"Нам дороги эти позабыть нельзя"

Разделы: Литература


Цели урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; показать, что патриотические чувства в поэзии этого времени соединились с личными переживаниями; воспитывать чувства гордости за Родину и ее защитников.

Оборудование урока: записи песен, выставка книг и сборники стихотворений, портреты поэтов, иллюстрации о войне.

Методические приемы: рассказ учителя, сообщения учеников, выразительное чтение, беседа по вопросам, анализ.

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

А.Т.Твардовский

1.Слово учителя

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы войны, но память людская хранит подвиги, совершенные в те суровые годы.

Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.

Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут рассказать о том , чем была война для нашей страны. К сожалению, Великая Отечественная война не была последней.Поэтому переживания,связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, потере близких. Они тревожатся за свою судьбу, судьбу своей Родины. Все эти чувства передает поэзия.

Несмотря на то что, на войне не до искусства, без него ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

2.Звучит песня “Священная война”.
3.Слово ученика о создании песни.

На рассвете 22 июня 1941года война обрушилась на мирную страну. Не было тогда в Советском Союзе человека, который бы не хотел помочь фронту ,своей стране, народу выстоять в этой страшной борьбе. А через несколько дней по радио прозвучала песня, одна из ярких военных песен, когда-либо сложенных людьми. Ее написали композитор А.В.Александров и поэт В.И.Лебедев-Кумач и называлась эта песня “Священная война”:

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Песню исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии на Белорусском вокзале. Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума…Но вот – первые такты зазвучали… Весь вокзал замер. И вдруг встает один, другой, третий … Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал аплодисментов. Требовали: “Еще!” Исполнили еще раз, другой, третий…

Настанет время – и критики назовут эту песню эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня, которая вобрала в себя горечь, и боль, и гнев людей.

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Вопросы:

– Почему война названа “священной”?
– Какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?
– Как вы думаете, что означают слова “священная война “и “ярость благородная”?

4. Сообщение о К. Симонове.

Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Среди них был и К.Симонов. К. Симонов(1915-1979) – известный поэт, прошедший всю войну корреспондентом газеты “Красная звезда”. Он не по наслышке знает о войне, он знал ее “изнутри”. В первые месяцы войны, когда было особенно тяжело, было написано стихотворение “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…” и посвятил его поэту А.Суркову.

5. Прослушать грамзапись стихотворения “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины.”

Вопросы:

– Как вы думаете, почему это стихотворение произвело очень сильное впечатление и стало очень популярным и любимым в народе?
– Какие картины изображает поэт?
– Как создается образ русской земли в стихотворении?

6. Выразительное чтение “Жди меня”.

Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала, переносить испытания. Она помогала людям жить! Каждое произведение имеет свою историю, есть она и в этом произведении.

Стихотворение К. Симонова было опубликовано не сразу. Редактор газеты 44-й армии И.М.Кокарев, которому автор предложил в январе 1942 году стихотворение ответил отказом. Сказав, что в газету нужно героическое, а не интимно-лирическое.

Вопросы:

– Почему, на ваш взгляд, редактор назвал стихотворение интимно-лирическим?
– Что вы можете сказать о его содержании?
– Какие мысли и чувства вызвало у вас стихотворение. В чем видите его смысл?

7. Сообщение об А.Суркове.

А.Сурков лучший друг К.Симонова. Он является автором тихой, проникновенной песни “Землянка”. Это грустное, лирическое стихотворение, положенное на музыку К.Листовым, выполняло функции боевой, воодушевляющей песни. Оно написано в ноябре 1941 года под Москвой, в землянке. “А.Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворения не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где он сейчас находится, и какая обстановка.. Письма в стихах были одним из распространенных и вовсе не литературных жанров самого тяжелого периода Великой Отечественной войны” – так рассказывает о “Землянке” поэт Е.Долматовский в “Рассказах о твоих песнях”.

8.Звучит песня “Землянка”

– Во время войны цензура не хотела пропускать эту песню. Аргументом было: “Зачем расстраивать воюющего солдата”. Как вы думаете, какие строчки в стихотворении показались цензуре печальными?

