Сценарий экологической игры "Друзья леса"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

Данное мероприятие имеет эколого-биологическую направленность и может быть использовано для проведения в школах и учреждениях дополнительного образования. Рассчитано на детей 7-15 лет.

Цель: Вовлечь учащихся в эколого-просветительную деятельность.

Задачи:

  • Закрепить знания о значении леса
  • Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному Краю.
  • Прививать навыки по охране и восстановлению природных объектов.

Форма занятия: экологическая игра.

Оборудование:

  • костюмы лесовичка, мухомора,
  • жетоны в виде шишек ели, грибков,
  • 1 /4 ватмана,
  • фломастеры (для конкурса краски, кисточки),
  • карточки с надписями: Дерево - жук - дрозд - лиса. Жёлудь-мышь-гадюка. Ель - клёст - ель (для составления пищевых цепей),
  • сладкие призы по количеству участников.

Подготовка: зал оформлен изображениями деревьев, кустарников, трав, птиц, животных, цветов, насекомых, 2 столика для команд.

На стене плакат: "Войди надёжным другом в лес, И он тебе откроет тайну больших и маленьких чудес".

Ведущий одет в костюм лесовичка:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поиграем в экологическую игру, призывом которой стали слова:

"Войди надёжным другом в лес,
И он тебе откроет тайну больших и маленьких чудес"

Нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете о лесе. Он, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе и любви. Ребята, я вас прошу быть внимательными. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь леса, умеет правильно вести себя в природе и оберегать её. Представляем наше жюри.

Итак, мы начинаем игру. На 2 команды я хочу вас разделить, так легче будет игру нам проводить. Справа от меня команда "Кедр", слева "Берёза".

И первое задание: "Назовите правила поведения в лесу" (Например, нельзя шуметь в лесу ит.д.) За каждый правильный ответ команда получит жетон в виде еловой шишечки.

На втором этапе вопросы будут задавать каждому участнику отдельно, совещаться нельзя.

Конкурс: "Растения леса "

  • Книга "Русский лес" удостоена Ленинской премии. Назовите фамилию автора(Л.М.Леонов) .
  • Назовите пословицы и поговорки о лесе.(Лес зимой согревает, летом прохладу даёт; осенью накормит", "Много леса -не губи, нет леса -посади" , и т. д.).
  • Назовите 6 лесных растений, плоды которых используются как лекарственное сырьё. (шиповник, черника, земляника, облепиха, боярышник, костяника)
  • Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет? ( На срубе чётко видны годовые кольца. Сколько колец, столько ему лет)
  • Какие хвойные деревья растут в нашем лесу?
  • Что за трава, которую и слепой узнает? (крапива)
  • Из какого дерева делают лыжи? (из берёзы)
  • Из какого дерева делают спички? (из осины)
  • Как отличить сосновые и еловые шишки? (еловая продолговатая со светло-коричневыми чешуйками. Сосновая - широкая, короче еловой, бурая.)
  • Что можно изготовить из хвои сосны? (Искусственную шерсть, витамины, экстракты)

Лесовичок хвалит участников за правильные ответы, раздаёт жетоны. И предлагает следующий конкурс: "Лесные жители".

  • Как называют в Сибири гнездо белки? (гайно)
  • Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст)
  • Какая птица подбрасывает свои яйца в другие гнёзда? (кукушка)
  • Перед какой погодой птицы перестают петь? (перед дождливой)
  • Что теряет лось каждую зиму? (рога)
  • Каких зайцев называют листопадничками? (которые родятся в листопад)
  • Какие животные спят зимой? (медведь, ёж)
  • Какой хищный зверь любит малину? (медведь)
  • Кто меняет шубу 2 раза в год? (лиса, белка, заяц)
  • Животное наших лесов, похожее на кошку. (рысь)

Слышен стук в дверь, появляется ребёнок, одетый в костюм мухомора. Предлагаю грибные загадки: "Если знаете ответ - хлопок, а не знаете - молчок! Договорились? За верный ответ жетончик-гриб.

Итак, внимание:

Он в лесу стоял, никто его не брал.
В красной шапке модной,
Никому не годный. (мухомор )

Этот гриб растёт под ёлкой,
Он звонче всех хрустит в засолке. (груздь)

А этот гриб волнуется и ясно почему:
ах как бы не испортили на шляпке бахрому. (волнушка)

Дружной семейкой и пышным букетом
Эти грибочки стоят на пеньке.
Знаю я точно ,найдётся мне место,
Почётное место в моём кузовке. (опята)

Скользкой, маслянистой шляпкой
Отличаются эти грибы.
Потрогайте.
И сами почувствуете вы. (маслята)

А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он в красной шляпке,
На шляпке горошки. (мухомор)

Мухомор: "Угадали это я!"

Что ж, загадки вы отгадали. Молодцы! Хорошо знаете о моих братьях грибах.

(Хвалит ребят и, уходит), идёт подсчёт жетонов.

Лесовичок: Следующее задание: составить пищевые цепи.

  • Дерево - жук - дрозд - лиса.
  • Жёлудь-мышь-гадюка.
  • Ель - клёст - ель

Лесовичок:

Молодцы, составили. За каждую правильно составленную цепь ,команда получит по одному жетону.

Предлагаю следующий конкурс: "Экологическая культура".

Каждая команда получает лист, на котором описывается конкретная ситуация, поведение в природе, которую необходимо обсудить. Команда по порядку рассуждает, каждая по поводу своей ситуации. За каждый правильный ответ команда получает жетон.

Ситуация 1. "Пожар в лесу"

  • Ты заметил пожар в лесу. Твои действия. По какому телефону будешь звонить в Осетровское лесничество?

Ситуация 2 "Гнездо"

  • Ты заметил в кустах гнездо. Что сделаешь?

Ситуация 3 "Букет первоцветов"

  • Девочка нарвала букет подснежников. Ваши действия.

Ситуация 4 "Грибник"

  • Грибник, собирая грибы, вырывает их с корнем. Что сделать?

Ситуация 5 "Птенец на траве".

  • Ты идёшь по лесу, и вдруг видишь, сидит птенец. Что сделаешь?

Ситуация 6 "Шум в лесу".

  • Ты любишь слушать музыку. И взял с собой приёмник. Идёшь, по лесу и музыка гремит рядом с тобой. Хорошо ли?

Работа жюри. Подсчёт жетонов.

Лесовичок: Переходим к следующему конкурсу.

"Конкурс художников".

Команда придумывает и рисует знак "Охрана леса". Оценка работ. Участники получают жетоны. (Идёт подсчёт жетонов. Жюри подводит итоги).

Лесовичок: Победила дружба! Надеюсь, что вы ещё больше будете любить наш лес, проявлять интерес к жителям страны лесной и оберегать её. Игра показала, что вы много знаете о лесе. Спасибо за участие!

Все получают сладкие призы.

Литература.

  1. Кривошеева. М.А "Экологические экскурсии в школе". Издательский центр "Март",2005г. Москва.
  2. Перекатьева О.В. "Сценарии школьных праздников, конкурсы, викторины, игры".
  3. Издательство "Феникс", 2002 г. Ростов-на-Дону, переулок Соборный, 17.
  4. Педсоветы 4-2004 г. Ежемесячная газета для педагогов.