинения.

Д/з. придумать свой сюжет сказки “В одном гимназическом царстве”.

Занятие № 4. (2 ч)

Тема: Рождение спектакля.

  1. Конкурс сочиненных сказок.
  2. Анализ сочинений. Построение единого сюжета. Оформление сценария.
    (2 вариант: построение сценария на основе стихотворных сказок А.С.Пушкина и др.)
  3. Обсуждение изготовления декораций к спектаклю, определение ролей.

Занятие № 5 (2ч)

Тема: Будни кукловода.

  1. Работа над речью актера. Подготовка речевого аппарата.
  2. Работа в группах. Изготовление декораций к спектаклю. Разучивание ролей.
  3. Отработка эпизодов.

Занятие № 6. Премьера спектакля (1 ч)

Занятие № 7. Анализ премьеры (1 ч).

Повторный показ спектакля (1 ч + 1 ч резерв)

Занятие № 8 (3 ч)

Тема: Средства отображения характера куклы.

Беседа. Как в костюме отобразить характер куклы? Изготовление куклы.

Занятие № 9 (1 ч)

Тема: Культура и техника речи актера.

Игры и упражнения на речевое дыхание. Игра со свечой. Мыльные пузыри. Творческие игры со словам] “Волшебная корзина”, “Вкусные слова”,

Занятие № 10 (1 ч)

Тема: Костюм для куклы.

О чем рассказывает русский костюм. Значение символики на русском костюме. Символическое изображение знаков земли, огня, зерна, травы. Практическое занятие. Эскиз костюма.

Занятие № 11 (3 ч)

Подготовка спектакля. Занятие по культуре и технике речи. Заучивание ролей.

Занятие № 12 (2 ч)

Премьера спектакля. Анализ постановки.

Психологический мониторинг рисунков зрителей после просмотра спектакля.

Занятие № 13–15

Составление рекомендаций для тех, кто хочет организовать кукольный театр.

Резервные уроки 16–19