– Согласны ли вы с тем, что такие стихотворения, как “Землянка” надо было публиковать в годы войны? Почему?

9. Чтение наизусть стихотворения С.С. Орлова.(1921-1977) “Его зарыли в шар земной”.

Это стихотворение посвящено простому солдату, вынесшему все тяготы войны.

10. Сообщение о создании песни “Журавли”.

“Журавли” появились в конце 60-х годов, появились не случайно: не исчезнет, не тускнеет с годами наша память о войне. И спустя много лет после ее окончания рождаются песни.

Один из наиболее ярких примеров создания новой песни при участии М.Бернеса – “Журавли” Френкеля–Р.Гамзатова.

Именно Бернес предложил стихи Гамзатова другу, чувствуя, что композитор готов к осуществлению подобной художественной задачи. Стихотворение подверглось значительным изменениям. Работа была тщательной и кропотливой. Оно приобрело уже не национальный колорит, а стала общечеловеческой песней.

Стихи соединились с музыкой. Теперь мелодия “Журавлей” широко известна. Многое можно услышать в ней. Каждый добавляет частицу своего личного опыта… Вносит коррективы время. И живет песня, утешает, сочувствует, будит нашу совесть ,не дает застыть памяти.

Из воспоминания Н.Завадской: “Впервые “Журавли” прозвучали на редакционной “Землянке” – традиционной встрече ветеранов в газете “Комсомольская правда”. Там был маршал Конев и другие видные военачальники. Когда песня смолкла, в зале еще долго стояла тишина. А потом Конев обнял Бернеса и со слезами на глазах сказал: “Спасибо! Как жаль, что нам отказано в праве плакать”.

Вскоре песня звучала повсюду, но, тем не менее, произведение воспринималось неоднозначно. Музыкальные критики ее не одобрили, а публика – надо отдать ей должное – безоговорочно приняла “Журавлей”. Эта песня вдохновила барнаульского скульптора П.Миронова на создание памятника погибшим воинам. Скульптор С.Санакоев из североосетинского села Дзуариакау тоже воздвиг монумент в честь земляков… Эта песня может волновать сердца поколений и оставлять щемящее душу ощущение чуда.

11. Исполнение песни “Журавли”

12. Беседа – интервью с участниками войны.

Слово учителя. Из села Неводное на фронт ушло 200 человек, не вернулось с полей сражений 136. На нашем уроке присутствуют ветераны, наши земляки, односельчане. Люди, которые не понаслышке знают о войне.

И мы пообщаемся с ними и услышим из первых уст как это было.

Д.П. Шинкаренко

Расскажите что-нибудь о себе и о тех далеких сороковых.

– Во-первых, хочу сказать спасибо учителю и вам ребята за то, что не забываете нас приглашаете на мероприятия. Такие уроки нужны они воспитывают настоящих солдат, патриотов своей Родины.

Родился я 6.03.1924 в с.Неводное. До войны работал ездовым на лошадях и быках.

– Сколько вам было лет, когда ушли на фронт?

– Мне было 17.На фронт пошел не задумываясь.

– Есть ли у вас награды и за что?

– Да, у меня 8 наград. За что дали? Просто так награды не дают.

– Были какие-нибудь курьезы на войне?

– Были. Я был ранен и лежал в госпитале. Это был дом богатого немца. Мы не знали, что наступил День Победы. Часовой, стоявший у дверей начал стрелять вверх. Все подумали, что пришли немцы. И все больные, и те, которые могли ходить, и те, которых наверх заносили на носилках санитары, стали выбегать на улицу и прятаться кто – куда. Но вышла медсестра и сказала, что настал День Победы. Все стали обниматься, плакать и забираться на второй этаж.

Г.М. Фищунов.

– Расскажите что-нибудь о себе?

– Родился в 1920 году в с. Неводное. До войны работал трактористом.

– Как попали на фронт?

– В 1940 пошел служить в армию, а тут и война вскоре. Служил на Дальнем Востоке в войсках МВД. Там же встретил Победу.

– Когда вернулись в село?

– Вернулся я только в 1947.

– Есть ли у вас награды?

– Медаль за Победу и знаками отличия за службу. А после того как вернулся, работал на тракторе до пенсии.

Спасибо вам за все, уважаемые ветераны, низкий вам поклон!

13. Сообщение о песне “День Победы”

Вспомним, товарищ, тот май,
Что по белому свету
Праздником гордым и вольным
Пошел величаво.
Всем, кто в бою и в труде
Добывал нам Победу, -
вечная слава
Живым и погибшим –
вечная слава

Праздник 9 Мая не можем представить без песни “День Победы”. С ней ассоциируется и парад военной технике на Красной Площади, и залпы орудий, и встреча с ветеранами, но так было не всегда.

“День Победы” прозвучал впервые на праздничном “Огоньке”, посвященному 30-летию Победы над Германией.

Поэт В.Г.Харитонов рассказывал:

– Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая определила весь ее настрой. И вдруг она вырвалась: “Это радость со слезами на глазах…” Да, конечно же, именно это самое главное! И буквально на одном дыхании написал весь припев.

А потом надо было найти начало песни. Я ходил по комнате и вспоминал, вспоминал… Как двадцать лет стал курсантом пехотного училища и через год на Волоколамском шоссе мы сдерживали фашистскую орду…Думали ли мы, мечтали тогда о победе? Конечно. Но так далеко до нее это было в ту пору…

День Победы, как он был от нас далек,
Как в костре потухшем таял уголек…
Были версты обгорелые в пыли -,
Этот день мы приближали, как могли.

“этот день мы приближали ,как могли…” – совсем не случайно я повторил эту строчку в песне трижды… Потому что эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником…

Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:

Здравствуй, мама, возвратились мы не все.
Босиком бы пробежаться по росе!..

Но поймут меня ветераны, которые тогда, к началу войны, едва успели закончить школу. Как часто грезилось нам – измотанным, пропыленным: сбросить кирзу, хоть совсем ненадолго, босиком – по траве, по лужам.

Музыку на мои стихи написал Д.Тухманов.

Песню невозможно слушать без слез. Тухманов нашел такую интонацию “тех лет”, что она сразу вонзилась в сердце..

14. Звучание песни “День Победы”

Вопросы:

– Какие строчки стихотворения передают каждодневный подвиг военных будней?
– Повтор какой строчки и почему скрепляет разрозненные эпизоды?

15. Слово учителя

Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.

Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она говорила о нем правду, она изображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, и была скорбной там, где была скорбь.

– Какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?
– Какие стихи взволновали вас?
– Какие стихотворения о войне вам известны? Что в них затронуло и поразило?
– Как вы думаете, почему писать о войне трудно?
– Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?

Итог урока.

Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.

Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.

Помните!
Через века, через года –
Помните!
О тех,
Кто уже не придет никогда –
Помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны
Памяти павших
Будьте достойны!

Литература:

  1. Т.Журбинская. Ян Френкель М. 1988.
  2. Рассказы о песнях. Составитель О. Очаковская. М. 1985.
  3. Рассказы о твоих песнях. Е.Долматовский. М.Детская литература. 1973.
  4. Л.И.Сидоровский. И только потому мы победили. Очерк. Л. 1985.

Работа над репродукциями, иллюстрациями.

А.А. Пластов. Фашист пролетел.1942

– Рассмотрите репродукцию. Какие средства использовал художник, чтобы передать душевную боль?
– Что вы почувствовали глядя на эту картину?

И.Н.Аристов. Спасение знамени.

– Что изображено на репродукции? Опишите комнату. Чем заняты дети?

Иллюстрации “Девочка”, “Мать и ребенок”, “Военнопленные”.

– Кто главные герои ваших иллюстраций? Что вы хотели показать? Какие чувства возникают при просмотре этих рисунков? Как перекликаются рисунки с темой урока?